Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 08:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ сущности правового государства и его признаков, а также изучение проблемы построения правового государства в Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы – это вопросы о понятии, идеях правового государства, его признаках, об отдельных его проявлениях в России.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
§1. Становление теории правового государства: основные идеи и концепции правового государства………………………………………………………………………......5
§2. Понятие и признаки правового государства……………………………………..12
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Принципы правового государства…………………………………………………19
§2. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации……...23
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………………………..33
Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Однако смысл существования правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний. Правовое государство в равной мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и с другими индивидами. В результате правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности.21
Но говоря об ответственности правового государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что не менее важна ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение, поскольку беззаконие и произвол времен тоталитаризма породили безразличие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных дел. Речь идет прежде всего о возрождении доверия граждан к государству, об их заинтересованности в его делах, от чего во многом зависит судьба государства. Утверждение личных прав и свобод, развитие демократии должны идти рука об руку с укреплением законности, с осознанием необходимости безусловного уважения закона каждым. Демократия, правовое государство несовместимы ни со своесловием, ни с безответственностью.22
Принцип правовой защищенности человека и гражданина нашел свое отражение во второй статье Конституции РФ, которая провозглашает права и свободы человека высшей ценностью, а также признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.
Данный принцип закреплен в ч. 1, ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Принцип разделения властей определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах тех же пономочий.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
С одной стороны, суд не может присваивать функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Принцип разделения властей четко изложен в ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.
§2. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации
В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (1724), С.Е. Десницкого в «представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской Империи» (1768), реформаторские проекты М.М. Сперанского, а также революционные высказывания А.Н. Радищева, декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.
Более целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве получили в работах представителей теории и философии права. Так, к убеждению о наличии твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, приходит П.И. Новгородцев.24 К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н.М Коркунов.25 «Право, - писал Б.А. Кистяковский, - должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему совершенствованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям – это значит извращать его природу».26
Важным было бы подчеркнуть, что названные и многие другие русские исследователи связывали будущее своей страны с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причем не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью.
После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, когда начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские конституции, идеи правового государства вновь стали овладевать умами юристов после длительного имперского периода и абсолютной монархии. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реально именно в таких условиях. Еще до революционных бурь видные теоретики права Б.А. Кистяковский27 и П.И. Новгородцев28 говорили о возможном соединении идей правового государства с социалистической организацией общества. История показала, насколько нежизненными оказались эти прогнозы. Уже с конца 20-х гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера.
Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие XX века. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и многие другие факторы. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности,29 в силу того, что статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым государством.
Для России путь к правовому не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Попытку изучить условия возникновения правового государства предприняли отдельные ученые, такие как В.Н. Хропанюк, П.А. Коваленко, В.В. Лазарев и многие другие.
Г.И. Авцинова30 связывает возможность построения правового государства в нашей стране с возникновением следующих предпосылок:
1. Материальной, подразумевающей
уровень экономического
2. Политической, представленной
разделением властей, созданием
парламентской системы с
3. Юридической, в виде развитого законодательства;
4. Духовной, как доминирование
в обществе отношения к
Российское общество, в стремлении к правовому государству, по мере созревания материальных, политических, юридических, психологических и иных предпосылок, должно базироваться на взаимной ответственности, законопослушности, толерантности.
Так как построение правового государства связано с определенными условиями, без которых оно не может ни возникнуть, ни плодотворно функционировать, их можно объединить в следующие группы:
1. Экономические условия
предполагают, прежде всего, способность
государства обеспечить своим
гражданам жизненный уровень
значительно выше признанной
международным сообществом
2. Социально-политические
условия предусматривают в
3. Нравственные условия -
это, прежде всего обеспечение
духовного комфорта каждому
Немаловажным условием существования правового государства является достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Сложность становления правовой культуры в России состоит в том, что в настоящее время не сформировано правовое мировоззрение, соответствующее нынешнему состоянию российского общества.31