Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 00:58, дипломная работа
Целями исследования является теоретико-правовое исследование судебных актов судов первой инстанции.
В этой связи сформулированы следующие задачи:
- определение понятия и видов постановлений суда первой инстанции;
- изучить понятие, сущность, значение и виды судебного решения,
- выяснить требования, предъявляемые к судебному решению, а также его законную силу;
Введение………………………………………………………………….2
Раздел 1. Понятие и виды постановлений суда первой инстанции…………8
Раздел 2. Понятие, сущность и значение судебного решения………………14
2.1. Виды судебных решений, их структура и содержание…………………20
2.2. Требования, предъявляемые к судебному решению……………………28
2.3. Устранение недостатков судебного решения……………………………33
2.4. Законная сила судебного решения………………………………………..38
Раздел 3. Понятие, сущность и значение определения суда первой инстанции……………………………………………………………………….53
Раздел 4. Законная сила определений суда первой инстанции…………….59
Заключение………………………………………………………………62
Список использованных источников………………………………….
План
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Понятие и виды постановлений суда первой инстанции…………8
Раздел 2. Понятие, сущность и значение судебного решения………………14
2.1. Виды судебных решений, их структура и содержание…………………20
2.2. Требования, предъявляемые к судебному решению……………………28
2.3. Устранение недостатков
2.4. Законная сила судебного
Раздел 3. Понятие, сущность и значение
определения суда первой инстанции………………………………………………………
Раздел 4. Законная сила определений суда первой инстанции…………….59
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….69
Введение
Строительство молодого суверенного государства, выбравшего своими приоритетами демократическое устройство общества и рыночное функционирование экономики, не могло не включить созидания такой важнейшей его опоры, как судебно-правовая система жизнеобеспечения кардинальных изменений в механизме взаимодействия ветвей власти, в том числе судебной, правоохранительной структур государства, без выработки такого законодательства, которое стимулирует развитие рыночных отношений и основывается на уважении прав человека. Без этой опоры оно принципиально не может состояться.
Основные идеи правовой реформы реализованы в Конституции Республики Казахстан. Но они должны материализоваться в законах прямого действия, в деятельности качественно трансформированных правоохранительных и судебных органов.
Казахстан целеустремленно идет к укреплению юридических основ обеспечения прав граждан. Суть этого процесса сводится к правовому просвещению населения, формированию профессионального и доступного корпуса, к созданию системы, в которой все равны в своих правах и возможностях получить судебную защиту.
Десять лет реформы можно назвать эпохой для нашей системы правосудия. Ее значение нельзя недооценивать, перемены произошли одинаково масштабные и глубокие. В частности, заложены законодательные гарантии свободной предпринимательской деятельности, защиты права собственности. Новое правоохранительное законодательство превратило гражданский процесс в эффективный инструмент защиты чести и достоинства граждан, законодатель усилил гарантии защиты прав личности. Немало важных мер было принято и для повышения эффективности правосудия.
Но все реформы могут разрушиться без независимой судебной системы. Это приобретает особую актуальность, поэтому как именно суд стоит на страже Конституции, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Как один из положительных результатов происходящих реформ особо хотелось бы отметить становление судов в качестве самостоятельных государственных органов, назначением которых являются защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение соблюдения Конституции и исполнения законов республики. Сегодня в республике каждый имеет доступ к правосудию, может обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, обжаловать действия любого должностного лица. Как свидетельствует судебная статистика, количество судебных исков граждан по защите своих нарушенных прав увеличивается изо дня в день.1
Закрепление в процессуальных законах Республики Казахстан принципа состязательности и равноправия сторон и других принципов оказало существенное влияние на становление всего правосудия в стране, дало суду возможность рассматривать споры и дела с большей беспристрастностью, освободило судей от роли обвинителя по уголовным делам.
Быстрые темпы развития общественных отношений, повышение политической активности граждан и общественных объединений, установление реальных рыночных институтов, в том числе увеличение числа собственников, возникновение крупнейших негосударственных хозяйствующих субъектов требуют нового государственного подхода к вопросам правосудия и незамедлительной корректировки действующего законодательства.
Существенную роль в развитии судебно-правовой реформы сыграло принятие нового Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" от 25.12.2000 года.2
Продиктованные временем требования о необходимости создания в республике автономной судебной системы, введения специализированных судов, укрепления судейского корпуса воплотились реально в жизнь.
Обретение судами на законодательной основе реального статуса одной из ветвей государственной власти, несомненно, способствует повышению их авторитета и эффективности судебной деятельности. Независимость судьи при осуществлении правосудия, несменяемость, неприкосновенность, ответственность за неуважение к суду возвели фигуру судьи в одну из престижных профессий.
Это явилось действенным и своевременным вкладом в судебно-правовую реформу и становление независимого демократического Казахстана.
Раскрыты закрепленные в Конституции республики принципы правового государства. Судебная система Республики Казахстан приведена в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, идет укрепление в республике независимого правосудия путем разграничения в судах процесса правосудия и вопросов администрирования с передачей всех вопросов организационного, материально-технического обеспечения деятельности судов автономному уполномоченному органу, Комитету по судебному администрированию при Верховном суде Республики Казахстан, упорядочены вопросы объективного подбора кадров на судейские должности, что повышает статус и ответственность судей.
Правосудие - это, в первую очередь, рассмотрение судьей или составом суда конкретного судебного дела посредством установленных законом форм судопроизводства и вынесения по нему законного и обоснованного решения.
Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению законов по отношению к виновным лицам именуется правосудием. Иначе говоря, реализация законов судом, деятельность суда - это и есть правосудие. Правосудие - это правильное, справедливое осуществление судебной деятельности. Это осуществление деятельности независимым судом без влияния посторонних факторов, - т.е. отправление судебных полномочий по совести, согласно духу и букве закона.
Сила судебной ветви государственной власти заключается в ее авторитете, в уважении, которое питают к ней граждане и государственные органы. Если такое признание есть, значит, судебная власть сильна.
В цивилизованных странах с устойчивой многовековой демократической традицией любое судебное решение исполняется. Решение суда - это закон.
Главной функцией судебной власти, ради которой она, собственно, и учреждается, является отправление правосудия.
Данная функция составляет основное содержание судебной власти.
Правосудие - это вид государственной деятельности, осуществляемой судами, направленной на защиту прав граждан и организаций всех форм собственности, обеспечение исполнения Конституции и законов, протекающей в процессуальной форме, заключающейся в рассмотрении дел и споров, возникающих на основе применения правовых норм, заканчивающейся вынесением решений обязательного характера и связанных с применением в необходимых случаях существенных мер государственного принуждения.
Наряду с правосудием судебной власти присущи и иные функции.
В настоящее время значительно усиливается роль судебной власти в становлении правовых институтов в Казахстане. От того, насколько независимой и сильной она станет, зависит и будущее демократических преобразований в нашем обществе.
Судебно-правовая реформа, проводимая в республике, нацелена на создание подлинно правового государства, где верховенство закона будет нормой жизни, поведения и деятельности каждого субъекта, и их обеспечение ложится и на судебную систему нашей страны.
Судебную систему в Республике Казахстан представляют Верховный суд, областные (приравненные к ним) суды, районные и приравненные суды. В данной системе районный (городской) суд является основным звеном судебной системы. Это обусловлено, прежде всего, широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом, который фактически выполняется им. На долю районного (городского) суда приходится подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все материалы об административных правонарушениях, подведомственные судам. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (областных, военных и т.д.).
К судам первой инстанции относятся суды, рассматривающие и разрешающие уголовные и гражданские дела, административные материалы по существу, и районный суд является судом первой инстанции.
Проблемы судебной власти в юридической науке рассматривались в контексте процессуальной деятельности судов, а также в качестве составной части системы правоохранительных органов. Как самостоятельная ветвь государственной власти судебная власть была объектом исследований следующих ученых-правоведов: Бажанова А.Т., Галкина Б.А., Евтеева М.П., Кац А.К., Кирина В.А., Кириченко М.Г., Крыленко Н.В., Малкова В.П., Решетниковой И.В., Сапаргалиева М., Семенова В.И., Смирнова Л.Н., Смоленцева Е.А., Сухарева А.Я., Филиппова П.М., Чечиной Н.А., Юдельсона К.С, Зиманова С.З., Баймаханова М.Т., Ашитова 3.0., Ащеулова А.Т., Копабаева O.K., Котова А.К., Нарикбаева М.С., Сапаргалиева Г.С., Шайкенова Н.А., а также правоведов более позднего поколения - Абдрасулова Е.М., Абдраимова Б.Ж., Касимова А., Куандыкова М.К., Матюхина А.А., Сулейменова Г. и др.
Целями исследования является теоретико-правовое исследование судебных актов судов первой инстанции.
В этой связи сформулированы следующие задачи:
- определение понятия и видов постановлений суда первой инстанции;
- изучить понятие, сущность, значение и виды судебного решения,
- выяснить требования, предъявляемые к судебному решению, а также его законную силу;
- определить, каким образом устраняются недостатки судебного решения;
- определить понятие, сущность, значение и законную силу определения суда первой инстанции.
Предметом исследования являются судебные акты по гражданским делам судов первой инстанции, правоприменительная практика судов.
Исследование названных проблем осуществлялось на основе общих и частных методов научного познания. Общим методом, применяемым в работе, являлся диалектический метод, позволивший осуществить комплексный анализ рассматриваемых вопросов. Использовались исторический, формально-логический, системно-структурный методы; логико-правовой, сравнительно-правовой, социологический, метод сравнения и аналогий, метод обобщений и иные частные методы.
Источники исследования
Нами изучена цивилизующая роль Конституции и действующего законодательства о суде и правосудии. Широко представлены в работе отраслевые законодательные источники, законодательство ряда зарубежных стран.
В работе использованы труды отечественных и зарубежных правоведов.
Структура работы подчинена общей логике исследования, обусловленной его целями, задачами и состоит из введения, четырех разделов, включающих четыре подраздела, заключения и списка использованных источников.
Раздел 1. Понятие и виды постановлений суда первой инстанции
В целях защиты субъективных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций суд в процессе осуществления правосудия разрешает различные вопросы. Разрешение того или иного вопроса является выражением воли суда, реализации судебной власти, которая выражается в письменных актах, именуемых судебными постановлениями.
Поэтому в зависимости от содержания разрешаемого вопроса «суд принимает судебные акты по гражданским делам в форме решений, определений, постановлений и приказов» (ч. 1 ст. 21 ГПК РК).
Так, постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, выносится в форме решения (ч. 1 ст. 217 ГПК). Наряду с решениями суд первой инстанции выносит также иные постановления согласно главе 22 ГПК, именуемые определениями (об отложении разбирательства дела и прекращении производства по делу, о замене ненадлежащего ответчика, об обеспечении иска, о назначении экспертизы и т. п.).
В соответствии с главой 13 ГПК предусмотрен особый вид судебного акта — судебный приказ, который выдается судьей при наличии определенных условий до возбуждения гражданского судопроизводства.
При этом необходимо отметить, что общей
чертой всех видов
судебных постановлений является то, что
они содержат изъявление
воли государства в лице суда.
Судебное решение отличается от судебного определения тем, что решением осуществляется акт правосудия, то есть защищаются нарушенные или оспариваемые субъективные права или законный интерес. Поэтому, удовлетворяя иск или отказывая в его удовлетворении, судья (суд) защищает права и законные интересы истца либо ответчика и с принятием судебного решения спорное право (интерес) становится бесспорным.
Определение же, как судебный акт, существа дела не затрагивает. Судебным решением всегда заканчивается производство по делу. Однако из этого общего правила гражданским процессуальным законодательством предусмотрены два исключения. Например, если производство в суде первой инстанции завершается определением о прекращении производства по делу или определением об оставлении заявления без рассмотрения.
Хотя определение о прекращении производства по делу не дает ответа на требование истца по существу спорного права (законного интереса), тем не менее, оно может быть приравнено к судебному решению в том отношении, что, как и судебное решение, навсегда ликвидирует спор между сторонами, и лишает истца права вновь обратиться в суд с тождественным иском.
По каждому делу суд должен постановить одно решение и лишь в виде исключения закон допускает возможность постановления по делу двух решений. Так, если при рассмотрении гражданского иска в уголовном судопроизводстве затруднительно произвести подробный расчет по гражданскому иску без отложения разбирательства уголовного дела или без получения дополнительного материала, суд может признать за потерпевшим (гражданским истцом) право на удовлетворение иска в порядке гражданского судопроизводства.