Понятие парламентской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, её субъекта, ответить на вопрос: кто её осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопросы: как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Понятие и виды форм правления …………………………………………4
3. Парламентская форма правления. Признаки …………………………….6
4. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики..11
5. Заключение ……………………………………………………………….18
6. Список Использованной литературы …………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

система гму.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………3
  2. Понятие и виды форм правления …………………………………………4
  3. Парламентская форма правления. Признаки …………………………….6
  4. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики..11
  5. Заключение ……………………………………………………………….18
  6. Список Использованной литературы …………………………………19

 

Введение

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Они актуальны в современных условиях.

Предметом исследования моей контрольной работы является такой институт государственности, как форма правления, а именно парламентская республика.

С античных времён до наших дней люди пытаются ответить на вопросы:

1) какие формы правления  существуют;

2) какая из известных  форм правления наилучшим образом  подходит для данного времени  в данной стране.

Вопросы формы правления, а именно парламентской республики и вопрос актуальности этой формы государственного устройства и будут рассмотрены в моей работе.

В настоящее время форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство.

Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, её субъекта, ответить на вопрос: кто её осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопросы: как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

 

 

Понятие и виды форм правления

Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская.

При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем - выборные государственные органы.

Классификация форм правления государства в зависимости от числа стоящих у власти, правящих лиц является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе её проведения используется количественный критерий. Если «высшее распоряжение государственной властью, - писал в связи с этим еще в конце XIX века известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, - принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия».1 Предостережения в отношении ущербности количественного критерия классификации форм правления постоянно следовали от многих авторов. Это подтолкнуло ряд исследователей к тому, чтобы не ограничиваться только данным критерием, а разрабатывать и другие критерии.

Так, еще Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей - мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве.

Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью, в процессе классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии. В частности, он широко использовал такие критерии, как общая польза, благо и интерес.

В более поздний период Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность - в основе аристократии, честь - в основе монархии и страх - в основе деспотии.

Помимо названных критериев в отечественной и зарубежной литературе, в особенности ранних лет, довольно широко использовались так называемые юридические критерии. Суть их, по общему признанию, сводилась к тому, что в процессе классификации форм правления за основу брались не количественные или любые иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов и «правящих лиц».

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики, как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

 

Парламентская форма правления. Признаки

Республика (от лат. res publica - общественное дело) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок. 2

Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом - собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний, советов определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.

Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков:

1) Республиканское правление - это коллективное правление. Все  высшие органы государственной  власти - разного рода собрания, советы  и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только  им свойственными полномочиями  и несут ответственность за  их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

2) Решения, принимаемые высшими  органами власти: законодательными, представительными, в большинстве  случаев длительно готовятся, обсуждаются  по соответствующей процедуре, проходят  экспертизу, иногда проверяются  в экспериментальном порядке. Принятие  же решения осуществляется, как  правило, путем голосования. Оно  считается принятым, если за него проголосовало большинство.

3) Республиканское правление  основано подчас на принципе  разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

4) В сфере образования  органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при  которой все высшие органы  государственной власти избираются  народом либо формируются общенациональным  представительным учреждением. В  разных странах существуют различные  избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости.

5) Должностные лица в  республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

6) Республиканская форма  правления в большей степени соответствует характеру демократического конституционного государства. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую (дуалистическую) и парламентскую.

- Президентская республика  представляет определенное соотношение  полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа  и правительства - органа исполнительной  власти, при котором в руках  президента соединяются полномочия  главы государства и главы  правительства. Яркими примерами  президентской республики являются  США, Аргентина, Мексика, Бразилия и  др. В республике данного вида  государственное управление строится  по принципу жесткого разделения  властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание  и т.д.) принимает законы. Высшие  органы государства не только  структурно обособлены, но и обладают  значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию. Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки, для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления. Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик - сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.3 В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д. Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

Информация о работе Понятие парламентской республики