Правовая традиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

В основании права находятся такие абсолютные ценности, как сохранение жизни, семьи, собственности, обеспечение безопасности, получение знаний и др. Целевое назначение права выражено в сохранении существующих ценностей, что проявляется по таким направлениям: закрепление ценностей, информирование о ценностях, создание иерархии ценностей, перераспределение ценностей и защита ценностей. Среди правовых ценностей – справедливость, естественное право, конституция, закон, суд. Всеобщее признание получили такие правовые ценности, как правовое государство, разделение властей, права человека.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………….3
1.Определение правовой традиции…………….……………………………….4
2.Признаки и условия правовой традиции………………………………….….5
3.Русская правовая традиция……………………………………………………7
4.Современное состояние правовой системы России….….…………………..9
Заключение…….…………………………………………….…………………..13
Список литературы………………………………………..…………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

контрошка.docx

— 34.83 Кб (Скачать файл)

Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства.

Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст. 71-73).

В исключительном ведении Российской Федерации, в частности, находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения РФ; оборона  и правовое

безопасность; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательства; регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ в числе прочего отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ, далее следуют другие федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Особое место занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличии от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ образуют конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых  органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Низший уровень иерархии нормативных правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Судебный прецедент, как и в других странах Романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако судебная практика официально обобщаемая направляемая в руководящих  разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя собой де-факто особую нормативную систему. Близкое к судебным прецедентам место в системе права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.

В 1990-е годы  в ряде субъектов РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимались попытки узаконить действие на их территории мусульманского права, имеющего нередко глубокие в культуре соответствующих титульных национальностей, что принесло не мало проблем.

Весьма специфическим источником российского права являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Возможность заключения таких договоров предусмотрена п. 3 ст.11 Конституции РФ.

Важным источником права являются международно-правовые акты т доктрина. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Научные исследования в области права в РФ ведутся в Институте государства и права РАН, Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов1.

Заключение

Современная российская правовая система – явление сравнительно молодое, все еще формирующееся в условиях обновления всех сфер жизни общества. Тенденции ее развития находятся в полном соответствии с законами диалектики, и зачастую являются разнонаправленными, поливалентными, взаимоисключающими друг друга.

Реформирование правовой системы России, обеспечение развития в ней    позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать.

Необходимо создание условий для того, чтобы из некоторого числа развивающихся тенденций преобладающей, доминирующей стала та, которая

 

───────────

1Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник Отв. ред. – д. ю. н., проф. А. Я. Сухарев. – М.: НОРМА. - 2000. С. 568-569.

наиболее полно отвечает объективным потребностям российского общества.     

Следует отметить, что меры по минимизации отрицательных тенденций в развитии отечественной правовой системы не могут быть единичными, случайными, они должны носить именно системный характер, причем немаловажную роль в процессе выработки путей и средств, но преодолению негативных тенденций в развитии российской правовой системы призвана сыграть правовая наука.

Современная правовая система России в данный период ее истории перехода к правовому демократическому государству испытывает значительную модернизацию и реформацию. Несмотря ни на что с каждым годом, что бы ни  говорили, уровень правосознания большей части общества повышается, у государства очерчиваются контуры правовой идеологии, происходит значительное реформирование права в целом, формируется основа Новой правовой системы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия / С. С. Алексеев. – М.: Юристъ, 1999. – 169 с.

2.Бержель Ж. Л. Общая теория права / под ред. В. И. Даниленко / пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2000. – 576 с.

3.Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 1999. – 528 с.

4.Кудрявцев В. Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. М., 1980. – 280 с.

5.Лазарев В. В. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 520 с.

6.Марченко М. Н. Сравнительное правоведение / М. Н. Марченко. - М.: Юристъ, 2001. – 560 с.

7.Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 648 с.

8.Овчиев Р. М. Правовая культура и российский правовой менталитет: автореф. дис. / Р. М. Овчиев. – Краснодар, 2006. – 24 с.

9.Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. д. ю. н., проф. А. Я. Сухарев. – М.: НОРМА, 2000. – 840 с.

10.Сарингулян К. С. Культура и регуляция деятельности / К. С. Сарингулян. – Ереван, 1986. – 327 с.

11.Сорокин В. В. Русская правовая доктрина // Правовая доктрина России: теоретические и исторические аспекты: межвуз. сб. ст. / под ред. В. Я. Музюкина. – Барнаул, 2008. – 188 с.

 


Информация о работе Правовая традиция