Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:31, реферат

Краткое описание

цель: расширить свой кругозор по - этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, а главное – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.
Для раскрытия сущности правового государства будут последовательно рассмотрены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- характеристика гражданского общества и основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- основные черты правового государства и его формирование в России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (3).docx

— 80.46 Кб (Скачать файл)

Законодательная власть –  высшая власть в государстве, так  как законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной  инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости  судебной власти огромно как в  интересах государства, так и  в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчинятся только закону. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как  основной признак государства должна быть единой и целостной. Это единство не позволяет ставить вопрос, какая  власть важнее? Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней  России. Борьба властей приводят к  усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа. У  доктрины разделения властей оказалась  непростая судьба. Она получила широкое  признание и поддержку со стороны  самых прогрессивных сил, стала  одним из главных постулатов демократической  конституционно-правовой теории. Наконец, она нашла свое прямое отражение  и закрепление в основных законах  передовых государств, а сегодня (особенно после краха тоталитарных режимов) стала ведущим конституционным  принципом практически всех государств мира. Но не стоит, пожалуй, и чрезмерно  идеализировать ситуацию. Далеко не сразу  даже записанные в основном законе государства принципы реализуются  на практике. История той же Франции, где родилась и восторжествовала эта теория, убедительно показывает, насколько сложен был пройденный путь. За два столетия, прошедшие после Великой французской революции, в стране сменились две империи, две цензовых монархии, пять республик, не считая всякого рода «переходных» и «временных» режимов.

С помощью разделения властей  правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное  лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение  они несут строгую юридическую  ответственность. Когда мы ведем  речь о верховенстве закона как нормативно-правового  акта, обладающего высшей юридической  силой, то имеем в виду, что все  подзаконные акты должны строго соответствовать  ему, а должностные лица не уклонятся  от его исполнения и тем более  не нарушать его.

Правовое государство  также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые  вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе  правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе16. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового  государства. Новая Конституция  Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей  внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации  к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные  конституционные законы и федеральные  законы. По предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Федерации - федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации  отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Федерации.

Закон – важнейший источник права и одно из главных его  проявлений: противоречивость и пробелы  в регулировании режима государственной  собственности снижают ее потенциал; острая проблема – соотношение подзаконных  актов с законом.

 Общественная жизнь  – многогранная и противоречивая  – требует гибких рычагов воздействия  на ее различные стороны. Поэтому  нужны устойчивые государственные  институты, способные обеспечить  стабильность власти, умелое управление  государственными делами и отдельными  отраслями, наладить регулирование  подвижных сфер экономического, политического и социального  развития.  Несомненно, приэтом должны  учитываться механизмы как саморегулирования,  так и проявления стихийной  регуляции. 

          Закон нельзя путать с другими правовыми актами, ибо именно он регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Для него характерны следующие признаки:

 1.   выражение воли народа и общих социальных интересов;

             2. принятие законодательным органом или путем народного голосования;

  3. регулирование основных сторон жизни общества, государства и         граждан;

   4. принятие посредством специальной процедуры – законодательного процесса;

   5. обладание высшей юридической силой и соответствие ему всех иных правовых   актов;

   6. наибольшая стабильность.

  В каком соотношении  находятся между собой управление  и закон? К сожалению, в понимании  и взаимосвязи этих явлений  допускается немало ошибок. Парадокс  заключается в стремлении их  развести – верховенство права и закона позволяет сузить поле государственного управления, которое способно с помощью правовых норм действовать самостоятельно.

Между тем с созданием  законодательной базы управление в  государственном масштабе, в рамках комплексов, отраслей и регионов, корпораций, не исчезает, а  только видоизменяется. Закон служит основой устойчивого  управления на всех  уровнях, что  выражается в регулировании самих  систем управления и сфер их применения на основе системы законов.

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной  воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство  состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах  континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в  обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

 

2.3  Права и  свободы человека в правовом  государстве.

 

Верховенство правового  закона подразумевает не только приоритет  закона как разновидности нормативно-правового  акта в отношении подзаконных  актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами  общества действующим законодательством. В правовом государстве любое  ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно  и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи  принципиальное значение приобретает  проблема правового равенства в  различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных  актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в статье 49 Конституции Российской Федерации.

         Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства17». Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или  изгнанию, что каждый человек имеет  право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный  суд. В Декларации также указывается  на недопустимость произвольного вмешательства  в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции  и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые  должны быть признаны и уважаться  всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право  на свободный выбор профессии, право  на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.). Политический и идеологический плюрализм - отличительный  признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций  ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и  олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену  самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство  не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать  преимущество для той или иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные  в Декларации, должны быть реально  обеспечены в государстве. Это достигается, прежде всего, принятием и проведением  в жизнь разнообразных законодательных  актов, закрепляющих их в соответствующей  сфере общественных отношений.

Но какие бы права и  свободы не гарантировались, они  не могут быть безграничны. Во всеобщей декларации прав человека сказано: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые  установлены законом, исключительно  с целью обеспечения признания  и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали общественного порядка  и демократического общества18». Там же утверждается, что «каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого-либо различия в отношении цвета кожи, расы, языка, религии, политических или иных утверждений, имущественного положения, национального и социального

происхождения».

Все права и свободы  можно разделить на 3 большие группы:

1. гражданские права и  свободы. Они охватывают фундаментальные  аспекты свободы человека, выражают  основы существования человечества. Это право на жизнь, на свободу  и личную неприкосновенность, неприкосновенность  жилища, свободу передвижения, выбор  места жительства, свободный выезд  и въезд в любую страну, право на свободу мысли, слова и т.д.;

2. политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.

3. экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Кроме того, гражданин имеет  право защищать свои права всеми  способами, не противоречащими закону. Но любое демократическое общество встает перед проблемой того, каким  образом защитить провозглашенные  права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение  практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это, прежде всего  НПА, издаваемые государство, устанавливающие  порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.

Информация о работе Правовое государство