Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:59, контрольная работа
В основании права находятся такие абсолютные ценности, как сохранение жизни, семьи, собственности, обеспечение безопасности, получение знаний и др. Целевое назначение права выражено в сохранении существующих ценностей, что проявляется по таким направлениям: закрепление ценностей, информирование о ценностях, создание иерархии ценностей, перераспределение ценностей и защита ценностей. Среди правовых ценностей – справедливость, естественное право, конституция, закон, суд. Всеобщее признание получили такие правовые ценности, как правовое государство, разделение властей, права человека.
Введение………………………………………………………….……………….3
1.Определение правовой традиции…………….……………………………….4
2.Признаки и условия правовой традиции………………………………….….5
3.Русская правовая традиция……………………………………………………7
4.Современное состояние правовой системы России….….…………………..9
Заключение…….…………………………………………….…………………..13
Список литературы………………………………………..…………………….15
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Определение правовой традиции…………….……………………………….4
2.Признаки и условия
правовой традиции…………………………………
3.Русская правовая традиция………
4.Современное состояние правовой системы России….….…………………..9
Заключение…….……………………………………………
Список литературы………………………………………..………
Введение
В основании права находятся такие абсолютные ценности, как сохранение жизни, семьи, собственности, обеспечение безопасности, получение знаний и др. Целевое назначение права выражено в сохранении существующих ценностей, что проявляется по таким направлениям: закрепление ценностей, информирование о ценностях, создание иерархии ценностей, перераспределение ценностей и защита ценностей.
Среди правовых ценностей – справедливость, естественное право, конституция, закон, суд. Всеобщее признание получили такие правовые ценности, как правовое государство, разделение властей, права человека. Из существования таких правовых ценностей, как правомерное и неправомерное, вытекает существование той правовой ценности, с помощью которой дается оценка правомерности действий участников общественных отношений – это законность (правозаконность). Правовые ценности существуют для общества и индивида в виде «готовых формул», которые ориентируют в социальной жизни, влияя на выбор варианта поведения в сфере действия права.
Правовые ценности лежат в основе формирования правовых традиций. Правовые традиции аккумулируют правовые ценности, привнося их в правовое пространство посредством воздействия на духовную сферу жизни общества. Через правосознание, правовую культуру, юридическую технику правовые традиции проникают в правовое пространство, совершенствуя и развивая правовую систему государства.
Традиции в современном мире имеют значение мощного регулятивного средства, исполненного большого гуманистического и практического смысла и подкрепленного мощной этнокультурной сферой. Традиция сохраняет правовую систему, обеспечивает ее качественное своеобразие, самовоспроизводимость, самотождественность в истории. Традиция, понятая как культурное наследование и наследие, предстает как жизненная сила культуры, как механизм сохранения и воспроизведения культурных констант1. Культурно-правовые традиции выступают как обобщение длительной социальной практики и становятся общепринятым стереотипом поведения, на основе которого складывается поведенческий фон, в итоге и определяющий правовую культуру данного общества2.
Определение правовой традиции
Для того чтобы в полной мере оценить то влияние, которое оказывают правовые традиции на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства, необходимо определиться с вопросом, что же является правовой традицией. В юридической литературе отсутствует единая точка зрения на сущность правовых традиций, а само определение правовой традиции дают лишь некоторые авторы, занимающиеся изучением правовых традиций.
В юридической литературе встречаются следующие определения правовой традиции:
1. Правовые традиции –
воспроизводящиеся
2. Правовые традиции –
единство исторически
───────────
1Сорокин В. В. Русская правовая доктрина // Правовая доктрина России: теоретические и исторические аспекты: межвуз. сб. ст. / под ред. В. Я. Музюкина. – Барнаул. - 2008. С. 19.
2Овчиев Р. М. Правовая культура и российский правовой менталитет / Р. М. Овчиев. - Краснодар. - 2006. С. 10.
3. Правовая традиция –
совокупность правовых знаний, правового
опыта, достигнутого предыдущими
поколениями и воспринятого на
нынешнем этапе развития права,
который, воздействуя на духовную
сферу жизни общества, участвует
в формировании правовой
4. Правовая традиция –
выраженный в социально-
Признаки и условия правовой традиции
Каждое определение правовой традиции сочетает в себе следующие признаки правовой традиции:
– правовая традиция – это прежде всего опыт (знание), полученный в рамках правовой деятельности;
– в основе правовых традиций лежат правовые ценности;
– правовая традиция должна быть не просто передана следующему поколению, но и воспринята этим поколением;
– правовые традиции имеют устойчивые формы своего внешнего выражения (норма права);
– правовые традиции участвуют в формировании и развитии правовой системы.
Однако если традиция рассматривается как готовая правовая модель, а не как основа для творчества, то это приводит к стагнации. В современной юриспруденции должен утверждается критический традиционализм, уравновешивающий традицию и новацию. Правовая традиция, становясь общепринятым стереотипом поведения, должна ложиться в основу формирования поведенческого фона, определяющего правовую культуру данного общества.
Чтобы считать традицию правовой, необходимы следующие условия:
- традиция должна содержать в себе именно юридическое воззрение, так как никакое другое воззрение не может породить право;
- традиция не должна противоречить нравственности: общество не может признавать права, несовместимые с доброй нравственностью. Впрочем, это условие заключается уже в том, что традиция должна содержать в себе юридическое воззрение, которое и есть не что иное, как проявление нравственного закона в применении к общежитию;
- традиция должна показывать именно единообразную практику регулирования общественных отношений и должна найти отражение в правосознании граждан.
Правовая традиция – это особый вид традиции, в которой кроме характеристик информационной модели, содержится предписание, императивное требование. Специфическая черта правовой традиции – ее регулятивная направленность. «Регулятивный потенциал, заключенный в норме, обусловливает наличие в ней, наряду со стереотипностью, также и признака императивности»1.Правовые традиции фиксируют требования социальной общности к поведению ее членов, которое должно соответствовать социально одобренным образцам и не противоречить правовой системе. Определяя границы приемлемых, ожидаемых и одобряемых, социально допустимых действий, правовые традиции упорядочивают, контролируют, регулируют общественные отношения.
───────────
1Сарингулян К. С. Культура и регуляция деятельности / К. С. Сарингулян. – Ереван. - 1986. С. 102.
Русская правовая традиция
В российском обществе отсутствует традиция уважения правовых норм. Современные законодательные акты устанавливают порядки, которые не закреплены в сознании и не имеют глубоких оснований в российских традициях. В соответствии с Конституцией РФ:
– носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;
– народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
– высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Данные положения Основного закона государства, который представляет гражданам широкие права и свободы, вступают в несоответствие с многовековой практикой взаимодействия властной и подвластной подсистем, традиционным пониманием и отношением народа к государственной власти, которая выступает единственным организатором населения страны в административном и военном планах, оказывает существенное влияние на экономическую, духовную и социальные сферы жизни.
Для обновления права с учетом традиций, во-первых, нужно выявить область общественных отношений, где функционируют традиции, которые могут быть восприняты правом, что позволит достичь наибольшей эффективности правовых норм. В этом случае нормы права будут иметь в своей основе народные правовые традиции. Такими областями могут быть признаны сферы деятельности высших органов власти, органов местного самоуправления, область судебной деятельности, гражданско-правовые, семейно-правовые и трудовые отношения, область правотворчества и т.п. Конечно, значение традиций в правовом регулировании в различных областях жизни неодинаково, но в ряде сфер общественной жизни юридическая эффективность норм традиций, определяемая как «соответствие поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме»1, остается достаточно высокой. Таким образом, есть основания утверждать, что правовые традиции нередко характеризуются более высоким уровнем признания (реализации) конкретными социальными субъектами, чем соответствующие нормы действующей параллельно (в тех же областях правового регулирования) системы национального законодательства.
Правовая система любого общества посредством укоренившейся правовой идеологии и правовой доктрины придает особое значение праву, его авторитету. В рамках сложившейся правовой традиции юридическая и моральная сила всех правовых систем так или иначе покоится на их неразрывной связи с прошлым, и все они сохраняют эту связь на уровне юридического языка и юридической практики. Любая правовая доктрина, как правило, исходит из того, что правовая традиция общества является непрерывной и органически целостной, хотя признание этого факта является условным обстоятельством. В то же время правовая доктрина, признавая тот факт, что право не может быть произвольным, констатирует, что оно и не может быть чем-то вечным, а должно меняться, опираясь на то, что было раньше.
───────────
1Кудрявцев В. Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм / В. Н. Кудрявцев, В. И. Никитинский, И.С. Самощенко, В. В. Глазырин. - М. - 1980. С. 49.
Современное состояние правовой системы России
Правовая система России принадлежит к особому типу правовой цивилизации. У нее специфическая система правой идентификации, которая, однако, не делает ее каким-то исключением в юридическом мире. Для русского типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный социально-этический смысл, стихийно - практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической формы.
Ценность российского права - есть его способность к выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность и целостность с культурой.
Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х годов вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986 году разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 году рядом советских ученых обосновывается идея «социалистического правового государства», в 1990 году признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 года начинается развитие собственное российской правовой системы. В 1990-1991 годах российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно-признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.
По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди других бывших советских республик. К настоящему времени приняты большинство кодексов и пересмотрены некоторые кодексы, принятые в середине и конце 90-х годов.
Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е годы приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Карелия, Татарстан), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Муромская области) кодексы.