Правовое государство: от идеи к практике воплощения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Республике Беларусь правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1 Правовое государство как юридическая категория……………………….…5
1.1 Понятие правового государства……………………………………………...5
1.2 Принципы правового государства……………………………………...……9
2 Реализация принципов правового государства в Республике Беларусь…...14
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

введение.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, рассмотрим действие принципа разделения властей.

Как отмечалось выше, данный принцип закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

Согласно статье 79 Основного закона Республики Беларусь, главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Статья 90 Конституции Республики Беларусь высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь называет парламент, который представлен Национальным собранием, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики.

Статьей 91 закрепляется осуществление избрания депутатов в Палату представителей на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, что по сути своей реализует демократические основы нашего государства.

В компетенцию Палаты представителей, согласно статье 97, входит рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; рассмотрение проектов законов; назначение выборов Президента, дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобрение или отклонение программы, принятие отставки Президента; принятие решений по вопросам, предусмотренных Конституцией.

Что касается Совета Республики, то в соответствии со статьей 98 Конституции он одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов; дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного суда; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.

Право законодательной инициативы согласно статье 99 принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Законопроект становится законом после принятия его Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляется Правительством, в качестве которого выступает Совет Министров (статья 106).

Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

В соответствии со статьей 107 Правительство руководит системой органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Ознакомление с выше перечисленными статьями позволяет проследить основы судебно-правовой реформы. На наш взгляд, к ним следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрет создания чрезвычайных судов; определение основополагающего принципа правового статуса судей.

Важным является закрепление в законодательстве положения о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией или законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным [15]. Тем самым обычные суды наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает  значимость судебной власти в системе органов государства.   

Таким образом, Конституция Республики Беларусь закрепила основы организации и деятельности судов, а намеченная судебно-правовая реформа должна рассматриваться как неотъемлемая составная часть общей реформы государственного аппарата, осуществляемой с учетом требований разделения властей.

Однако в настоящее время существует ряд вопросов, которые нуждаются в нормативном регулировании.

Суды и правоохранительные органы до сих пор связаны показателями отчетности. По ним проводится оценка работы суда, следственных органов, прокуратуры и даже адвокатуры. Прежняя административно-командная система предопределила приоритет ценностей: на первом месте стоит показатель, а человек ставится на второе место [6, с. 517].

Профессор М.И. Пастухов обращает внимание на восстановление действия принципа разделения властей, под которым он понимает установление приоритета представительной власти, выражающейся Парламентом, над властью исполнительной, которую олицетворяет Президент и Правительство [4, с. 148]. Уделяется внимание расширению правового статуса Парламента, что позволит восстановить функцию «сдержек и противовесов» в системе разделения властей.

По нашему мнению, эта позиция в качестве гаранта демократического государства имеет место быть, так как в этом случае население получает более широкие возможности в управлении государством.

При формировании национальной правовой системы следует ориентироваться на европейские стандарты в области прав и свобод человека. Тем более что к этому обязывает Конституция Республики Беларусь. Так, согласно статье 8 Конституция Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [14]. Так же это освещено в статье 20 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [16] и в части 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» [17].

Признание приоритета общепризнанных принципов международного права означает не что иное, как определение вектора развития всей правовой системы. С учетом общепризнанных принципов права должно осуществляться наполнение конституционных норм, определение их содержания [18, с. 6].

Эти принципы не сформулированы в едином международном акте. Республика Беларусь является участницей таких фундаментальных международных документов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и ряда других.

В отличие от названных Международных пактов Всеобщая декларация прав человека не ратифицировалась государствами, однако это не снижает ее значимости для формирования новых реалий в обществе и государстве. Неукоснительное соблюдение этих документов способствует существенному изменению характера отношений между государством и человеком. Обеспечение закрепленных в них прав и свобод, выполнение предусмотренных обязанностей является неотъемлемым признаком правового государства, где действуют общепринятые международные стандарты.

Комплекс прав и свобод граждан Республики Беларусь имеет установившуюся тенденцию к постоянному расширению, прежде всего за счет ориентации на международно-правовые эталоны и стандарты в сфере прав человека, а также к изменению посредством трансформации ряда прав и свобод в связи с реформированием общества, его социально-экономической и политической сфер [19, с. 21].

Поскольку комплекс прав и свобод граждан Республики Беларусь детерминирован рядом объективных факторов, характеризующих нынешнее состояние общества, центр тяжести в сфере прав человека следует перенести в область обеспечения их реализации, ибо именно от их осуществления зависит достижение свободы и независимости, прочного и стабильного положения каждого человека в обществе, то есть реализация важного принципа и предпосылки создания в Беларуси гражданского общества, социального правового государства, развертывания всех его институтов, достижения социального согласия и консолидации общества, столь необходимых для его реального и последовательного реформирования [19, с. 27].

Сложности развития защитно-обеспечительных процессов в сфере прав человека в известной мере обусловлены тем, что процесс формирования нового правового статуса личности в Республике Беларусь происходит в условиях ломки старых систем и режимов, отсутствия или недостаточной эффективности новых демократических форм и институтов.

Для решения данной проблемы необходим сложный социально-правовой механизм, который включает комплекс взаимосогласованных мер, призванных объединить, скоординировать и активизировать многообразную деятельность государства, всех звеньев политической системы по определению социально-защитной политики и претворению ее в жизнь.

В современных условиях интенсивной законодательной деятельности очень важно обеспечить правильное восприятие и применение законодательства адресатом. Это довольно серьезная проблема, связанная с созданием целого механизма социально-психологического обеспечения действия закона, включающего в себя достижение необходимого уровня правосознания, правовой культуры всего общества, своевременную информированность адресата о необходимости, назначении и целенаправленности правовых актов, их доступность и открытость, научное обоснование закона, анализ среды его действия, информацию об отношении населения к закону, стимулирование его применения и другие меры [19, с. 34].

Особое место в реализации прав граждан занимает концентрация усилий общества и государства по повышению активности населения в управлении. Существенным средством для достижения этой цели является активное использование обществом предоставленных им прав, что гарантирует человеку экономическую, политическую и личную свободу. Активное участие граждан в реализации своих прав является гарантом их обеспечения и инструментом саморазвития будущего гражданского общества.

              Думается, формирование правового государства является длительным, но, безусловно, необходимым процессом, так как реальное обладание государства верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельность в осуществлении внутренней и внешней политики означает наличие государственного суверенитета как неотъемлемого свойства и условия правосубъектности на международной арене.

              Представляется, что утверждение принципов правового государства как встречало, так и продолжает встречать сопротивление. На наш взгляд, это объясняется тем, что внедрение этих принципов не может произойти без полного отказа от пережитков командно-административных методов управления, без преодоления правового нигилизма, волюнтаризма и субъективизма. Это может стать реальностью лишь в условиях установления полной конституционной законности и обеспечения строгой юридической ответственности.

              Республика Беларусь уже давно объявила себя демократическим социальным правовым государством. И это следует считать не фактом, а целью, к которой необходимо стремиться.

              На данном этапе развития Республики Беларусь уже осуществлены значительные преобразования в политической, социальной, экономической, правовой сферах, связанные с развитием и совершенствованием законодательства, формированием новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд, нельзя брать во внимание лишь одно определение понятия «правовое государство». Приведенные на эту проблему точки зрения поступательно освещают становление идеи правового государства. Каждая из позиций дополняет предыдущую. Таким образом, можно сформулировать на основе синтеза общее определение.

Думается, под правовым государством можно понимать форму общежития людей, при которой граждане и государство связаны общеобязательными правовыми законами, заключенную ради соблюдения прав и свобод граждан и общей пользы.

Таким образом, отслеживая развитие идеи правового государства, можно выявить постепенное становление принципов правового государства.

По нашему мнению, рассмотренные позиции авторов исчерпывающе определяют принципы формирования правового государства.

Таким образом, представляется, что к принципам правового государства следует отнести принцип разделения публичной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивающее функционирование системы сдержек и противовесов; верховенство права и верховенство закона, что подразумевает приоритет естественного права над позитивным; демократизм организации и деятельности государства, проявляющийся в осуществлении власти народом; признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантирующие неотъемлемые права человека; взаимодействие личности, общества, государства, осуществляющееся в первую очередь на конституционном уровне; развитие гражданского общества, как основы формирования правового государства; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, выработанных мировой практикой на основе общечеловеческих ценностей, что изменяет практику применения законодательства, приближая государство к державам с правовым характером, вливая его в единое мировое правовое пространство; обеспечение конституционной законности и правопорядка с целью неукоснительного и строгого соблюдения и исполнения законодательства.

Информация о работе Правовое государство: от идеи к практике воплощения в Республике Беларусь