Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:34, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность работы. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства»1. Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 1 Сущность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина……..6 1.1 Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей……………………………………………………..6 1.2 Личные (гражданские) права и свободы…………………………….12 1.3 Политические права…………………………………………………..18 1.4 Социально-экономические права…………………………………….21 2 Реализация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…...28 2.1 Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей…………………………………………………….……………….28 2.2 Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ………37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..45 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….………..48
Предусмотрены различные формы
ответственности за неосновательное вторжение
в личную жизнь граждан, за разглашение
тайны переписки, телефонных переговоров
и телеграфных сообщений. Только в строго
определенных законом случаях в связи
с расследованием уголовных дел и при
наличии судебного решения могут быть
наложен арест на корреспонденцию и произведена
выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.
Впервые в Конституции закреплено
право человека на защиту своей чести
и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно
установлен судебный порядок защиты, включая
право на возмещение морального вреда.
Право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну
проявляется в запрещении без согласия
лица сбора, хранения, использования и
распространения информации о его частной
жизни (ст.24).
Новым в конституционном закреплении
личных прав и свобод является включение
такой важной формы свободы личности,
как свобода передвижения.
В ч. 1 ст. 27 указывается, что
каждый, кто законно находится на территории
Российской Федерации, имеет право свободно
передвигаться, выбирать место пребывания
и жительства.
Конституция признает право
каждого, кто законно находится на территории
России, свободно выезжать за ее пределы
и право гражданина Российской Федерации
беспрепятственно возвращаться в нее
(ч. 2 ст.27).
К личным правам и свободам
относится право определять и указывать
национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).
Закрепление этого права конституционно
вытекает из отрицания правового значения
признака национальности для каждого
конкретного человека, означает его свободу
ассимилироваться в инонациональной среде,
которая стала для него родной и близкой
по языку и образу жизни.
Важной дополнительной правовой
гарантией равноправия независимо от
национальности является конституционная
норма о том, что никто не может быть принужден
к определению и указанию своей национальной
принадлежности (ч. 1 ст. 26).
Важное место в системе личных
прав и свобод занимают свобода совести,
свобода вероисповедания. В соответствии
со ст. 28 Конституции каждому гарантируются
свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально
или совместно с другими любую религию
или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные
и иные убеждения и действовать в соответствии
с ними.
Закон дополнительно включил
право менять религиозные и иные убеждения,
что является правовой гарантией от преследования
единоверцами лица, вышедшего из состава
религиозного объединения.
Важной сферой личных нрав и
свобод человека и гражданина являются
свобода мысли и слова, право свободно
искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию любым законным
способом (ст. 29 Конституции).
Свобода мысли неразрывно связана
со свободой слова. Свобода слова означает
безусловное право человека делать свои
мысли, убеждения и мнения общественным
достоянием. Это обеспечивается не только
гарантиями самой свободы слова, но и правом
свободно передавать, производить и распространять
информацию, запретом цензуры.
В отличие от основных личных
прав и свобод, которые по своей природе
неотчуждаемы и принадлежат каждому от
рождения как человеку, политические права
и свободы (ст. 30–33 Конституции) связаны
с обладанием гражданством государства.
Это различие отражает Конституция, адресуя
личные права каждому, политические –
гражданам.
Так же, как и личные права и
свободы человека, государство признает,
соблюдает и защищает политические права
и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2
Конституции Российской Федерации.
Наиболее общим, объединяющим
все другие политические права и свободы
является право участвовать в управлении
делами государства, (ст. 32 Конституции).
Право, закрепленное в ст. 32
Конституции, адресовано каждому гражданину,
а не политически организованной совокупности
граждан, ассоциированных как народ, ибо
народ не участвует в управлении, а осуществляет
власть, является субъектом этой власти
(ст. 3 Конституции).
Рассматриваемое право осуществляется
в различных формах, как непосредственно,
так и через представителей.
Непосредственными формами
являются участие граждан в референдуме,
а также реализация их права избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Участие граждан в управлении
делами государства осуществляется также
путем их воздействия на деятельность
представительных органов всех уровней
– своих депутатов, через различные формы
выражения общественного мнения о руководстве
государственными делами, о направлениях
политики государства, о его деятельности,
связанной с удовлетворением социальных
потребностей общества.
Важной формой участия граждан
в осуществлении власти на местах является
местное самоуправление. Повышение этого
уровня на современном этапе имеет первостепенное
значение.
Граждане Российской Федерации
имеют равный доступ к государственной
службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими
способностями и профессиональной подготовкой.
Формой привлечения граждан
к решению государственных дел является
их участие в отправлении правосудия (ст.
32, ч. 5). Это право осуществляется гражданами,
привлекаемыми в качестве присяжных, народных
и арбитражных заседателей.
Конституционно закреплено
право граждан обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления (ст. 33).
Это право – важное средство проявления
общественно-политической активности
граждан, заинтересованности их в общественных
делах, а также защиты ими своих прав.
Важным правом, связанным с
участием граждан в управлении делами
государства, является закрепляемое за
каждым право на объединение, включая
право создавать профсоюзы для защиты
своих интересов (ст. 30 Конституции). Это
право дает гражданам возможность использовать
в указанных целях различные формы совместной
организованной общественной деятельности,
объединять свои усилия для осуществления
тех или иных задач.
Выражением социальной и политической
активности граждан, их воздействия на
процессы управления государством является
право собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации, шествия,
пикетирование (ст. 31 Конституции). Это
право в последние годы широко используется
гражданами Российской Федерации.
Особую группу основных прав
и свобод человека и гражданина составляют
социально-экономические права и свободы.
Они касаются таких важных сфер жизни
человека, как собственность, труд, отдых,
здоровье, образование, и призваны обеспечить
физические, материальные, духовные и
другие социально значимые потребности
личности.
К социально-экономическим
правам и свободам, закрепленным в Конституции,
относятся свобода предпринимательской
деятельности, право частной собственности,
в том числе и на землю, свобода труда и
право на труд в надлежащих условиях, право
на отдых, охрана семьи, право социального
обеспечения, право на жилище, право на
охрану здоровья, на благоприятную окружающую
среду, право на образование, свобода
литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества,
преподавания, право пользования учреждениями
культуры (ст. 34–44)29.
Инициируя экономическую и
социальную активность каждого человека
как естественную основу утверждающихся
в стране рыночных отношений, Конституция
закрепляет право каждого на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности (ст.
34).
Важнейшее место в системе социально-экономических
прав и свобод занимает право частной
собственности (ст. 35 Конституции). Его
конституционное закрепление имело решающее
значение в переходе страны на рельсы
рыночной экономики.
В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено,
что принудительное отчуждение имущества
для государственных нужд может быть произведено
только при условии предварительного
и равноценного возмещения.
В условиях рыночной экономики
претерпело изменение и содержание прав
человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).
Основной упор сделан на закрепление
свободы труда, его надлежащих условий
и права человека свободно распоряжаться
своим трудом. Такое содержание прав в
сфере труда объективно обусловлено изменением
роли государства, переставшего быть единственным
собственником всех средств производства
и вследствие этого, как раньше, единственным
работодателем, единственным гарантом
получения каждым работы.
Социальное развитие общества
в значительной степени зависит от статуса
его первичной ячейки – семьи, защищенности
материнства и детства. В ст. 38 Конституции
закреплена общая норма о том, что они
находятся под защитой государства.
В конституционно закрепленных
основных обязанностях выражены наиболее
важные требования – ответственности
личности перед обществом, гражданина
перед государством, надлежащего отношения
гражданина к государственным и общественным
интересам, активного включения его в
охрану этих интересов.
Важнейшей обязанностью гражданина,
так же как и любого иного лица, проживающего
в Российской Федерации, является соблюдение
Конституции и законов. Эта обязанность
граждан Российской Федерации зафиксирована
в главе об основах ее конституционного
строя (ст. 15).
Режим законности – незыблемая
основа порядка, стабильности в государстве,
обществе, в жизни каждого человека.
Обязанность соблюдать Конституцию
и законы универсальна, распространяется
на всех субъектов правоотношений. Конкретно
как обязанность человека и гражданина
она выражается в необходимости у него
стойких установок на правомерное поведение
во всех сферах жизни и деятельности.
Конституция и законы наиболее
обобщенно отражают весь строи общественных
отношений, принятые в государстве и обществе
нормы, правила поведения людей, которых
должен придерживаться каждый человек
и гражданин. Любое нарушение этих норм
связано с ущемлением интересов государства,
общества, граждан.
Обязанность граждан платить
налоги была конституционно закреплена
впервые с переходом страны к рыночной
экономике. И это вполне закономерно. Развитие
частной собственности, свобода предпринимательства,
значительное сокращение сферы государственной
собственности связаны с новыми подходами
к налоговой системе. Число налогообязанных
субъектов меняется качественно, расширяются
и виды налогообложения.
Статья 57 Конституции закрепляет,
что законы, устанавливающие новые налоги
или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.
Закрепляется обязанность каждого
сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам
(ст. 58 Конституции).
Природа как внешняя среда обитания
человека в век научно-технического прогресса
требует особых мер охраны государством
и обществом. Но в ней должен участвовать
и каждый человек – главный «потребитель»
природы.
За последнее время принят ряд
законов об охране природы, атмосферного
воздуха, животного мира. Многие нормы
этих законов определяют поведение граждан
при использовании природных богатств.
Обязанностью гражданина является соблюдение
установленных правил, активное противодействие
их нарушениям со стороны других лиц. Введена
или повышена плата за пользование природными
ресурсами.
Сохранение природы и окружающей
среды из-за их варварского использования
за все годы советской власти трансформировалось,
по сути, в их восстановление, спасение
от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное,
требующее огромных материальных затрат,
внедрения новых технологий, замены устаревшего
оборудования и т.д. Однако и посильное
участие каждого гражданина в сохранении
природы внесло бы важный вклад в поддержание
невосполнимого богатства, которое мы
должны передать будущим поколениям россиян.
В ст. 59 Конституции Российской
Федерации закреплено, то защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина
Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации
несет военную службу в соответствии с
федеральным законом. Федеральный закон
от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности
и военной службе» определяет условия
прохождения военной службы в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации, порядок призыва,
льготы по призыву, сроки службы, условия
ее прохождения и др.
Конституция Российской Федерации
закрепляет возможность замены военной
службы альтернативной гражданской службой
в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию
противоречит несение военной службы
(ч. 3 ст. 59).
В ныне действующей Конституции
обязанности граждан отражены весьма
слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость
соблюдать Конституцию и законы, платить
налоги, сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным
богатствам, историческому и культурному
наследию, нести военную службу, защищать
Отечество (ст. Г ст. 15, 44, 57–59)30.
Между тем в международных пактах
о правах указываются и другие обязанности,
почему-то не вошедшие в нашу Конституцию.
Это можно считать отступлением от общепринятых
стандартов. В Конституциях ряда современных
зарубежных стран обязанности также представлены
шире и значительнее.
Резкое количественное несоответствие
между правами и обязанностями, зафиксированных
в Конституции, обычно объясняется тем,
что если первые охватывают все сферы
жизнедеятельности людей, то вторые связаны
в основном, лишь с поддержанием общественного
порядка. Но это в принципе верно. Однако
надо иметь в виду, что на практике обязанности
незримо «сопровождают» все права, корреспондируя
им в соответствующих правоотношениях,
то есть в процессе реализации. Иначе права
могут превратиться в «пустой звук».
Ведь обязанности – способ обеспечения
прав.
Это вовсе не значит, что в том
или ином нормативном акте в «паре» с каждым
конкретным правом непременно должна
фигурировать обязанность – чаще всего
она просто подразумевается. Но наиболее
важные, социально значимые обязанности
полезно было бы закрепить в главном Законе
страны, чтобы граждане лучше их знали
и строго соблюдали.