Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:05, курсовая работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие формы государства, её признаки;
2.Изложить понятия форм правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Рассмотреть политический режим, виды режимов, их признаки.
Введение
Понятие формы государства, её структура.
Форма правления: монархия, республика, их виды.
Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация.
Политический режим. Виды режимов и их признаки.
Заключение
Список использованной литературы.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
По
указанным признакам формы
монархические (абсолютные, конституционные)
республиканские
(президентские, парламентские)
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военноначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т.п.
Свои истоки
монархическая форма правления
имела в той достаточно простой,
социально не слишком расчлененной
организации общества, которая появилась
4 -3 тысячи лет до нашей эры. В этих
обществах монархия обеспечивала эффективно
немногочисленные общесоциальные и
классовые функции
Основными признаками классической монархической формы управления являются :
трению; у
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на :
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.
С развитием буржуазных отношений
абсолютистская монархия в некоторых
странах эволюционирует в монархию конституционную,
приспосабливаясь к интересам нового
господствующего класса - буржуазии.
Ограниченная
монархия -
представляет такую форму монархии, при
которой монарх будучи юридически и фактически
независимым от парламента (представительного
учреждения народившегося и окрепшего
“третьего сословия”) в сфере исполнительной
власти, тем не менее вынужден считаться
с его деятельностью. Таковой была монархия
в России после 1905 года.
Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :
Монархия как форма
правления - это сложный конгломерат
власти, юридических основ ее организации
и осуществления, социально-психологического
состояния общества. Как показывает современная
история, монархия еще не отжившая свой
век форма правления, а имеющая при определенных
условия достаточные исторические перспективы.
Примером могут послужить постоянно поднимающиеся
в современной России разговоры о восстановлении
монархии.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Географические факторы, исторические традиции, национальная психология, также как и соотношения классовых сил в некоторых государствах привели к возникновению другой формы правления - республиканской. К примеру, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею разделения властей разработал Монтескье (XYIII век) в труде “О духе законов”.
Различные органы государства выполняют различные функции по управлению государством: парламенты (народные собрания национальные ассамблеи, думы и т.д.) принимают законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовают их исполнение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов. Вся эта идея создавала систему “сдержек и противовесов”, обеспечивающую власть народа, сдерживающую попытки одной из ветвей власти стать индивидуальным или коллективным диктатором.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является
законодательная деятельность и контроль
за исполнительной властью. Парламент
обладает важными финансовыми полномочиями,
поскольку он разрабатывает и принимает
государственный бюджет, определяет перспективы
развития социально-экономического развития
страны, решает основные вопросы внешней,
в том числе оборонной политики. Парламентарная
форма республиканского правления представляет
собой такую структуру высших органов
государственной власти, которая реально
обеспечивает демократизм общественной
жизни, свободу личности, создает справедливые
условия человеческого общежития, основанное
на началах правовой законности. К парламентарным
республикам можно отнести ФРГ, Италию
(по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию,
Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее
характерные черты
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)- через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
Информация о работе Понятие формы (устройства) государства, её структура