Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:31, реферат

Краткое описание

цель: расширить свой кругозор по - этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, а главное – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.
Для раскрытия сущности правового государства будут последовательно рассмотрены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- характеристика гражданского общества и основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- основные черты правового государства и его формирование в России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (3).docx

— 80.46 Кб (Скачать файл)

Государственные органы не должны обладать чрезвычайно широкими полномочиями, что позволяло бы им вмешиваться в действительность.

 

 

3. Особенности становления правового государства в РФ

        3.1   Формирование правового государства в России

 

Путь к правовому государству  в России начался не сегодня и  оказался необычайно противоречивым и  трудным. Возникнув в России, как и на Западе, в период борьбы с произволом абсолютизма, идея правового государства встретила ожесточенное сопротивление и властей и влиятельных общественных сил.

Хотя подготовка конституционных  проектов в России началась еще в XVIII в., но на практике в царской России конституция так и не появилась. Некоторые авторы считают первой конституцией России Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. Так как с принятием этих актов провозглашалось дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов, в результате чего идеи правового государства получили новый импульс19. Однако конституционное государство - лишь первый шаг к государству правовому, и оно далеко еще не гарантирует реализацию всех принципов правового государства.

После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской  войны были приняты первые советские  конституции, однако и они не приблизили создание правового государства  в нашей стране. С конца 20-х  гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право  было превращено в карательный инструмент государства, а теория правового  государства была объявлена буржуазной выдумкой.

В 60-е гг., однако, с провозглашением  общенародного государства стали  создаваться правовые предпосылки  для борьбы за установление правового  государства. В Основном законе провозглашался весьма широкий круг прав и свобод граждан. Во многих партийно-государственных  документах содержалось требование строгого соблюдения принципа законности в деятельности государственных  органов и организаций граждан.

Вместе с тем ряд  гарантий прав и свобод в Советском  Союзе или отсутствовал, или носил  декларативный характер. В частности, в СССР никогда официально не признавался  примат прав и интересов личности перед интересами общества и государства, не признавалась теория разделения властей, не работал, хотя и был закреплен  в ст. 5 Конституции СССР, институт непосредственного народного волеизъявления (референдум), отсутствовали и многие другие необходимые признаки, присущие правовому государству.

В современных условиях в  России идет работа по формированию правового  государства. Этому способствует ряд  факторов: принятие новой Конституции, приватизация собственности, становление  многопартийности, реформирование судебной системы и т.д. Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации  впервые в истории провозглашает  Россию в качестве правового и  социального государства. Таким  образом, идея правового государства  без колебаний воспринята не только обществом и юридической наукой, но и российскими официальными структурами.

В декабре 1993 г. в России появился независимый парламент - Федеральное  Собрание - один из важнейших признаков  правового государства20.

Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональному  признаку можно подразделить на три  группы:

- в первую входит Конституционный Суд Российской Федерации, являющийся высшим судебным органом конституционного контроля Российской Федерации.

- вторую группу составляет система общих судов во главе с Верховным Судом России, осуществляющим надзор за судебной деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда и арбитражных судов.

- третья группа — это система специальных судов, в частности арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом, являющимся высшим экономическим судебным органом России и осуществляющим надзор за судебной деятельностью арбитражных судов.

Одна из причин разрыва между демократическими принципами и государственной практикой состоит в том, что, отказавшись от командного принципа осуществления власти, государство так и не смогло в полной мере овладеть правовым принципом. Это вызвало такие угрожающие явления, как:

1.   неконтролируемый рост управленческого персонала во всех сферах, что снижает эффективность власти;

         2. расцвет бюрократизма, который заглушает рост новых экономических отношений, искажает социальную политику государства, угнетающе действует на социальное самочувствие людей;

3. коррупция, проникшая  в государственный и муниципальный  аппараты;

4.   опасно низкий  уровень исполнительской дисциплины;

5. несогласованность в  работе министерств, ведомств, других  государственных органов.

В чем причины трудного пути России к правовому государству? Во-первых, в слабой структурированности  российского общества. Гражданское  общество в России только формируется. Во-вторых, в господстве в российской государственной системе конфронтационной политической культуры, в нестабильности из-за этого российской политической системы и в нереализованности в полной мере принципа разделения властей. В-третьих, в нерешенности многих чисто правовых вопросов. Противоречивость законодательства, спешка при издании нормативных правовых актов и даже принятие неправовых законов — все это затрудняет понимание и усвоение права широкими слоями населения, формирование устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирование правового самосознания.

В Конституции современной  России поставлена задача построения правового государства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности. Понятно, что гражданам  России и российскому государству на этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.

 Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1.Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.                2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной 21». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции – расценивать как программную установку.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.                        

 

3.2  Специфика  формирования гражданского общества  в России

 

   Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего класса уже как частная собственность.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее  время существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые  отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие  фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское  общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые  были прежде. Вследствие известных  ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных ценностей  в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения  уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию  отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Значительный отпечаток  на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный  характер процесса гражданской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов. Изменение материального положения различных групп приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Осложняет процесс кристаллизации автономной личности и то обстоятельство, что создание рыночных отношений  и переход от тоталитаризма к  демократии совпали по времени с  процессами национального самоопределения  этносов и социальной стратификации  на основе отношений собственности. Совпадение этих тенденций делает процесс  формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво  переплетаются различные, порой  противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп, что снижает возможности  управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других интересов.

Наиболее негативным последствия  снижения регулятивной функции государства  является формирование существенного  разрыва в уровне доходов небольшой  группы людей и большинства бедного  населения. В этих условиях государству  еще многое предстоит сделать, чтобы  оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки  для самореализации индивидов и  групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство  должно на практике все больше приобретать  признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого  самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

Можно назвать некоторые  проблемы создания гражданского общества в России:

- Россия еще не обрела  опоры в праве, в правах человека  и социальное государство в  России не может опереться  на фундамент правового государства:  создание социального государства  у нас не является новым  этапом развития правового государства  (как это имело место на Западе);

- в России не создан  «средний слой» собственников:  подавляющему большинству населения  страны ничего не досталось  от  стихийно

приватизированной партийно-государственной  собственности;

- отсутствует мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять  меры по перераспределению доходов,  не ущемляя существенно свободы  и автономии собственников;

- не ликвидированы монополии  в важнейших видах производства  и сбыта, что приводит к отсутствию  реальной конкуренции;

- отсутствует развитое, зрелое  гражданское общество;

        - снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и

экономики («политика —  дело грязное»);

- существующие политические  партии России не имеют четких  социальных программ и представлений  о путях реформирования общества;

- в обществе отсутствуют  четко обозначенные реальные  цели, научно выверенные модели жизнеустройства.

 

 

Заключение

 

Написав курсовую работу на тему: «Правовое государство: понятия, признаки и проблемы становления», сделаем выводы.

Цель данной работы - это  попытка осмыслить и оценить всю важность становления правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства,  в этой работе приводятся примеры строительства правового государства.

В первой главе я рассмотрела  возникновение идеи правового государства  и его основные черты. Для становления и развития правового государства необходимы определенные условия. К ним я отнесла:                  а) экономические; б) социально-политические; в) нравственные; г) историко-этнические; д) правовые. К этим условиям следует добавить и международные. Таким образом, условия правового государства можно классифицировать на международные и внутригосударственные.

Во второй главе мной рассмотрены  признаки или принципы правового  государства. Признаки правового государства имеют тенденцию к количественному росту. Среди них кроме верховенства права (правового закона, связанности личности и государства правом, разделения властей) еще называют плюрализм и многопартийность, устойчивое сохранение социального мира, допустимость включения в основы отечественного законодательства общепризнанных норм международного права и т.д. У одних авторов этих признаков насчитывается тринадцать, у других - пятнадцать и более. Количественное увеличение признаков - объективная тенденция. Вызвана она функциональными и институциональными изменениями, воздействующими на содержание государства, а также необходимостью овладения механизмом, способным прогнозировать тенденции в развитии правового государства.

Информация о работе Правовое государство