Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 09:23, курсовая работа
Конституция Российской Федерации, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила данный термин. В ней сказано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».Интересно, что большинство конституций так называемых «развитых» стран подобных деклараций не содержит.
В данной работе правовое государство рассматривается как один из типов государства. Цель работы – определить и понять сущность правового государства, его особенности и принципы.
ВВЕДЕНИЕ
Что такое правовое государство? Сущность этого термина изучают юристы, политологи, социологи и многие другие ученые. Понятие правового государства появилось ещё в Российской империи, во времена великих реформ, а именно в 1864 году, когда проходило реформирование судебной системы. Оно широко употреблялось при перестройке, но развитие получило несколько позже.
Конституция Российской Федерации, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила данный термин. В ней сказано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».Интересно, что большинство конституций так называемых «развитых» стран подобных деклараций не содержит.
В данной работе правовое государство рассматривается как один из типов государства. Цель работы – определить и понять сущность правового государства, его особенности и принципы. Актуальность темы не ставится под сомненье –сейчас, когда о будущем, прошлом и настоящем России ведутся бурные дискуссии, когда назревающие проблемы и вопросы требуют немедленного разрешения, очень важно понять – можно ли считать наше государство правовым? Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь, нужно четко определить, что такое правовое государство, каковы его признаки.
Существует множество определений понятия «правовое государство». Юридический словарь дает такую дефиницию: «Правовоегосударство - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. Правовое государство является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.» То есть правовое государство – это государство, которое подчиняется праву и обеспечивает права и свободы своих граждан. Мало того, обеспечение прав и свобод человека является главной целью такого государства.
Правовое государство — сложное развивающееся явление. По ходу истории оно обогащалось новыми признаками, содержанием. Постоянной оставалась суть – правовое государство неразрывно связано с правом.
Конституция Российской Федерации в статье 1 указывает: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Понятие «правовое государство» в Конституции не разъясняется.
Зато в Комментариях к Конституции говориться: «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего всоциальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую подих контролем.”1
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством, но этого не достаточно для того, чтобы считаться таковым. Интересно, что в конституциях стран, которые принято считать развитыми, демократическими и правовыми, подобных заявлений не делается. Чтобы считаться правовым, государство должно создать и обеспечить систему гарантий и защиту от беззаконного административного вмешательства в гражданское общество, от попыток незаконного осуществления власти. В правовом государстве господствует право, авторитет государственности, обеспечивающий все права и свободы человека и гражданина в политической, социальной, экономической и духовных сферах.
Появление идеи правового государства связано с античным обществом. Государство в качестве организации публичной властной силы, опирающейся и основанной на законе, можно считать прототипом правового государства. Многие античные мыслители, такие как Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и другие выявляли связи между правом и властью, обеспечивающие гармоничное функционирование общества. По их мнению, наиболее эффективно и справедливо такое устройство общества, при котором закон обязателен как для граждан, так и для государства.
По мнению античных мыслителей, наилучшей государственностью считается та, где государственная власть признает право, и является им ограничена. Аристотель говорил: «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он утверждал, что в любом государственном строе существует три элемента: законосовещательный орган, магистратуры и судебные органы.
Древнеримские политические и общественные деятели поддерживали гуманистические взгляды древнегреческих мыслителей в идее о праве, свободе, человеческом достоинстве. Государство для них – публично-правовая общность людей. Цицерон говорил: «Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и обязанностью интересов». Образ богини правосудия Фемиды (она носила повязку на глазах, в руках держала меч и весы правосудия) символически выражал разумную и справедливую организацию публичной власти, единение силы и право – правопорядок, обязательный для всех.
В эпоху Нового времени становление и развитие учений о правах и свободах человека, разделении властей, конституционализме проходило под заметным влиянием идей античных мыслителей. Согласно новому юридическому мировоззрению, требовались новые представления о свободе и достоинстве личности, утверждение их посредством права. Только правовая организация общества и деятельность трех независимых ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной могли обеспечить политическую свободу личности.
Основателями современных концепций правового государства считаются Джон Лилбёрн, Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Георг Гегель и другие европейские просветители, полагавшие, что государство, основанное на идее автономной личности, обладающей неотчуждаемыми правами и свободами, придет на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма. Иммануил Кант писал: «Наилучший строй тот, где власть принадлежит не людям, а законам». Для Канта конституция играла особую роль, он придавал ей особое значение, полагая, что государство, основанное на конституционном праве, отвечает воле народа и является «правомерным». Кант считал, что гражданин должен обладать той же возможностью принуждать властвующих к исполнению закона, которой обладает и властвующий по отношению к гражданину.
Первыми актами, законодательно закрепившими права и свободы человека, стали Конституция США 1789 года, французская Декларация прав человека и гражданина (1789).
Великие реформы Александра II оказали революционное влияние на теорию правового государства в России. Такие блестящие ученые-юристы, как Владимир Матвеевич Гессен, Александр Дмитриевич Градовский, Богдан Александрович Кистяковский, Максим Максимович Ковалевский, Николай Михайлович Коркунов, Сергей Андреевич Котляревский, Сергей Андреевич Муромцев, Павел Иванович Новгородцев, Николай Иванович Палиенко, Вениамин Михайлович Хвостов, Борис Николаевич Чичерин, Габриэль Феликсович Шершеневич и др. отстаивали и разрабатывали аспекты теории конституционного государства.
Например, С.А. Котляревский придавал особое значение независимости судопроизводства, подчинению суда только закону и конституции. Он выступал за учреждение конституционного суда, в права которого входило толкование законов, проверка соответствия их конституции и праву. Доверие народа к суду Котляревский считал условием его эффективной деятельности. Потеря этого доверия подрывала статус и основы правосудия, а значит и правового государства.
Новый виток развития идея правового государства получила после окончания Второй мировой войны, когда в результате победы над фашизмом наблюдался подъем демократии. Правовому государству все чаще относились как к «государству благоденствия», социально ориентированному демократическому государству, что послужило толчком для признания социально-экономических, политических и культурных прав граждан (не последнюю роль в этом сыграли социалистические государства).
В 60-80-е годы попытки адаптации идей правового государства к социалистической доктрине предпринимались в Советском Союзе и в ряде других бывших социалистических стран. Такие советские ученые, как Леонид Соломонович Мамут, Григорий Наумович Манов, Владик СумбатовичНерсесянц, Ирина Андреевна Ледях, Елена Андреевна Лукашева, Виктор Михайлович Чхиквадзе и другие, в своих трудах обосновывали идею правового характера взаимоотношений социалистического государства и личности, равенства государства и личности, их взаимной ответственности, приоритете прав человека и гражданина, о праве граждан на судебную защиту в конфликтах с государством. Идеи эти, конечно, выступали скорее в качестве защищаемых идеалов, а не принципов реальной действительности. Несмотря на то, что указанные выше ученые осознавали, что полное осуществление этих идей в условиях советской действительности невозможно, идеи «социалистической правовой государственности» подготовили почву для изменения системы тоталитаризма во время перестройки.
Кроме отличительных признаков, правовое государство обладает чертами, присущими любому государству, а именно: неразрывная связь, взаимосвязь и взаимодействие государства и права; наличие у государства публичной (политической) власти; государственный суверенитет; территориальная организация населения; система налогов и сборов.
Кроме этого, правовое государство характеризуется следующими особенностями:
Термин «верховенство закона» стал использоваться в семнадцатом веке, впервые он появился в 1610 году, в петиции Якову Первому от Палаты общин.
Закон – установленные государством общеобязательные нормы и правила поведения, учитывающие объективные потребности развития общества. В правовом государстве все государственные органы, должностные лица, общественные организации и население чтут, соблюдают и уважают закон. Никто не в праве на него посягать. В основном законе Российской Федерации, Конституции, принцип верховенства закона закреплен в статье 15, части 1. Там сказано: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». То есть Конституция – это главный закон страны, и никакие другие законы или акты не могут противоречить или исправлять её. Соблюдение Конституции обязательно для всех государственных органов, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц, частных физических и юридических лиц, которые находятся на территории Российской Федерации, независимо от их гражданства. Также, согласно Комментарию к Конституции РФ, учреждения и организации России, их должностные лица и другие сотрудники, граждане России и её юридические лица, находящиеся за пределами Российской Федерации, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Дипломатические и консульские представители иностранных стран, отношения представителей и представительств международных организаций и их сотрудников, которые находятся на территории Российской Федерации, пользуются дипломатической и консульской неприкосновенностью, должны подчиняться, уважать и не нарушать Конституцию. За нарушение Конституции, физическое или юридическое лицо, государственные органы и должностные лица несут строгую юридическую ответственность.
Обязательным условием обеспечения верховенства закона является информированность граждан о содержании права. В Конституции Российской Федерации (статья 15, ч. 3) сказано: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Таким образом обеспечивается доведение содержания законов до всеобщего сведения, без чего невозможна их реализация. Официальное опубликование также гарантирует идентичность подлинника, принятого законодательным органом или референдумом и подписанного президентом, и закона, предоставленного общественности. Опубликование законов регулируется ФЗ от 14 июня 1994 года №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В статье 3 этого закона говорится, что федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Согласно статье 4 данного Федерального закона, первая публикация полного текста закона в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрания законодательства Российской Федерации» или первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является официальным опубликованием этого закона.
3.2. взаимная ответственность
Неотъемлемый признак правового государства – взаимная ответственность государства и личности. Это существенная отличительная черта: в недемократических странах признается только ответственность гражданина перед государством, которое дает и определяет права и статус гражданина, тогда как в правовых странах делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами. Эта ответственность возможна только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, которые закрепляют порядок, процедуру привлечения к ответственности должностных лиц и санкции, к ним применяемые, в случае нарушения ими прав и свобод граждан.
В правовом государстве гражданин может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами. Всё это формирует ответственность государства перед гражданами. При этом, гражданин также несет ответственность за свои противозаконные действия перед государственными органами. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность личности перед государством. Административная ответственность рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях. Административная ответственность – мера принуждения, которую государство осуществляет от своего имени, управомоченным органом относительно лица, совершившего преступление, за которое предусмотрена административная ответственность.