Понятия и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит взависимости от каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий. Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Содержание

1.Введение с 2 - 3
2. Формы государства с 3 - 16
3. Понятия и признаки государства с 16 - 18
3.1. Публичная власть с 18 - 21
3.2. Государственный суверенитет и суверенитет народа с 21 - 23
3.3. Территориальная организация населения с 23 - 27
3.4. Функционирование посредством права с 27 - 28
3.5. Аппарат управления и принуждения с 28 - 31
3.6. Казна с 31 - 33
4. Функции государства с 33 - 35
5. Заключение с 35
6. Список литературы с 36 - 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГиП.docx

— 3.26 Мб (Скачать файл)

Само по себе функциональное назначение системы власти в целом и отдельных  её частей  определено социальными  взаимоотношениями либо сотрудничеством  социальных групп, различных политических и неполитических организаций и  граждан, а также конкретными  политическими отношениями, правами  и свободами граждан и их объединений, степенью политической активности, состоянием законности и правопорядка в стране и наличием либо отсутствием законопослушных  граждан. Итак, можно сделать вывод, что политический режим есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе, в данный момент исторического развития.18Основные виды государственно правового режима: демократический антидемократический.19

20 21

Демократическим является режим осуществления государственной власти, система методов, способов и средств которого реально обеспечивает основные права и свободы человека.

Антидемократическим является режим осуществления государственной власти, система методов, способ и средств которого реально не обеспечивает основные права и свободы человека. Отличие демократического и недемократического режима заключается в следующем:

22

3.Понятия и признаки  государства

Вопрос о понятии государства  является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

«Что такое государство? - восклицал  один из российских государствоведов в начале ХХ века, А. Паршин, - вот  вопрос, который до сих пор стоит  открытым перед человеческим умом».23

Наряду с правопониманием, столь  же «вечным», основополагающим, сколь  и сложным, многотрудным является вопрос о понятии государства. Поэтому не только оправдано, но и жизненно необходимо неоднократное возвращение к данному вопросу, его дальнейшее углубленное исследование с учетом исторического развития, новых подходов и выводов науки.24

Будучи на протяжении всей истории  развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран, государства как институт или организация всегда отличалась от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним), институтов и организации своих специфическими признаками. Их выявление и изучение открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.25

Обоснование понятия государства, как и всякого другого общественного явления, предполагает выработку его общего определения и предметное раскрытие его ни более важных, основных признаков.26

Государство – суверенный регулятивный политический институт, основанный на территориальной организации населения  и политической власти, функционирующей  посредством права через специализированный аппарат управления и принуждения, финансируемый из казны,27 так же это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общесоциальных, религиозных, национальных, расовых и иных интересов в пределах определённой территории.

28

Основными признаками государства  является:

- наличие публичной власти,

- Суверенитет,

- Территориальная организация  населения,

- Функционирование по средствам  право,

- Наличие специального аппарата  управления и принуждения, казны.

Рассмотрим подробно каждый из признаков.29

3.1. Публичная власть

Основными частями аппарата власти и управления, т.е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения.30

В ст.10 Конституции РФ закреплено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.  Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В ст.11 Конституции РФ, сказано, что  государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент  РФ, Федеральное Собрание (совет  Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.31

В последнее время в России резко  увеличилось количество публикаций по вопросам ответственности должностных  лиц и органов власти.32 Различные авторы предлагают свои видения путей эволюции данного института.

В ст.10 и в ст.11 Конституции РФ ничего не говорится о предметах  и полномочиях органов, осуществляющих государственную власть, но можно  отнести ч. 3 этой ст.11, где речь идет о предметах ведения и полномочиях  между органами государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъекта РФ, что далеко не одно и то же.33

В литературе не редко можно встретить  мнение о необходимости введения так называемой публичноправовой ответственности  за ненадлежащее исполнение субъектом  власти возложенных на него функций. 34

Так же можно встретить мнение, что принятие правовых актов, противоречит требованию Конституции и текущего законодательства, является самостоятельным  видом правонарушения. И хотя число незаконных нормативно-правовых актов велико, этот вид правонарушений пока не получил в науке достойной разработки. Действующее законодательство не рассматривает факт принятие незаконного акта в качестве правонарушения. Соответственно, отсутствуют какие-либо меры ответственности за указанные действия. Единственным следствием принятия незаконного правового акта на сегодняшний день является его последующая отмена, которая ни как не может рассматриваться в качестве меры ответственности. Однако, действующее законодательство предусматривает определённые меры ответственности для представительных органов и должностных лиц местного самоуправления, а также законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц субъектов РФ за не отмену нормативных актов, признанных судом противоречащих Конституции РФ и законодательству. Однако данные действия могут быть совершены и федеральными органами государственной власти, в связи с чем представляется целесообразным предусмотреть в законодательстве аналогичные меры ответственности и в отношении федеральных органов государственной власти РФ.35 Отличие публичной власти от общественной заключается в следующем:

- Оторванность от общества, возвышение  над ним;

- наличие профессионального слоя  управленцев, основным занятием  которых является исполнение  государственно-властных функций;

- осуществляется специальными  органами;

- обеспечивается государственным  принуждением.

Каждое общество надеется иметь  в государственных органах, у  государственного руля своих лучших представителей. Еще древнегреческий  мыслитель, философ Платон (427-347гг. до н.э.) мечтал об идеальном государстве  как справедливом правлении «лучших  и благородных». Главную отличительную  особенность этого государства  Платон видел в том, что в нем  преодолевается раскол на бедных и  богатых, на безраздельно властвующих  и полностью подвластных. Обычное  государство он рассматривал в виде «множества государств», в которых  «заключены два  враждебных между  собой государства: одно - бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять – таки множество  государств».36 

3.2.Государственный суверенитет  и суверенитет народа.

Суверенитет – верховенство власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях.37

В суверенитете государства находит  свое политическое юридическое выражение  полновластия государствующих кругов. В нем же выражается способность  государства, независимо от других государств, формировать и проводить в  жизнь свою внутреннюю и внешнюю  политику.38

Государство как субъект международных  отношении, находится в некоем общем  правовом пространстве – глобальном или субглобальном, и это пространство, неуклонно развиваясь, становится все  более стеснительным (в духе Гуго Греция).

Дело не только в том, что межгосударственные отношения регулируются нарастающе содержательным международным (позитивным) правом. Законодательство разных государств адаптируются к законодательству более  высокой инстанции. Так, например, в  странах Европейского союза уже  свыше половины национальных законов  порождены законами ЕС.39

Так же существует такое понятие, как  формальный (ограниченный) суверенитет. Это понятие используется в тех  случаях, когда, суверенитет провозглашается  политически либо юридически, но соответствующие  территория и население находятся под решающим влиянием иного государства или нескольких государств.

Кроме суверенитета государства следует  рассмотреть такие, понятия как  суверенитет народа и суверенитет  нации.40

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации  своей жизни – общественного  и государственного строя, основных направлений развитии внутренней и  внешней политики, экономических установлений и осуществление полного и всестороннего контроля за деятельностью государства.41

Суверенитет народа называется его  верховенство и полнота власти в  решении основных государственных  вопросов. Проявление суверенитета народа возможно путем использования институтов непосредственной демократии, таких  как выборы государственных должностных  лиц, референдумы по вопросам внешней  и внутренней политики либо о принятии важнейших государственных нормативных  правовых актов, а также о ратификации  наиболее важных международных договоров.42

Государственный суверенитет не растворяется в процессе глобализации. Он меняет свое содержание и операциональность, будучи переосмыслен как ресурс, которым  можно манипулировать. То, что происходит в мире сейчас, - это не кризис принципа юридического государственного суверенитета, а кризис материальной конфигурации глобального экономического пространства. Политическая карта мира не оптимальна. Она должна быть перекроена. Не исключено, что это будет непрерывный процесс.

3.3. Территориальная организация  населения.

Каждое государство существует на определенном участке земной поверхности. Этот участок земной поверхности  называется территорией государства. При этом нет такого места на земле, на котором существовало бы сразу  два государства. Если какое –  либо государство лишиться территории, то он перестанет существовать. При  отсутствии у государства территории у него отсутствует материальная база для размещения аппарата управления и проживания населения.43

Каждое государство, обладает на своей  территории всей полной властью и  исключает какое, бы то ни было вмешательство  в дела «своего» общества и государства  иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также  в международном праве общепризнанными  являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и  неприкосновенности.44

 

С понятием государственной территории тесно связано понятие территориальной  юстиции, которая представляет собой  совокупность правомочий государственных  органов разрешать по существу дела, возникающие на определенной территории.45

Анализируя указанные позиции, следует признать, что безусловная, императивная юридическая связь между территориальным делением,  определяемым в порядке регулирования административно – территориального устройства субъекта Российской Федерации, с одной стороны, и организацией и деятельностью федеральных органов государственной власти – с другой, отсутствует. Органы государственной власти Российской Федерации вправе определять территориальное деление, обеспечивающее реализацию полномочий  федеральных органов власти, не совпадающее с общим территориальным делением существующим в рамках административно – территориального устройства субъекта Российской Федерации. При регулировании вопросов территориальной организации деятельности федеральных органов государственной власти, их подразделений в соответствующих нормативных правовых актах указывается на необходимость соблюдения административно – территориального устройства субъекта Российской Федерации. Так, в частности, в соответствии с п.4 ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» «непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов – исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно – территориальному делению субъекта Российской Федерации подразделение судебных приставов.46 Постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.95 №1113 предусмотрено, что территориального подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации в пределах их территорий и состоять из звеньев, соответствующих административно – территориальному делению этих территорий.47

Информация о работе Понятия и признаки государства