Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила данный термин. В ней сказано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».Интересно, что большинство конституций так называемых «развитых» стран подобных деклараций не содержит.
В данной работе правовое государство рассматривается как один из типов государства. Цель работы – определить и понять сущность правового государства, его особенности и принципы.

Вложенные файлы: 1 файл

Butukhanova_A_IPiP-126_Pravovoe_gosudarstvo (1).docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

Правовое государство, устанавливая степень свободы человека, в то же время ограничивает собственную свободу решений и действий. Оно подчинено праву, а потому государственные органы не могут нарушать его нормы и предписания, а при нарушении несут ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.

Существует определенная система гарантий, обеспечивающая ответственность государства перед гражданами. К ней относятся:

    • ответственность правительства перед представительными органами власти;
    • ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
    • Процедура импичмента и т.д.

Также существуют формы контроля за выполнением обязательств государственными органами: референдумы, отчеты депутатов и т.д.

3.3. система  разделения властей

Основоположниками теории разделения властей считаются английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский философ Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Согласно этой теории, для наиболее эффективного функционирования государства, государственная власть должна быть разделена на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Создается четкая система сдержек и противовесов, благодаря которой ветви могут, при необходимости, контролировать друг друга, но не оказывать чрезмерного давления.

В Российской Федерации принцип разделения властей закрепляется в Конституции. В статье 10 сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Отличительным признаком государственной системы Российской Федерации является то, что Президент не входит ни в одну ветвь власти. Он выступает в качестве гаранта Конституции, соблюдения прав и свобод, главы государства, в обязанности которого входит обеспечение согласованного функционирования и взаимодействие органов государственной власти. Президент не обладает правом вмешательства в полномочия Федерального Собрания или судебных органов (Глава 5, статьи 108, 109, глава 7, статьи 118, 120 Конституции РФ). Но вместе с тем многие считают Президента главой исполнительной власти, так как он обладает правом председательствовать на заседаниях Правительства (статья 83, пункт «б» Конституции РФ).

Систему власти в Российской Федерации можно представить в качестве схемы (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Система власти в Российской Федерации

Из схемы видно, что власть разделена как бы на четыре уровня. Первый уровень предназначен для того, чтобы передать власть и управленческие функции от государственных структур народу, нации, которые являются первичными социальными субъектами. Второй уровень – система взаимоотношений государства и политических партий, общественных организаций, движений. Третий уровень – функционирование законодательной, исполнительной и судебной власти.  И четвертый – взаимодействие национально-государственных образований друг с другом.

Разделение властей несет в себе следующее содержание:

  • Только законодательные (представительные) органы могут принимать законы (которые обладают высшей юридической силой);
  • Исполнение законов и ограниченное нормотворчество – прерогатива исполнительной власти. Она подчинена главе государства и, частично, парламенту;
  • Между законодательной и исполнительной властью обеспечивается баланс, не допускающий переноса объема властных полномочий на одну из них;
  • Судебная власть независима и самостоятельна в пределах своей компетенции;
  • Ветви власти не сливаются друг с другом и избегают вмешательства в прерогативы другой власти;
  • Существует система сдержек и противовесов, предусмотренная Конституцией.

Обобщив все вышесказанное, в завершение можно сказать, что разделение властей – это правовой принцип, который не допускает концентрацию всей государственной власти в руках одной из её ветвей, предотвращая злоупотребление ею.

3.4 гарантия прав и свобод  личности

Гарантия – поручение, условие, обеспечивающее что-либо. Конституционные гарантии – это совокупность правовых институтов и норм, которые защищают права человека, основы конституционного строя, выполнение обязанностей и функционирования различных органов государственной власти. Можно сказать, что гарантия прав и свобод человека – совокупность конституционно-правовых норм, средств, институтов, способов, процедур и механизмов, которые обеспечивают охрану, защиту и реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии прав и свобод представляют собой систему, включающую следующие элементы:

  • Социально-экономические гарантии – стабильную экономику, отношения собственности, эффективную налоговую систему, качественное выполнение государственных обязанностей в социальной, экономической, политической и духовной сферах. Осуществление личных прав и свобод.
  • Политические гарантии – демократическая власть и соответствующий государственный режим, политическая стабильность, достойный уровень политической культуры.
  • Юридические гарантии – правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии делятся на фoрмально-юридичeские и институциoнальные.

Фoрмально-юридичeские гарантии – это правовое закрепление положений, которые обеспечивают права и свободы. Конституция РФ провозглашает права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение – главной обязанностью государства (статья 2), а также признает нормы международного права, касающиеся прав человека, частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, ч. 4), устанавливает принцип равенства перед законом и судом (статья 19, ч.1), провозглашает Президента Российской Федерации гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (статья 80, ч.2), запрещает издавать законы, умаляющие или отменяющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, ч.2), предусматривает самозащиту и возможность защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными в законе (статья 45, ч.2) и т.д.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина, по Конституции РФ, возможно лишь федеральным законом, при защите основ конституционного строя, нравственности, здоровья других лиц, прав и законных интересов других лиц, а также обороны и безопасности государства. Также стоит отметить, что ограничение происходит только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей (ст. 55, ч.3).

Наряду с формально-юридическими гарантиями существуют также институциональные гарантии. В них входят различные государственные и общественные органы и организации, защищающие права, способы осуществления прав и процедуры, которые обеспечивают их охрану и реализацию (административные жалобы, амнистии, помилования, судебные процедуры и т.д.).

Государственные и негосударственные органы и организации, обеспечивающие охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина:

  • Президент Российской Федерации, Администрация Президента РФ;
  • Прокуратура;
  • Органы исполнительной власти (Министерство Юстиции, МВД, Министерства здравоохранения, образования и т.д.);
  • Уполномоченный по правам человека;
  • Комиссии по правам человека в субъектах РФ;
  • Уполномоченный по правам ребенка;
  • Органы местного самоуправления, органы власти в субъектах РФ;
  • Адвокатура;
  • Нотариат;
  • Различные общественные органы и организации, защищающие конкретные права и интересы граждан (профсоюзы и т.д.).

 

 

 

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                              

Данная курсовая работа посвящена идеи правового государства.

Цель данной работы - это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи

правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого

понятия правового государства,  в этой работе приводятся примеры

строительства правового государства в постсоветской России. Акцентрируется

внимание на характерных чертах правового государства России.

Итак, обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство

- это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего

общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные

гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы

жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей

социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры

разрешения споров. По всей сущности правовое государство - это система

институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих

неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру

свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников

социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и

максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными

возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития

объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть

зафиксированы в конституции и законах.

 

 

 


Информация о работе Правовое государство