Правовое государство,его основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать правовое государство и выявить основные его черты и признаки.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть этапы развития идеи правовой государственности;
раскрыть понятие правового государства, его сущность и признаки;
соотнести понятие правового государство и государства социального, гражданское общество и правовое государство;

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государсто и его основные черты.docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

Из определения правового государства  можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового  государства:

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание  посредством права политической  власти, формирование для государственных  структур режима правового ограничения  (формально-юридическая сторона).

 

Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление  первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего  регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

Государство само себя никогда не ограничит, какое бы оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. То есть власть государства  можно ограничить прежде всего правами  человека и гражданина, которые выступают  своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще. Только осознание необходимости инициативного  поведения в правовой сфере, повышения  юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией  приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению  к правам государства.

Итак, правовое государство – это  организация политической власти, создающая  условия для наиболее полного  обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с  помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотреблений.

 

2.2 Гражданское общество и правовое государство

 

Гражданское общество - система  экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства.

Государство - лишь форма  гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть только подданные.

Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых  союзов, институтов и организаций, которые  служат барьером против монополизма  и посягательств государственных  органов.

Гражданское общество – это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. И такой признак правового государства как взаимодействие гражданина и государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частных интересов, так и общих.

Таким образом, правовое государство  может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства.

Гражданское общество в широком  смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились  представления о гражданстве  и гражданине и возникло понятие  общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании.

 Гражданское общество  в его современном понимании  и значении - это общество, способное  противостоять государству, контролировать  его деятельность, способное указать  государству его место, держать  его «в узде». Говоря другими  словами, гражданское общество - это общество, способное сделать  свое государство правовым.

 Фундаментальная разработка  учения о гражданском обществе  связывается с именем Гегеля. Главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отличается от современных представлений о гражданском обществе, в соответствии с которыми оно понимается лишь как некая сфера негосударственных отношений.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

  1. становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;
  2. гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;
  3. гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;
  4. гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;
  5. гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;
  6. с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;
  7. взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

2.3 Социальное правовое государство

 

В современном мире давно  нет ни правового государства  в чистом виде, ни социального, а  есть социальное правовое государство, все чаще именуемое в юридической  литературе как социально-правовое государство.

Социально-правовое государство  возникает в середине XXв. в результате длительного – более полувекового – процесса перерастания правового  государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство. Образовавшееся в результате подобной трансформации новое государство, став социальным, не перестает быть правовым. Но даже если допустить существование чисто социального государства, то и оно вопреки утверждениям многих весьма авторитетных отечественных правоведов, не утрачивает своего правового характера, если, конечно, под правом не понимать исключительно частное право.

Сегодня каждое правовое государство  является социальным, а социальное – правовым. Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое государство. Разделить  их можно только в абстракции. Говоря о социальном государстве, в реальности мы имеем ввиду социально-правовое государство. Поэтому вполне правомерно в современной юридической литературе утверждается, что «правовое государство» и «социальное государство» - не просто стали неразрывны, но нередко используются как синонимы. Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за ним социальных функций. К началу XXI в. статус социально правового государства имеют практически все не только западные государства, но и постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, включая Россию, хотя сам статус по разным причинам далеко не всегда достаточно четко фиксируется в их конституциях.

Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале – примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности. Объективные потребности в возникновении социального государства:

1) разрушение традиционных форм социального обеспечения в ходе индустриализации, урбанизации и индивидуализации современного общества, потребовавшее резкого расширения объектов социальной политики и поднятие ее на новый, более высокий государственный уровень;

2) возрастание социальной дифференциации общества, породившее обострение классовой борьбы;

3) потребность современного индустриального  общества в высококвалифицированной, социально и экономически устойчивой рабочей силе, составляющей основу среднего класса. Мощным стимулом в развитии теории и практики построения социального государства на Западе послужили и реальные успехи, достигнутые странами социализма в обеспечении социальной защищенности личности в 50-70-е гг. ХХ в.

Важнейшее условие для создания подобного государства – высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. По мнению исследователей, первое социальное государство сложилось в США в 60-е гг. ХХ в., где оно получило наименование «государства всеобщего благоденствия». В 80-е гг. ХХ в. уже ряд западноевропейских государств и США были социальными. Основные направления их деятельности:

1) перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения;

2) обеспечение занятости и прав работника на предприятии;

3) забота о безработных, престарелых, молодежи, инвалидах и т.п.;

4) развитие общедоступного и качественного образования, здравоохранения, культуры;

5) социальное страхование;

6) охрана семьи, материнства и детства и т.д.

Вместе с тем и социальное государство не является идеальным. Так, исследователи отмечают, что в социальном государстве

1) перераспределение части доходов  (через высокие ставки налогов)  в пользу неимущих нарушает одно из фундаментальных прав человека – право собственности;

2) наблюдается гипертрофированный рост государственного аппарата, уступающего в эффективности частным предприятиям;

3) снижается мотивация предпринимательства и трудовой активности;

4) возникает массовое социальное иждивенчество.

Итог – заметное торможение экономического развития и возникновение кризисных явлений в обществе. Именно поэтому уже в середине 80-х – 90-е гг. ХХ в. во многих странах началось свертывание некоторых социальных программ, что в ряде случаев действительно привело к позитивному прорыву в развитии экономической сферы общества

Тем не мене, ценности правового и  социального государства до сих  пор остаются центральными в теории и практике демократического развития общества. Актуальным является поиск оптимального сочетания принципов индивидуальной свободы и государственного вмешательства, социальной защищенности и личной ответственности граждан за свое благополучие.

Заключение

 

Подводя итог, можно сделать следующие  выводы.

Идея утверждения права  в общественной жизни родилась в  тот период истории человечества, когда начали возникать первые государства. Именно через право предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, и именно право, в отличие от других социальных норм, таких как мораль, обычай или традиция носило формально определенный характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства.

Учения о правовом государстве  возникли еще у древнегреческих  и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся  в характерные для той эпохи  понятия, однако они не имели еще логически завершенной формы. В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже – в период буржуазных революций и утверждения нового строя.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свобод человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

Информация о работе Правовое государство,его основные черты