Понятие, принципы, основные виды, стадии правотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:02, реферат

Краткое описание

В последние годы особый интерес не только ученых, но и практиков вызывают вопросы, касающиеся правотворческой деятельности различных органов государственной власти и, прежде всего результата этой деятельности - принимаемых ими нормативных правовых актов. Огромное значение для совершенствования текущего законодательства, практики его применения, в целом совершенствование правовой системы имеет принятие государственными органами нормативных правовых актов в пределах их полномочий, определение соподчиненности (иерархии) этих актов, порядка опубликования и вступления в силу и т.д. Поэтому исследования, посвященные данной проблематике и в том числе проблемам правотворчества, имеют не
только важное теоретическое, но и практическое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА 1 ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, СТАДИИ

5
1.1 Понятие, принципы правотворчества
5
1.2 Основные виды, стадии правотворчества
6
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
10
ГЛАВА 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФИРАТ 2014.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

        Сочетание общегосударственных и региональных интересов.  Этот  принцип актуален прежде всего для государств с федеративным устройством.

        Он заключается  в  том,  что  правотворческие  решения  федеральных  властей должны  учитывать  интересы  регионального   характера,   отражать   местные особенности. Но не менее важны эти положения  и  для  унитарных  государств. Бывает, что нормативно-правовые акты, принимаемые центральными  органами,  в чем-то  ущемляют  интересы   населения   определенной   местности,   вызывая негативное к  ним  отношение.  В  результате  эффективность  действия  актов значительно    снижается.    Следовательно,    те    решения     центральных нормотворческих  органов,  которые  затрагивают  интересы   какого-либо   из регионов, должны очень тщательно  прорабатываться  с  этой  точки  зрения  и учитывать местные интересы. Естественно, и местные органы в своих  актах  не должны игнорировать общегосударственные интересы. Актуальность для  Беларуси

этого принципиального положения связана с  регулированием  различных  сторон жизни населения  в  регионах,  потерпевших  от  аварии  на  ЧАЭС.  Названный принцип  важен  и  при  определении  правового   положения   создаваемых   в республике свободных экономических зон, и во многих других случаях. Нормотворчество,    как    процесс,    осуществляется    с    соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий:

       - планирование нормотворческой деятельности;

        - нормотворческая инициатива;

        - подготовка проекта нормативного правового акта;

         - принятие (издание) нормативного правового акта;

         - включение нормативного правового акта в  Национальный  реестр  правовых актов Республики Беларусь;

         - опубликование нормативного правового акта.

Кроме  вышеперечисленных  стадий  возможно  также   выделение   в  отдельную стадию    принятие    мер    по    введению    в    действие    нормативного правового акта. В данном  случае  имеется  в  виду  фактическое  введение  в действие,  так  как  законодатель  окончательно  придает  юридическую   силу принятому нормативному правовому акту путем его опубликования.

       В связи с развитием  информационных  технологий  иным  содержанием  стала наполнена    и    предпоследняя    стадия     нормотворческого     процесса.

       Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь  существует   не только как печатное издание, но и в цифровом варианте. Так, на апрель  2000, возможностями сайта  Национального  центра  правовой  информации  Республики Беларусь в интернете воспользовалось 57  тысяч  пользователей.  В  интернете  размещено  более  6.000  нормативных  правовых  актов  Республики  Беларусь. Данная база данных, существующая  в  интернете,  является  эталонным  банком данных правовой информации Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

СУБЪЕКТЫ  ПРАВОТВОРЧЕСТВА                                                                                    

 

 

         Таким образом, существуют следующие субъекты правотворчества:

        -правотворчество народа путем референдума;

         -правотворчество компетентных государственных органов (должностных лиц); 

       -правотворчество негосударственных организаций  в  случае делегирования  им специальных полномочий.

          Правовые  нормы  как  общеобязательные  правила  поведения  возникают, изменяются   или   отменяются   в   результате   специальной    деятельности компетентных государственных органов, которую называют в  юридической  науке  правотворчеством (как  уже было сказано выше). Следует однако иметь в  виду, что содержание и объем  указанной  государственной деятельности  не  всегда одинаковый. В  одних  случаях  компетентные  органы   государства   сами непосредственно  издают  правовые  нормы,  в  других  –  они  могут  придать общеобязательное   значение   нормам, исходящим от негосударственных организаций, или обычаям. В тех же случаях, когда  юридическое  решение,  в котором  содержаться  общие  правила  поведения,   принимаются   посредством референдума (народного голосования), государство  придает  такому  решению официальное значение.  Достоинство референдума, если он проводится  с  целью принятия нормативного  акта,  проявляется  в  том,  что  здесь  воля  народа выражается  непосредственно.  Однако   опыт   свидетельствует,   что   путем референдума весьма трудно принять акт, истинно выражающий эту волю. Ибо результаты голосования в значительной  степени  зависят  не  от  содержания  акта,  а  от   вопросов, предложенных  для  голосования,  которое  нередко   формулируется   туманно.

       Вынесение  на  референдум  сколько-нибудь  крупных  актов   нецелесообразно, поскольку на них невозможно дать однозначный ответ.

        Исходя из сказанного  субъектами  правотворчества  являются  во-первых компетентные государственные органы,  когда  нормы  права  создаются  ими  и исходят  прямо  от  них.  Функцией  правотворчества  в  Республике  Беларусь обладает достаточно широкий круг государственных органов и должностных  лиц.

       К их числу относятся: Президент Республики Беларусь,  Национальное  собрание (Парламент), Совет Министров (Правительство), министерства,  государственные комитеты,  другие  центральные  ведомства,  местные  Советы,  исполнительные комитеты, их управления  и  отделы,  руководители  предприятий,  учреждений, организаций и другие.  Каждый  из  этих  органов  обладает  правотворческими полномочиями в пределах своей компетенции. Полномочия на издание нормативно - правовых  актов  определяются  Конституцией  Республики  Беларусь, другими законами. Во-вторых  субъектом  правотворчества  являются  негосударственные организации,  когда  государство  осуществляет  санкционирование  норм  этих организаций.   В   этом   случае   нормам,    изданным    негосударственными организациями, или обычаям государство  придает  общеобязательное  значение, юридическую силу. Следует  также  иметь  в  виду,  что  компетентные  органы государства  в  определенных  случаях   могут   поручить   негосударственным организациям принятие нормативно-правового акта. Принятым таким путем  актам придается  юридическое  значение  и   они   не   нуждаются   в   последующем утверждении.  В  -   третъих,   специфическим   субъектом    правотворчества выступает народ. В соответствии  с  Конституцией  Республики  Беларусь  для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться  референдумы.   Участие   государства   в   процедуре   принятия нормативных  решений  непосредственно  народом  является  минимальным.   Оно заключается  в  объявлении  референдума,   «оформлении» его   результатов, опубликовании и введении принятого решения в действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ГЛАВА 3                       

                      ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

 

Законодательный процесс - это последовательное прохождение в Парламенте следующих стадий:

1. Законодательная инициатива;

2. Внесение законопроектов либо  их разработка постоянными комиссиями

Парламента;

         3. Обсуждение законопроекта в Парламенте;

         4. Принятие законодательных актов;

        5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.

 

      Законодательная инициатива - Согласно Конституции Республики Беларусь  право  законодательной  инициативы принадлежит:

         • Президенту;

        • депутатам Палаты представителей;

         • Совету Республики;

        • Правительству;

        • гражданам, обладающим избирательным правом в количестве не менее  50 тысяч человек и реализуется в палате представителей.

Также  необходимо  отметить,  что  законопроекты,  следствием  принятия

которых  может  быть  сокращение  государственных  средств,   создание   или

увеличение  расходов,  могут  вноситься  в  Палату  представителей  лишь   с согласия Президента либо по его  поручению  -  Правительства.  Что  касается

вопроса об объявлении рассмотрения проекта закона срочным, то Президент Конституция Республики Беларусь  1994г.  (с  изменениями  и  дополнениями,

принятыми  на  республиканском  референдуме  от  24   ноября   1996г). Статья

99(стр.76) либо по его поручению  Правительство  имеют  право  вносить  соответствующие предложения в Палату  представителей  и  Совет  Республики,  которые  должны рассмотреть его в течение десяти дней со дня внесения  на  их  рассмотрение.

          Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента - тот  государственный  орган  либо  группа  граждан,   которая   внесла предложение о необходимости принятия  нового закона либо внесения  изменений и дополнений в уже действующий закон, они же  и  предлагают  проект  данного закона  или  поправок  в  закон.  Однако  основную  работу   по   разработке  законопроекта  выполняет  определенная   постоянная   комиссия   Парламента.

Постоянные комиссии, как правило,  образуются  на  первой  заседании палат из числа депутатов, которые могут быть членом только  одной  комиссии. В работе других комиссий депутат вправе участвовать с правом  совещательного голоса.  На  сегодняшний  день  всего  существует  16  комиссий:  в   Палате представителей –11, Совете Республики – 5 (комиссия  по  законодательству  и государственному  строительству,  по  экономике,   бюджету,   финансам,   по социальным  вопросам,  по  рыночной  политике,  по  международным  делам   и национальной безопасности). Заседания  комиссий  могут  проводиться   как  в период работы сессии, так и между сессиями палат Парламента.  В необходимых случаях палаты Парламента  могут  создавать  временные комиссии,  например: следственную, ревизионную, конституционную. Они также  избираются  из  числа депутатов,  но  могут  привлекать  к  своей  работе  ученых  и  практических работников. Они также могут проводиться  для  решения  временных  задач  или досрочного роспуска Парламента.

          Обсуждение законопроекта в Парламенте в  соответствии  с Конституцией   Республики   Беларусь   первоначально законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента,  т.е.  Палате представителей.

      Законопроект  принимается  Палатой  представителей  простым  большинством голосов  от    ее   полного   состава.   (56   голосов   депутатов    Палаты представителей).

       После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается  на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет Республики, в  течение  пяти дней, который  должен  рассмотреть  законопроект в  течение  не  более  чем двадцати  дней,  если  иное   не   предусмотрено   Конституцией.   Если   за законопроект проголосовало большинство от полного состава Совета  Республики (33 члена Совета Республики), либо если  в  течение  двадцати  дней,  а  при объявлении законопроекта срочным  - десяти дней со дня внесения  он  не  был рассмотрен  нижней палатой Парламента, закон считается одобренным.

       Если Совет Республики одобряет законопроект, то  законопроект  становится законом. Если комиссия не смогла  выполнить  свою  задачу,  то  Президент либо по  его  поручению  Правительство  направляют   законопроект  в  Палату представителей, которая должна принять окончательное решение, но  уже  двумя третьими от полного состава нижней палаты (75 голосов депутатов).

       Принятие закона - Законопроект   становится    законом,    за    исключением    случаев предусмотренных  Конституцией,  после  принятия  Палатой  представителей   и одобрения Советом Республики. После всего  сказанного,  закон  передается  в десятидневный срок  Президенту, который должен  рассмотреть  его  в  течение двух недель  с  момента  получения.   Президент  его  подписывает,  если  он согласен с текстом закона.  Если  по  истечении  двух  недель  Президент  не возвратил закон в Парламент, то закон считается  подписанным.  В  случае  не подписания Президентом закона, он  должен  в  течение  четырнадцати  дней  с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей  со своими  возражениями,  которая  должна  рассмотреть  закон  с   возражениями Президента не позднее тридцати  дней  и  принять  решение  квалифицированным большинством   голосов   от   своего   полного   состава.   Затем   повторно рассмотренный закон в течение  пяти  дней  направляется  Совету  Республики, который должен рассмотреть его повторно  не  позднее  двадцати  дней.  Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным  большинством  голосов от полного состава Совета Республики (43  члена  Совета Республики).  Затем закон  направляется  вторично  на   подпись   Президенту,   который   должен рассмотреть его в десятидневный срок. В не зависимости  от  того  будет  или нет, в этот срок,  закон подписан Президентом,  он  вступает  в  юридическую силу Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г). Статья103(стр.79)

          Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов

Порядок официального опубликования законодательных актов Декреты  Президента  Республики  Беларусь  и  законы   Республики   Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным опубликованием  понимается  доведение   их   до всеобщего  сведения  путем  воспроизводства  текста  законов  и  декретов  в издании Национального реестра правовых актов республики Беларусь.

      Официальное опубликование  законов и  декретов  осуществляется  на  том

государственном  языке,  на  котором   они   приняты.   Датой   официального

опубликования считается день выхода в свет официального издания,  в  котором помещен текст декрета или закона. Не подлежат опубликованию  законодательные акты или их отдельные  положения,  содержащие государственные  секреты  или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь  сведения,  если  иное предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

       Положение об  официальном опубликовании и  вступлении в силу правовых  актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом Президента РБ 10.12.1999 №22 и вступившим в силу с 1 января 1999г.

       Декреты Президента Республики Беларусь  и  законы  Республики  Беларусь вступают в силу с момента:

•  указанного в самом законодательном акте;

• через десять дней после официального опубликования законодательного акта.

      С  1  января  2001г.  официальными  изданиями  для  законов  являются:

издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь;  «Народная газета» (на русском языке); газета «Звязда» (на белорусском языке).

      Для  декретов  Президента  официальными  изданиями  являются:  издание

Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; газета  «Советская Белоруссия».

Закон РБ от 10.01.2000г. № 361-З «О нормативных правовых актах  Республики Беларусь» (Гл.16)

Некоторые законодательные акты (кодексы) вводятся  в  действие специальными законами. Это  касается  Уголовного,  Уголовно-процессуального  и  Уголовно- исполнительного кодексов, вступивших в силу с 1  января  2001г.  Исключением из правил  является  Гражданский  процессуальный  кодекс,  который  согласно ст.562 ГПК должен был вступить в силу со дня его официального  опубликования (Национальный   реестр   правовых   актов   №18    от    17.03.1999г.).    В действительности же ГП был введен  в  действие  Декретом  Президента  РБ  от 05.03.1999г. №9 одновременно с ГК РБ с 1 июля 1999г.

         Законодательные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей  граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.  При  этом,  как правило, законодательные акты публикуются после включения их в  Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

Информация о работе Понятие, принципы, основные виды, стадии правотворчества