Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:25, курсовая работа
цель курсовой работы – исследовать правовую установку гражданина.
Задачи курсовой работы:
- Раскрыть понятие и сущность правосознания;
- охарактеризовать правовую установку гражданина;
- раскрыть значение процесса социализации личности и правовой культуры для формирования правовой установки гражданина;
- изучить проблемы формирования правовой установки гражданина.
Введение 3
Глава I. Понятие правовой установки гражданина 6
§ 1. Правосознание: понятие и сущность 6
§ 2. Понятие и характеристика правовой установки гражданина 11
Глава II. Формирование правовой установки гражданина 16
§ 1. Процесс социализации личности, правовая культура и правовая установка гражданина 16
§ 2. Проблемы формирования правовой установки гражданина 20
Заключение 25
Библиографический список 27
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Глава I. Понятие правовой установки гражданина6
§ 1. Правосознание: понятие и сущность6
§ 2. Понятие и характеристика правовой установки гражданина 11
Глава II. Формирование правовой установки гражданина 16
§ 1. Процесс социализации личности, правовая культура и правовая установка гражданина16
§ 2. Проблемы формирования правовой установки гражданина20
Заключение25
Библиографический список 27
ВВЕДЕНИЕ
Правовая установка, представляющая собой систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов и имеющая определенную ориентацию и направленность, является динамическим элементом правового сознания.
Правовая установка есть
сложившаяся готовность индивида к
определенной форме реагирования на
правовые установления, предрасположенность,
побуждающая действовать в
Правовые установки занимают важнейшее место в структуре правового сознания. В первую очередь, посредством правовых установок определяется отношение граждан к окружающей действительности. Именно на основе правовых установок правовое сознание объединяет в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении. Они играют определяющую роль в усвоении и переработке правовой информации.
Актуальность работы заключается в следующем.
Во-первых, необходимо указать, что всякая человеческая деятельность как протекающий в пространстве и времени процесс, состоящий из конкретных действий, есть процесс сознательный. Деятельность человека и его сознание – это органически целостное. Всё, что бы ни делал человек, проходит через его сознание, то есть через определённые отношения его к действительности (прошлой, настоящей, будущей).
Различают индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание – сознание, свойственное отдельному человеку, которое уникально личностными параметрами. Общественное сознание возникает на основе определённой конгломерации (соединения) индивидуального сознания. Оно не существует помимо индивидуального сознания или наряду с ним, общественное сознание является реальностью благодаря сознанию людей, образующих конкретное общество.
Индивидуальное и общественное сознание могут иметь самые разнообразные видовые характеристики: религиозное, нравственное, правовое, политическое, примитивное и развитое, обыденное и научное, профессиональное и непрофессиональное и т.д.
Правовое сознание выступает в качестве одной из форм общественного сознания и обладает относительной самостоятельностью. Оно отражает всю совокупность разнообразных правовых явлений общественного бытия (правовую систему, правопорядок, правовое регулирование и т.п.).
Во-вторых, формирование правосознания становится в XIX-XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании - один из этапов этого развития.
От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому - так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Чем дальше забирается человечество в глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем сложнее становится этапная задача – следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.
В этой связи актуальным и необходимым является изучение такого элемента правосознания как правовая установка гражданина.
Таким образом, цель курсовой работы – исследовать правовую установку гражданина.
Задачи курсовой работы:
- Раскрыть понятие и сущность правосознания;
- охарактеризовать правовую установку гражданина;
- раскрыть значение процесса
социализации личности и
- изучить проблемы формирования правовой установки гражданина.
Теоретическая и практическая значимость представленного исследования состоит в том, что содержание курсовой работы позволяет осмыслить понятие, сущность, особенности, состояние и значение правовых установок граждан, а также выявить механизм их формирования.
Значимость работы заключается еще и в том, что рассмотренная автором проблема может быть широко использована в дальнейших исследованиях различных аспектов проблемы правового сознания субъектов общественных отношений в русле современных тенденций правового развития российского общества.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ УСТАНОВКИ ГРАЖДАНИНА
§ 1. Правосознание: понятие и сущность
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни общества организованного в государство. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. На формирование и развитие правосознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Правосознание – есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание – есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, то есть правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.
Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию). 1
Правосознание
включает и само представление
о праве, то есть
Политическое сознание отражает политические отношения общества, ядро которого образуют отношения между социальными группами, классами, нациями, народами, их отношения к государству. Политическое сознание выражает внутри- и межгосударственные отношения в обобщенном, концентрированном виде. Правовое сознание отражает правовые отношения между участниками правовой жизни общества. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, которые получают политическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются политическими. Так, например, обстоит дело с социальными, экономическими, культурными правами человека, отношениями в области земледелия и водопользования, правилами охраны окружающей среды, охраны и гуманизации труда.
Интерпретация сущности и содержания правосознания основывается на самом понимании права. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в правопонимании определилось несколько позиций, точек зрения. Это отражается и на толковании вопросов правосознания. Некоторые авторы включают право, понимаемое как совокупность норм, установленных и гарантированных государством в самосодержание правосознания, рассматриваются нормы как формализованные элементы правосознания. Несомненно, что нормативный характер права есть один из важнейших аспектов в характеристике качества этого социального феномена. В то же время право понимается и как особый вид общественных отношений - правовых отношений.
В анализе
природы права выдвинуты идеи, акцентирующие
связь права с моралью, справедливостью;
право трактуется как нормативное выражение
справедливости. Такой подход в правопонимании
дает возможность раскрыть конкретно-исторический
характер социальной справедливости и
ее выражение в нормах права, закрепляющих
меру воздаяния и требования, равный масштаб,
применяемый к субъектам права.
Социальной
основой права является признание индивидуальной
автономии, свободы личности. Понимание
права как меры свободы, формы свободы
в реальных отношениях показывает возможность
раскрытия приоритета человеческой личности
в сложной структуре социальных явлений.
Право - это формальная свобода, формальное
равенство людей.3
Правосознание как важнейшая составная
часть правовой жизни общества взаимодействует
с другими элементами правовой системы:
юридическими нормами, принципами, институтами,
совокупностью правовых учреждений; процессами
правотворчества и правореализации; правовыми
отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие
элементов правовой системы дают возможность
представить в единстве правовую сторону
общественной жизни.
Право во всех его ипостасях представляет
собой социокультурный феномен. В культурологическом
аспекте правосознание можно рассматривать
как элемент культуры общества, его правовой
культуры. Правовая культура включает
ценности, созданные людьми в области
права. Она развивается и обогащается
на основе принципа преемственности.
Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.
Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретноисторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.4
Правовая психология выражает
психическое отношение к праву
и правовым институтам и
— общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
— психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
— представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
— чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
— способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.
Психологические элементы правосознания представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.
Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.
Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.