Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать правовое государство и выявить основные его черты и признаки.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть этапы развития идеи правовой государственности;
раскрыть понятие правового государства, его сущность и признаки;
соотнести понятие правового государство и государства социального, гражданское общество и правовое государство;
Из определения правового
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
2) наиболее последовательное
Государственную власть ограничивают
сами права и свободы человека
и гражданина, т.е. реальное осуществление
первого принципа. Права человека
положены в основу системы «сдержек
и противовесов», правового режима
ограничения для государства, не
допуская тем самым излишнего
регулирующего вторжения
Государство само себя никогда не
ограничит, какое бы оно ни было.
Ограничить власть может только другая
власть. То есть власть государства
можно ограничить прежде всего правами
человека и гражданина, которые выступают
своеобразным проявлением власти личности,
волей гражданского общества, составляют
главную часть права вообще. Только
осознание необходимости
Итак, правовое государство – это
организация политической власти, создающая
условия для наиболее полного
обеспечения прав и свобод человека
и гражданина, а также для наиболее
последовательного связывания с
помощью права государственной
власти в целях недопущения
2.2 Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства.
Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть только подданные.
Гражданское общество предполагает
наличие многочисленных независимых
союзов, институтов и организаций, которые
служат барьером против монополизма
и посягательств
Гражданское общество – это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. И такой признак правового государства как взаимодействие гражданина и государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частных интересов, так и общих.
Таким образом, правовое государство
может существовать только в паре,
в связке с гражданским обществом,
обеспечивая его
Гражданское общество и правовое
государство логически
Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании.
Гражданское общество
в его современном понимании
и значении - это общество, способное
противостоять государству,
Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. Главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отличается от современных представлений о гражданском обществе, в соответствии с которыми оно понимается лишь как некая сфера негосударственных отношений.
Итак, гражданское общество
и его взаимоотношения с
Таким образом, понятие «гражданское
общество» характеризует
2.3 Социальное правовое
В современном мире давно нет ни правового государства в чистом виде, ни социального, а есть социальное правовое государство, все чаще именуемое в юридической литературе как социально-правовое государство.
Социально-правовое государство
возникает в середине XXв. в результате
длительного – более
Сегодня каждое правовое государство является социальным, а социальное – правовым. Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое государство. Разделить их можно только в абстракции. Говоря о социальном государстве, в реальности мы имеем ввиду социально-правовое государство. Поэтому вполне правомерно в современной юридической литературе утверждается, что «правовое государство» и «социальное государство» - не просто стали неразрывны, но нередко используются как синонимы. Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за ним социальных функций. К началу XXI в. статус социально правового государства имеют практически все не только западные государства, но и постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, включая Россию, хотя сам статус по разным причинам далеко не всегда достаточно четко фиксируется в их конституциях.
Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале – примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности. Объективные потребности в возникновении социального государства:
1) разрушение традиционных форм социального обеспечения в ходе индустриализации, урбанизации и индивидуализации современного общества, потребовавшее резкого расширения объектов социальной политики и поднятие ее на новый, более высокий государственный уровень;
2) возрастание социальной дифференциации общества, породившее обострение классовой борьбы;
3) потребность современного
Важнейшее условие для создания подобного государства – высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. По мнению исследователей, первое социальное государство сложилось в США в 60-е гг. ХХ в., где оно получило наименование «государства всеобщего благоденствия». В 80-е гг. ХХ в. уже ряд западноевропейских государств и США были социальными. Основные направления их деятельности:
1) перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения;
2) обеспечение занятости и прав работника на предприятии;
3) забота о безработных, престарелых, молодежи, инвалидах и т.п.;
4) развитие общедоступного и качественного образования, здравоохранения, культуры;
5) социальное страхование;
6) охрана семьи, материнства и детства и т.д.
Вместе с тем и социальное государство не является идеальным. Так, исследователи отмечают, что в социальном государстве
1) перераспределение части
2) наблюдается гипертрофированный рост государственного аппарата, уступающего в эффективности частным предприятиям;
3) снижается мотивация предпринимательства и трудовой активности;
4) возникает массовое социальное иждивенчество.
Итог – заметное торможение экономического развития и возникновение кризисных явлений в обществе. Именно поэтому уже в середине 80-х – 90-е гг. ХХ в. во многих странах началось свертывание некоторых социальных программ, что в ряде случаев действительно привело к позитивному прорыву в развитии экономической сферы общества
Тем не мене, ценности правового и социального государства до сих пор остаются центральными в теории и практике демократического развития общества. Актуальным является поиск оптимального сочетания принципов индивидуальной свободы и государственного вмешательства, социальной защищенности и личной ответственности граждан за свое благополучие.
Заключение
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Идея утверждения права в общественной жизни родилась в тот период истории человечества, когда начали возникать первые государства. Именно через право предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, и именно право, в отличие от других социальных норм, таких как мораль, обычай или традиция носило формально определенный характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства.
Учения о правовом государстве возникли еще у древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерные для той эпохи понятия, однако они не имели еще логически завершенной формы. В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже – в период буржуазных революций и утверждения нового строя.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свобод человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.