Понятие формы (устройства) государства, её структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие формы государства, её признаки;

2.Изложить понятия форм правления;

3. Рассмотреть формы государственного устройства;

4. Рассмотреть политический режим, виды режимов, их признаки.

Содержание

Введение

Понятие формы государства, её структура.
Форма правления: монархия, республика, их виды.
Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация.
Политический режим. Виды режимов и их признаки.


Заключение

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по тгп.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

                Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

               Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

                В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

              В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

                  В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Государственное устройство:  унитаризм, федерация, конфедерация.

       История существования государства свидетельствует  о том, что во всех века разные государства  отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные  единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные  явления в современной юридической  теории принято объединять в один термин – форма  государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»3.

Форма государственного устройства- это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии  от форм правления организация государства  рассматривается с точки зрения распределения государтсвенной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает :

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
 

       При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической  карте мира она фактически не встречается.

       Также необходимо добавить, что форма государственного устройства делится на две группы:

    • внутренние  устройства
    • межгосударственные устройства.

       К внутренним можно отнести унитарную  и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным – конфедерацию.  Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового  характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»4. 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Унитарное государство - это цельное государство, части ( территориальные подразделения ) которого ( департаменты, провинции, округа, и т. д. ) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками :

1. Унитарное  государство предполагает единые, общие для всей страны высшие  представительные, исполнительные  и судебные органы, которые осуществляют  руководство соответствующими местными  органами. 

На территории унитарного государства действует  одна конституция,проводится обязательная для всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика.

3. Составные  части унитарного государства(области,  департаменты, округа, провинции, графства)государственным  суверенитетом не обладают. Они  не имеют своих законодательных  органов, самостоятельных воинских  формирований, внешнеполитических  органов и других атрибутов  государственности. В то же  время местные органы в унитарном  государстве обладают известной,  а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Унитарное  государство, на территории которого  проживают небольшие по численности  национальности, широко допускает  национальную и законодательную  автономию.

5. Все внешние  межгосударственные сношения осуществляют  центральные органы, которые официально  представляют страну на международной  арене.

6. Унитарное  государство имеет единые вооруженные  силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

7.Вподавляющем  большинстве современных унитарных  государств основное территориальное  деление является политико-административным.Наряду  с ним в ряде стран имеются  административно-территориальные единицы  как общего типа,где действуют  органы общей администрации,так  и специального где действуют  специализированные государственные  органы(судебные округа)

 Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.

         С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение  полномочий между центральной властью  и территориальными единицами высшего  уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

           Различие же с централизованными государствами заключается в том ,что они (централизованные) -это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо - племенным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства ,где на местах отсутствуют выборные органы.  Однако в странах с однопартийной системой,  формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

            Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством . Все  без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государсвен-ного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

                  В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов ), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств ( в связи с традициями ). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления. 

       Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями  образования конкретной федерации  и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в  союзное государство.

Вместе с  тем можно выделить наиболее общие  черты, которые характерны для большинства  федеративных государств.

1. Территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2.  В союзном  государстве верховная исполнительная,  законодательная и судебная власть  принадлежит федеральным государственным  органам.

3. Субъекты  федерации имеют право принятия  собственной конституции, имеют  свои высшие исполнительные, законодательные  и судебные органы

4. В большинстве  федерации существует союзное  гражданство и гражданство федеральных  единиц.

5.  При  федеральном государственном устройстве  в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов  федерации.

6. Основную  общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные федеральные органы. Они  официально представляют федерацию  в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и  др.).

             Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

           Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Информация о работе Понятие формы (устройства) государства, её структура