Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать правовое государство и выявить основные его черты и признаки.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть этапы развития идеи правовой государственности;
раскрыть понятие правового государства, его сущность и признаки;
соотнести понятие правового государство и государства социального, гражданское общество и правовое государство;
Введение
Понятие правового государства занимает центральное место не только в теории государства и права, но и в политологии, социологии права. Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии практически воплотилась в ряде стран мира.
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Основополагающими качествами правового государства являются признание и защита прав и свобод человека и гражданина, верховенство правового закона, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Общественным сознанием
Цель работы – охарактеризовать правовое государство и выявить основные его черты и признаки.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Правовое государство: история идей и современность
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. Интересы личности всегда должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.
Однако практика далеко не всегда
достигала таких высоких
С возникновением государства значительная
часть людей оказалась
Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности.
Именно через право (а точнее, через такую его форму, как закон) предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм и т.п.), носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позволила использовать право в виде своеобразного «лекарства» от злоупотреблений властью со стороны государства.
Идея утверждения права в
общественной жизни родилась в тот
период истории человечества, когда
начали возникать первые государства.
Древнейшие памятники письменности
отразили процесс имущественного и
социального расслоения первобытных
коллективов и возросшую
Еще Платон писал: «Я вижу близкую
гибель того государства, где закон
не имеет силы и находится под
чьей-либо властью. Там же, где закон
– владыка над правителями, а
они – его рабы, я усматриваю
спасение государства и все блага,
какие только могут даровать государству
боги». Аналогичные взгляды
В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.
Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».
Учение И. Канта оказало огромное
воздействие на последующее развитие
концепции правового
Теория правового государства
вовсе не застывшая догма. Она
развивается и сегодня, постоянно
наполняясь новым содержанием по
мере накопления в истории человечества
правовых и нравственных традиций и
политического опыта. Вместе с тем
следует помнить, что в юридической
науке никогда не существовало, не
существует и сейчас единой общепризнанной
концепции правового
1.2 Современное понимание концепции правого государства
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Шарля Луи Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-XХ веков включает следующие важнейшие положения:
- разделение властей на
законодательную,
- верховенство правового закона;
- взаимную ответственность личности и государства;
- доминирование обще
- установление реальных
гарантий прав и свобод
Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
В наиболее развитом буржуазно - демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество.
Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо, в частности, указать на такие:
- мандат народа на
- наличие муниципального самоуправления;
- подчиненность всех подразделений власти закону;
- независимое и сильное правосудие;
- наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свобод человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство
- это демократическое
Сегодня можно выделить следующие признаки правового государства:
Правовое государство - путь
к возрождению
2. Общая характеристика правового государства
2.1 Правовое государство: понятие,
В идее правового государства можно выделить два главных элемента:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом
В философском смысле свобода может быть определена как «способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».
Права человека как главное звено
правового режима стимулирования для
индивида есть источник постоянного
воспроизводства его
Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.
Именно в связывании, ограничении
правом государства и заключается
сущность правового государства. Здесь
право выступает как антипод
произвола и как барьер на его
пути. Ведь поскольку политическая
власть (особенно и главным образом
власть исполнительная) имеет склонность
вырождаться в различные
Правовые ограничения