Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в Казахстане, на мой взгляд, встает актуальнейшая проблема в каком государстве мы живем, в правовом или нет? Поэтому я решила взять тему «Правовое государство и гражданское общество». Правовое государство – это государство, в котором существуют независимо друг от друга три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Проанализировав историю нашей страны можно сказать, что при постоянной формальной смене формы власти, названия страны, флага, герба, конституции руководство осуществлялось все равно одним человеком. То есть сущность государства не менялась. Как правило, власть в Казахстане принадлежала одному человеку, в Ханской власти держал в своих руках хан, в СССР – генсек, а в нынешнем Казахстане – президент. Право в нашей стране имеет односторонне-принудительную силу, направленную на подданных с целью пресечения чрезмерных притязаний частных интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Идея становления теории правового государства 5
2. Правовое государство. Его понятие и сущность 7
2.1. Основы правового государства 14
2.2. Основные характеристики и принципы правового государства 16
2.3. Система разделения властей в правовом государстве 23
3. Гражданское общество и его понятие 43
4. Соотношение гражданского общества и правового государства 51
5. Построение правового государства в Казахстане 61
Заключение 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государство и гражданское общество .doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

Взаимная ответственность  государства и личности - четвертый  принцип правового государства. Он выражает нравственные начала в  отношениях между государством как носителем политической власти, и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство несвободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства (внутри- и внешнеполитического характера), обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, с другими государствами и всем международным сообществом. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства.

"Правление закона" означает, что государство, его  органы признают приоритет права,  подчиняются праву, не могут  обходить его предписания ни  при каких условиях и несут ответственность за нарушение таких предписаний. Правовое государство должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.

Процесс формирования взаимной ответственности государства и  личности имеет не только юридические  аспекты. В его успешном развитии первостепенное значение приобретают  нравственные стороны, восстановление доверия человека к государству, социальной системе в целом.

Наконец, правовое государство  должно располагать эффективными формами  контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов. Это - пятый принцип.

Сегодня в стране существуют различные формы контроля: судебный контроль, контроль за конституционностью законов со стороны Конституционного Совета, прокурорский надзор, а также контроль правоохранительных органов и органов государственного управления. Следует отметить недостаточную эффективность системы контроля, что приводит к многочисленным нарушениям права.

Главную роль в разрешении коллизий, возникающих в различных  сферах жизни, должен играть суд. И это  понятно: ведь суд строит свою деятельность в соответствии с такими демократическими принципами, как независимость, коллегиальность, гласность, презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон, право обжаловать принятые решения. Надо добиться, чтобы судьи, прокуроры, следователи были ограждены от любого давления и вмешательства в их деятельность. Они должны подчиняться закону и только закону. Здесь уместно употребление общепринятого тезиса о господстве закона над всем и вся. Однако следует предостеречь от чрезмерного преувеличения формально-юридического подхода к проблеме правового государства.

Критериями качества правовой государственности Казахстана, успешное формирование которой зависит  от соответствующих экономических  и политических предпосылок, преодоления  правового нигилизма и законодательного идеализма в общественном правосознании, от повышения правовой культуры населения и должностных лиц государства, отлаживания всей юридической системы и возвышения правосудия, служит гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство Конституции и утверждение правозаконности; установление экономической свободы и четкое определение границ экономической деятельности государства; республиканский политический строй и устойчивая эффективная форма правления; единство государственной власти и разделения их на ветви при наличии системы "сдержек и противовесов"; независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина. Перечисленные признаки нашли отражение в нормах Конституции 1995 года и должны быть полностью воплощены в казахстанской реальности.

Только реализация принципа комплексного подхода может продвинуть процесс формирования правового  государства. Значительным шагом в  этом направлении явились изменения и дополнения, внесенные 7 октября 1998 года по инициативе Президента Республики Казахстан в Конституцию Республики Казахстан. Сегодня есть все предпосылки создания правового государства, известны в общем-то условия этого процесса, но практическое решение будет зависеть от согласованности усилий каждого человека, общества в целом и самих государственно-правовых институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правовое государство и гражданское общество - это идеалы, к которым нужно стремиться, но которые труднодостижимы. Я полагаю, что гражданское общество не может существовать в отдельно взятой стране, подобно коммунизму, либо оно будет во всем мире, либо нигде. В данный момент такое государство не может существовать по разным причинам: во-первых, для этого должны измениться люди (их менталитет), во-вторых, не должно быть отрицательных внешних воздействий со стороны других государств (война, экономическая блокада), также, в-третьих, нежелательны революции, экономические ситуации, чрезвычайные происшествия. Потому как в этих случаях подтверждается неэффективность демократии, власть в подобных ситуациях должна находиться в одних сильных руках. Следовательно, можно точно заявить, что ни одно государство в мире не является правовым в полной мере, страны можно только сравнивать между собой по тому, какое из них является более правовым по отношению к другому и не более того.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Конституция Республики Казахстан - Алматы «Жетi жаргы» 2008.

2.   Дюги Л. «Общество,  личность и государство». СПб. 1901.

3.   Емельянов С.А. «Право: определение понятия» - Москва, 1992.

4.   Конституционное  право Республики Казахстан. Сагиндыкова  А.Н.- 

      Алматы  «Бiлiм» 1999.

5.   Нерсесянц В.С. «Право и закон» - Москва, 1983.

6.   Сапаргалиев  Г.  «Основы государства и права Казахстана» - Алматы    «Атамура»  1998.

7.   М.Н.Марченко. «Общая теория государства и права» Т-1. -Москва «Зерцало»,  1998.

8.   Четвернин В.А.  «Демократическое конституционное  государство: 

      введение  в теорию».

9.   Большой экономический  словарь. // Под редакцией А.Н. Азриляна. М.

      «Институт  новой экономики» 1998.

10.  Словарь русского  языка. // Под редакцией А.П.Евгеньевой. Т-4. -Москва,1986.

11.  Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу

       Конституционного  закона, «О Парламенте Республики Казахстан и   

       статусе  его депутатов». 16 октября 1995.

12. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - Москва, 1990.

13. Кочесоков Р.Х. «Тоталитаризм: философско-политическое исследование», Автореф. дис. докт. - Ростов-на-дону, 1992.

14. Варламова Н.В. «Политико-правовое сознание и развитие самоуправления», Автореф. дис. канд. - Москва, 1991.

15. Веленто Л. И. «Пределы деятельности государства (теоретико-правовой анализ внешних форм ограничения)» Автореф. дис, канд. - Гродно. 1999.

16. Соколов А.Н. «Идея правового государства в Германии и механизм ее реализации» Автореф. дис. докт. -Харьков, 1992.

17. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного закона, «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». 16 октября 1995.

 

18. Тумба, №4 (315). 25 января 2001. // «Перспективу определяют законы». 

 

19. В.Я. Любашин, А.Ю.  Моржовцев, И.В.Тимошенко «Теория  государства и права», Учебное пособие - Ростов-на-Дону «Март», 2002.

20. А.С. Ибраева, Н.С.  Ибраев «Теория государства и  права» - Алмата 

«Жетi жаргы», 2003.

21. Л.И. Спиридонов «Теория  государства и права», Учебник  – Москва «Проспект», 1999.

22. С.А. Комаров «Общая  теория государства и права», Учебник – Москва, 1997.

23. А.И. Косарев «Происхождние и сущность государства»ь - Москва, 1969.

24. Б.С. Эбзеев «Конституция. Правовое государство. Конституционный  суд» - Москва, 1996.

25. В.А. Тархов « Гражданские права и ответственность»- Уфа, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовое государство и гражданское общество