Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:16, контрольная работа
Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, её субъекта, ответить на вопрос: кто её осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопросы: как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.
1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Понятие и виды форм правления …………………………………………4
3. Парламентская форма правления. Признаки …………………………….6
4. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики..11
5. Заключение ……………………………………………………………….18
6. Список Использованной литературы …………………………………19
- Парламентская республика
является менее
- Иногда встречаются смешанные
формы правления, парламентско - президентские,
которые не укладываются чётко
в основную классификацию
Кроме того, история знает еще один вид республики - Советскую республику. Данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удаленный от демократического. Главным признаком данного вида республики является верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями - все остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними или подотчетны им. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах.
Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики
Разделение верховной исполнительной власти между реальным и церемониальным руководством. Функции реального исполнительного руководства осуществляются правительством (кабинетом министров) во главе с премьер-министром, который избирается парламентом. Глава правительства является фактически первым лицом в политической иерархии, хотя исполнительная власть осуществляется по большей части коллегиально. Сила политической власти премьера определяется тем, насколько он контролирует назначение и деятельность членов кабинета и во многом зависит от типа парламентского режима. Функции церемониального руководства выполняет лишенный реальной власти формальный глава государства - президент или монарх. Президент обычно избирается на должность парламентом (в некоторых странах, например в Индии, Италии, ФРГ, - совместно с представителями местных легислатур). Формально-юридические возможности главы государства в чисто парламентских системах гораздо шире его церемониальных полномочий (назначать и освобождать от должности премьер-министра и других высших чиновников, подписывать законы, принимать отставку правительства, распускать парламент, назначать новые парламентские выборы и др.). Однако все эти функции являются преимущественно символическими. Глава государства выполняет их в рамках императивных норм писанного и неписанного права, содержащих предписания, обязательные для исполнения (например, обязанность назначить премьер-министром лицо, избранное на этот пост парламентским большинством, обязанность подписать принятый парламентом закон и т. д.). К тому же почти все акты, подписанные главой государства, требуют контрассигнации (скрепления подтверждающей подписью) премьер-министра или соответствующего министра, без которой они не будут действительны. Вместе с тем глава государства может обладать некоторыми дискреционными (выборочными), или спящими полномочиями. Это такие полномочия, применение которых ставит главу государства в ситуацию выбора того или иного решения и тем самым позволяет осуществлять политическую власть. Так, например, Конституция ФРГ предусматривает, что если лицо, избранное во втором туре голосования на пост премьер-министра, не собрало большинства голосов членов Бундестага, то федеральный президент обязан в течение семи дней либо произвести его назначение, либо распустить Бундестаг. Выборочные полномочия появляются ("просыпаются") в нестандартной, кризисной ситуации. Поэтому ими очень редко пользуются. В обычной ситуации права на инициативу и собственный выбор в принятии политического решения глава государства практически не имеет. парламент республика правление.
Парламентский способ формирования правительства. В парламентской системе правления гражданами непосредственно избирается только законодательная ветвь власти, которая, в свою очередь, избирает высшее руководство исполнительной власти. Правительство формируется чаще всего парламентским большинством. В некоторых странах, например, в Дании, Италии, Норвегии, Швеции распространена практика образования кабинетов парламентского меньшинства. Это такие правительства, которые не опираются на абсолютную поддержку парламента. Для их появления достаточно только того, чтобы большинство не голосовало против предлагаемого кабинета. Законодательное собрание обычно ограничивается избранием премьер-министра. (Одним из немногих исключений является Австралия, где правящая парламентская фракция избирает всех членов правительства.) Премьер-министр избирается на неопределенный срок, но он не может превышать период ("созыв", "каденцию") деятельности парламента. Премьером, как правило, становится лидер партии (или коалиции партий), контролирующей большинство мест в парламенте. Он отбирает других министров кабинета. При чем в подавляющей части парламентских систем кабинет министров образуется преимущественно из членов парламента с сохранением их депутатских мандатов. В ряде стран персональный состав и программа действий нового кабинета представляются парламенту вместе с предложением о предоставлении правительству вотума доверия (например, в Греции, Италии, Чехии). В других парламентских государствах этого не требуется. Правительство действует до тех пор, пока парламент специально не предъявит ему вотум недоверия (Великобритания, Дания, ФРГ, Голландия, Норвегия, Швеция и др.). Ответственность правительства перед парламентом. Поскольку премьер-министр избирается парламентом, то он вместе с кабинетом несет политическую ответственность только перед парламентом. Это выражается в том, что правительство полностью подконтрольно парламенту. Существует множество форм парламентского контроля, например, специальные парламентские запросы или вопросы, слушания парламентских комитетов и комиссий, парламентские дебаты. Но главной из них является возможность вотума недоверия, т. е. голосования парламентского большинства за смещение премьер-министра (и всего действующего кабинета) или отдельных министров. Смещение кабинета может произойти путем голосования парламентского большинства за предложение выразить недоверие премьер-министру либо за отклонение предложения выразить доверие премьер-министру. Предложение о выражении недоверия обычно ставится парламентской оппозицией, тогда как предложение о доверии вносится самим премьер-министром. В конституционное право некоторых стран (ФРГ, Испания, Италия и др.) введен так называемый "конструктивный вотум недоверия", допускающий смещение премьер-министра лишь при одновременном избрании преемника абсолютным большинством голосов. Кабинет в любой момент и по любой причине может быть низложен голосованием парламентского большинства. Поэтому важнейшим фактором стабильности парламентской системы являются отношения доверия между кабинетом и парламентом. Для того чтобы выжить, правительство должно постоянно опираться на доверие большинства депутатов парламента. Если премьер-министр и его кабинет теряют доверие парламентского большинства, то они могут быть отозваны со своих постов посредством вотума недоверия. Это обычно влечет за собой отставку правительства ("правительственный кризис") или - что бывает значительно реже - досрочный роспуск парламента. Последнее обычно происходит, прежде всего, вследствие неспособности парламента сформировать в течение определенного срока новое правительство или неконструктивного вотума недоверия ("парламентский кризис"). Глава государства обязан в этой ситуации распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы. Обратная зависимость парламента от правительства. Политически связующим элементом между парламентом и правительством являются политические партии. В системах парламентского правления обе ветви власти контролируются одной и той же партией (или партийной коалицией). Ведущие политики-депутаты правящей партийной фракции (коалиции) избираются в состав кабинета, играют решающую роль в разработке его программы и оказывают определяющее влияние на всю последующую деятельность парламента. Хотя законодательные полномочия относятся к числу основных функций представительного собрания, политический курс, как правило, разрабатывается и выдвигается членами кабинета. Рядовые парламентарии правящей фракции, связанные жесткой партийной дисциплиной, в основном голосуют в поддержку тех законопроектов, бюджетов и иных политических решений, которые предлагаются их лидерами в правительстве. Поэтому парламент чаще всего обладает меньшим влиянием на выработку государственного курса, нежели правительство, и оказывается в определенной зависимости от него. Этот эффект только усиливается, если лидер партии одновременно является главой кабинета. Однако степень зависимости парламента от правительства опять-таки определяется типом парламентского режима. Таким образом, при парламентской форме правления ни одно правительство не может быть образовано без хотя бы минимальной поддержки в законодательном органе. Кабинет вырастает из легислатуры и является органом парламентского большинства. Право парламента сместить кабинет и возможность досрочного роспуска парламента обеспечивают определенную взаимозависимость законодательной и исполнительной ветвей власти, что побуждает их к сотрудничеству и поиску согласия. Это - режим "мягкого" разделения властей, или, если воспользоваться классификацией М. Дюверже, режим сотрудничества властей.
В демократическом мире существуют четыре основных типа парламентского режима. Различия между ними определяются количеством политических партий, завоевавших контроль над исполнительной властью, уровнем парламентской поддержки кабинета, стилем правления, механизмом принятия политических решений. Первый можно определить как режим однопартийного большинства. Он возникает при так называемой мажоритарной ситуации, когда какая-либо партия обладает абсолютным большинством мест в парламенте. Это дает ей возможность единолично сформировать однопартийное правительство большинства и проводить самостоятельный политический курс на протяжении всей парламентской каденции. Иногда приобретение такого контроля вытекает непосредственно из результатов парламентских выборов, когда одна партия завоевывает абсолютное большинство голосов. После Второй мировой войны к данной категории длительное время относились парламентские демократии в Швеции и Японии . Однако более распространенной разновидностью однопартийного режима парламентского большинства является Вестминстерская модель, возникшая в Англии и названная так по месту расположения её парламента - Вестминстерскому дворцу. Сегодня она характерна не только для Великобритании, но и для многих других стран, испытавших британское влияние, таких как, Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия, Ямайка. Вестминстерская модель основана на мажоритарной избирательной системе относительного большинства, которая, как известно, сводится к формуле "победитель получает всё". Благодаря этой системе, партия, набравшая меньше половины голосов избирателей всей страны (в Великобритании это число всё же должно составлять не менее одной трети), получает, как правило, абсолютное большинство депутатских мест и монопольное право назначать членов кабинета. Остальным партиям, пользующимся сравнительно немалой совокупной поддержкой электората, достается минимальное количество мест в законодательном собрании. Длительное применение подобного электорального закона ведет к возникновению двухпартийной системы, когда, поочередно сменяя друг друга, одна из двух крупнейших партий страны формирует правительство, а другая образует официальную оппозицию. Преимущества и недостатки парламентских режимов.
Сильные и слабые стороны той или иной формы правления определяются ее способностью поддерживать стабильность государственной власти и всей политической системы. Политическая стабильность предполагает утверждение определенного типа политического господства, легитимность и эффективность политического режима. Стабильность любой демократической системы характеризуется высокой вероятностью сохранения демократического, рационально-легального характера политического господства, низким уровнем реального или потенциального политического насилия и минимизацией риска ошибок и цены издержек при принятии и осуществлении политических решений. В спорах о том, какая система правления наилучшим образом поддерживает и укрепляет демократию, многие политические теоретики (например, А. Валенсуэла, Х. Линц, А. Степан, С. Скэч) традиционно отдают предпочтение "чистому типу" парламентаризма, причем, прежде всего, его британской модели. Однако, по мнению некоторых других авторитетных политологов, степень позитивного или негативного воздействия определенной формы правления на демократическую стабильность производна не столько от ее институциональных особенностей, сколько от всей совокупности политических институтов, действующих в данной стране Д. Горовиц, а также от характерных для нее экономических и культурных факторов С. Липсет. Та или иная форма правления может усиливать либо, наоборот, ослаблять стабильность демократического режима в сочетании со следующими социальными и политическими условиями:
- состояние экономики (устойчивое развитие или глубокий кризис);
- степень культурных и идеологических разногласий в обществе (нормативный и ценностный консенсус или острый конфликт и раскол);
- количество действующих политических партий (двухпартийная или мультипартийная система)
- степень антагонизма и поляризации партий (консенсусная, примирительная или конфликтная партийные системы)
- тип избирательной системы
и степень ее соответствия/
-общие политико-культурные
традиции (демократические или
1. Гибкость исполнительной
власти. Нефиксированный, заранее не
установленный срок полномочий
премьер-министра и простота
2. Сотрудничество исполнительной
и законодательной власти. Взаимозависимость
правительства и парламента