Правовое государство: от идеи к практике воплощения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Республике Беларусь правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1 Правовое государство как юридическая категория……………………….…5
1.1 Понятие правового государства……………………………………………...5
1.2 Принципы правового государства……………………………………...……9
2 Реализация принципов правового государства в Республике Беларусь…...14
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

введение.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Исполнительная власть призвана реализовывать законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизни общества и государства.

Суды занимают особое место. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут отменять решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат Конституции и законам.

Не менее значимым для правового государства является принцип верховенства права или верховенства закона. Он предопределяет характер и стиль деятельности самого государства, его органов и представляющих их должностных лиц. В правовом государстве все властные структуры подчиняются закону и строят свою деятельность в точном соответствии с его предписаниями [4, с. 147].

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, общую волю населения страны. Они регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Уважение закона, и, прежде всего, Конституции, есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут сознания и поведения всех граждан.

Вместе с тем в правовом государстве закон и другие нормативные правовые акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. «Чем шире область социальной жизни, свободная от нормативно-правового регулирования, тем прочнее устои правового государства» [9,  с. 253]. Инфляция нормативных актов приводит к размыванию правовой системы, делает законодательство труднообразимым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют правоприменительную и правоохранительную деятельность [6, с. 505].

Еще одним важным принципом правового государства является уважение прав и свобод личности. Исходя из этого принципа, главной задачей правового государства провозглашается общее благо, реализация, соблюдение и защита прав индивида. Таким образом, в этом принципе можно выделить три взаимосвязанных элемента: обязательное признание правовым государством международных правовых документов, определяющих права и свободы человека; обуславливание степени демократизации государства состоянием соблюдения прав и свобод человека; значимость для правового государства не только провозглашения незыблемости прав и свобод личности, но и защиты их, при создании необходимых политических, социально-экономических, юридических гарантий [8, с. 8]. Другими словами, как отметил В.Л. Казаков, реализация данного принципа предполагает конструирование и приведение в действие механизма защиты индивидуальных притязаний [10, с. 5].

Данная интерпретация принципов правового государства дана исходя из взгляда М.И. Пастухова на данную проблему.

Если сопоставить выше сказанное с точкой зрения А.И. Бобылева, то можно сказать, что он не рассматривает принцип уважения прав и свобод личности, как единый. Он разделяет его на три, исходя из выделенных выше элементов.

Однако он также рассматривает как самостоятельный принцип взаимодействие личности, общества и государства, которое строится на правовой основе, в первую очередь на конституционном уровне. Признавая ценность позитивного права, доктрина правового государства усматривает гораздо большую ценность в праве естественном [11, с. 60]. Рассматривая эту же проблему, профессор Д.А. Керимов говорил, что отношения между правовым государством и гражданами основываются на началах сотрудничества, доверия и взаимопомощи: граждане добровольно помогают в осуществлении задач и функций государства, а государство обеспечивает, охраняет и защищает права и свободы граждан, заботится об их благосостоянии и всестороннем развитии [12, с. 5].

Важным принципом правового государства А.И. Бобылев называл наличие в стране гражданского общества. Под гражданским обществом здесь понимается совокупность внегосударственных отношений в различных сферах: социальной, политической, религиозной и других. Субъектами такого общества выступают граждане общества, политические партии, предприниматели и другие, которые способны воздействовать на развитие общества и государства, придать этому развитию демократический характер, обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Но, в свою очередь, гражданское общество может развиваться лишь в условиях формирования правового государства, которое создает правовую основу для развития всех социальных институтов гражданского общества. Данную точку зрения подтверждает и профессор Г.Н. Манов. Так, по его мнению, гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей человека, когда призрак свободы личности обретает плоть и кровь [9, с. 246].

На наш взгляд, рассмотренные позиции авторов исчерпывающе представляют принципы формирования правового государства.

Таким образом, думается, что к принципам правового государства следует отнести принцип разделения публичной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивающее функционирование системы сдержек и противовесов; верховенство права и верховенство закона, что подразумевает приоритет естественного права над позитивным; демократизм организации и деятельности государства, проявляющийся в осуществлении власти народом; признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантирующие неотъемлемые права человека; взаимодействие личности, общества, государства, осуществляющееся в первую очередь на конституционном уровне; развитие гражданского общества, как основы формирования правового государства; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, выработанных мировой практикой на основе общечеловеческих ценностей, что изменяет практику применения законодательства, приближая государство к державам с правовым характером, вливая его в единое мировое правовое пространство; обеспечение конституционной законности и правопорядка с целью неукоснительного и строгого соблюдения и исполнения законодательства.

 

 

 

 

 

2 Реализация принципов правового государства в Республике Беларусь

              В настоящий период развития общества правовое государство проходит этап становления. Современные государства постепенно начинают реализовывать эту идею. Из инструмента выражения интересов отдельных социальных групп державы все в большей мере становятся выразителем воли и интересов всего общества. Усиливается общественный контроль за делами государства. Поэтому социальную предпосылку и необходимое условие такого государства образует гражданское общество, объединяющее сознательных и активных граждан.

Формирование правового государства в Республике Беларусь представляет собой сложнейшую проблему, решение которой требует длительного времени и концентрации сил всего общества. Построение правового государства является длительным и сложным процессом, который определяется многими факторами. Определяющими среди них называют экономический уровень жизни людей и уровень общей правовой культуры общества. При этом обязательным правилом в деятельности государственных органов должно стать соблюдение прав и свобод граждан.

Становление правового государства предполагает повышение уровня правовой культуры всех членов общества, и в первую очередь работников правоохранительных органов [4, с. 149]. Проблемы правовой культуры становятся наиболее актуальными в период социальных перемен, когда объективно происходит разрушение и изменение социальных институтов предшествующего периода развития и становление новых, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей, в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия.

В юриспруденции в целом выработалось два основных подхода к пониманию правовой культуры. С одной стороны, о ней говорят как о реальном функционировании общественной правовой системы, воплотившей достижения правовой мысли, юридической техники и практики, а с другой позиции ее рассматривают как определенный уровень усвоения и активного использования личностью правовых ценностей [13].

Правовая культура вбирает в себя достижения национальной и мировой цивилизации и противостоит юридическому нигилизму. Она позволяет каждому гражданину пользоваться политическими свободами, исключает злоупотребление властью должностными лицами государственного аппарата, гарантирует политический плюрализм и деятельность всех субъектов правового поля в строго конституционных рамках. Правовая культура предполагает переориентацию народа на истинные ценности права, обеспечение в законодательной и правоохранительной деятельности принципа приоритета человеческого измерения во всех сферах жизни общества.

Необходимо признать, что нынешний уровень правовой культуры в Беларуси недостаточен для активного формирования правовой государственности, поэтому в настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения правовой культуры граждан и, прежде всего должностных лиц [13].

Правовая социализация населения современной Беларуси пришлась на период разрушения базовых общественно-политических ценностей, которые были присущи социалистической эпохе и в силу этого, а также того, что государственные и общественные структуры не в должной мере оценивают необходимость систематической работы по формированию правовой культуры, последней уделялось недостаточно внимания. Кроме этого на правовую культуру негативное влияние оказывают известная инертность общественного сознания, препятствующая освоению новых реальностей, и скорость происходящих преобразований, не позволяющая даже наиболее мобильной части общества осваиваться и адаптироваться к наступившим переменам в полном объеме. [13 ]

Однако совершенно очевидно, что правовая культура возникает только в результате осознанного принятия новой системы ценностей большинством населения, заинтересованного в том, чтобы поддерживать правовые стандарты, обеспечивать гуманистические правила общественного взаимодействия и собственную социально-правовую защиту, поэтому столь актуально выяснение возможностей и препятствий в становлении правовой культуры нового демократического общества.

Представляется, что обеспечение населения правовой информацией и популяризация правовых знаний, совершенствование средств и методов правового обучения и правового воспитания, развитие современной системы юридического образования, стимулирование изучения научных основ правовой культуры и преодоление разрыва между наукой и практикой повышения правовой культуры, воспитание уважительного отношения к закону, преодоление правового нигилизма должны стать первоочередными шагами на пути формирования правовой государственности.

Думается, что особая актуальность повышения правовой культуры в Республике Беларусь, ее значимость и влияние не только на правовую сферу, но и на все общественное развитие в целом вызывают необходимость углубленного научного анализа данного юридического явления.

Таким образом, развитие правовой культуры является необходимым условием становления правового государства, так как оно базируется на гражданском обществе, которое возможно лишь при наличии высокой правовой культуры.

Как уже отмечалось, идея правового государства реализуется через воплощение его принципов.

Принципы правового государства, в свою очередь, закрепляются на конституционном уровне.

Так, в Конституции Республики Беларусь принципы правового государства получили свое закрепление в следующих статьях: «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» (статья 2); «государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности» (статья 2); «народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» (статья 3); «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений» (статья 4); «государственная власть в Республике Беларусь основывается на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную» (статья 6); «в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права» (статья 7); «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (статья 8) [14].

Однако следует признать, что многие из них не реализованы на практике в полной мере. В настоящее время в большинстве государств, в своих конституциях объявивших себя правовыми, имеется определенный разрыв между предлагаемыми и постулируемыми идеологическими установками, порождающими определенные социальные иллюзии, и действительностью, зримо обнажающей практическое несоответствие реальной практике многих провозглашенных идей и принципов [1, с. 17].

Думается, что данная проблема имеет место быть, потому что законодатель желает и стремится воплотить на практике принципы правового государства, однако в силу того, что политические, экономические, социальные и другие отношения еще не получили должного развития, эти принципы не могут быть реализованы. Данные принципы закрепляют идеал государства, к созданию которого должны стремиться как законодатель, так и гражданин. Здесь следует согласиться с авторами белорусского учебника по общей теории права о том, что закрепление в Конституции принципов правового государства нужно понимать как цель, которая определяет организацию и функционирование всей государственной системы [6, с. 520 ].

По этому поводу авторы высказываются по-разному. Одни приходят к выводу о необходимости формирования в Республике Беларусь демократического правового государства [4, с. 148]. А другие видят причину в том, что цель идеологии правового государства как обеспечения гармонии интересов личности и государства недостижима в принципе, поскольку между личностью и государством перманентный и взаимоприемлемый компромисс объективно невозможен [1, с. 18].

По нашему мнению, не смотря на сравнительно достаточную реализацию принципов правового государства, все же этот вопрос следует рассматривать в дальнейшем.

Информация о работе Правовое государство: от идеи к практике воплощения в Республике Беларусь