Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:04, доклад
В конце XX века в социально-политической жизни России произошли глубокие изменения. В 1990-е годы шел процесс формирования основ нового законодательства Российской Федерации и были приняты важнейшие законодательные акты, направленные на создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры.
Важнейшим законодательным актом для музеев России явился Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», принятый Государственной думой 24.04.1996 г. Он регулирует правовые отношения в сфере формирования, сохранения, государственного учёта и использования Музейного фонда, так же определяет особенности создания и правовое положение музеев как некоммерческих культурных учреждений.
Основные правила учета и хранения музейных ценностей в проекте новой инструкции сохраняются. Проект также разъясняет основные понятия, применяемые в тексте инструкции, содержит дополнительные разделы и темы:
- о включении музейных предметов и музейных коллекций в Музейный фонд РФ и об исключении их из Музейного фонда РФ;
- об учете и хранении
музейных предметов и
- об учете документов Архивного фонда РФ, хранящихся в музеях;
- об учете и хранении оружия в музеях РФ.
Проект инструкции облегчает задачу разработки различных внутримузейных документов, поскольку содержит тексты положений о главном хранителе, научном сотруднике – ответственном хранителе, об отделе учета, Экспертной фондово-закупочной комиссии и др. К новому проекту прилагаются типовые формы учетных документов, рекомендованные к применению в музейной практике.
В отсутствие утвержденной новой инструкции работники государственных музеев используют действующую «Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей» (1985), учитывая рекомендации проекта. Широко используется, например, договорная система при приеме в музей новых поступлений, при выдаче музейных предметов во временное пользование и др. Вводятся в оборот формы новых документов, рекомендованные проектом. Представители Министерства культуры регулярно выступают на специальных встречах и семинарах с разъяснениями в области нового законодательства и методическими рекомендациями.
Роль и значение учета в фондовой работе музеев
Учет музейных предметов и коллекций относится к основным направлениям фондовой работы музея. Цели и задачи учета - обеспечение юридической охраны музейных фондов, определение их количественного объема, систематическое накопление сведений о музейных предметах и коллекциях. Учет является средством обеспечения сохранности музейных фондов и способом контроля за состоянием и движением музейных предметов. Как сказано в п. 81 инструкции «музейные фонды подлежат строгому государственному учету, который обеспечивает их юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования». Все памятники истории и культуры, хранящиеся в музеях, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат. «Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается» (ст.13 Положения о Музейном фонде РФ).
Государственный учет музейных фондов представляет собой их определение и регистрацию в несколько этапов:
- актирование
и регистрацию в книге
предметов за конкретным музеем (1-я стадия учета),
-регистрацию (научную
инвентаризацию) в инвентарных книгах
в целях
закрепления предметов
за определенной коллекцией в соответствии
со структурой
фондов (2-я стадия учета),
- регистрацию предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в специальных книгах учета (3-я стадия для музеев, имеющих в составе фондов эту группу хранения).
Учет музейных фондов – единая организованная система, обладающая определенным составом и структурой учетной документации. Основные принципы учета
музейных фондов:
- взаимосвязь учетных операций, основных стадий учета и учетных документов,
- единство системы основной учетной документации,
- единство учетных единиц измерения состава музейных фондов,
- возможность статистической обработки учетной документации.
Основным способом учета является учетная документация. Как сказано в п.З. проекта новой инструкции, «учетная документация - система учетных документов, обеспечивающих юридическую защиту музейных предметов и музейных коллекций и материалов вспомогательного фонда».
Согласно Положению о Музейном фонде РФ, действующей Инструкции и проекту к основным учетным документам, относятся:
- главная инвентарная
книга (книга поступлений) и другие инвентарные
книги,
- акты приема музейных предметов и музейных
коллекций на временное (постоянное) хранение,
- акты выдачи
музейных предметов и музейных
коллекций во временное
- акты списания
музейных предметов и музейных
коллекций (в случае
В комплекс учетных документов входят также коллекционные, топографические и другие виды описей и списков музейных предметов и музейных коллекций, книги регистрации самих учетных документов.
Основные учетные документы подлежат бессрочному хранению и страховому копированию. Они должны храниться в специальных опечатываемых шкафах и помещениях. Ответственность за оформление и хранение документации должна быть возложена на специально назначенное лицо.
Типовые формы основных учетных документов, приведенные в действующей инструкции (1985), в проекте новой Инструкции усовершенствованы и дополнены. На практике каждый музей преобразует типовые формы в соответствии с организацией и технологией работы фондовых отделов и структурой музея. Применяемые в музее формы учетных документов должны быть утверждены и закреплены во внутримузейной инструкции по учету и хранению музейных фондов.
Организация учета в музеях
Отделы (сектора)
учета - структурные подразделения музея,
которые обеспечивают ведение и сохранность всей
учетно-хранительской документации в
строгом соответствии с нормами и требованиями
инструкций и осуществляют контроль за соблюдением
этих требований сотрудниками хранительских,
экспозиционных, реставрационны
Отделы (сектора) учета подчиняются главному хранителю музея. В музеях, в штатном расписании которых не предусмотрен отдел учета, функции отдела учета возлагаются на научного сотрудника музея, назначаемого приказом директора по согласованию с главным хранителем.
Отдел учета осуществляет (п.35 проекта инструкции):
а) своевременную
регистрацию всех поступивших музейных
предметов и музейных
коллекций в строгом соответствии с требованиями
и нормами инструкции;
б) оформление актов
приема и выдачи в постоянное и временное
пользование, всех
внутримузейных актов;
в) ведение книг поступлений
основного и вспомогательного фондов,
книг временных
поступлений;
г) контроль за проведением научной инвентаризации, в том числе инвентаризации предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, в хранительских отделах, секторах, группах;
д) участие во всех внутримузейных
передачах, плановых и оперативных
проверках наличия музейных коллекций;
е) учет и хранение всей учетно-хранительской документации;
ж) ведение генеральной картотеки (генерального каталога).
Основные требования к учетной документации:
- оформление
учетной документации
- прием и выдача предметов должны оформляться актом приема-передачи (прием в музей новых поступлений, передача на ответственное хранение, прием и выдача во временное пользование и т.д.);
- хранение в
музеях предметов, не
- акт приема-передачи
должен содержать краткие
- к актам приема новых поступлений должны прилагаться сопроводительные документы: опись в виде попредметного списка, накладные, заявление владельца, «легенда» - сведения об истории предмета, заключения специалистов и др.;
- в актах приема-передачи указываются год, месяц, дата составления акта; подписи сдающих и принимающих лиц должны быть расшифрованы;
- все акты подлежат регистрации в книгах (журналах) регистрации в соответствии со структурой учетной документации музея, акты должны быть утверждены вышестоящим руководителем и заверены печатью музея;
- акты приема и выдачи составляются в нескольких экземплярах (не менее 3), которые вручаются сдающему лицу, принимающему лицу и лицу, осуществляющему контроль за учетно-хранительской работой подразделения;
- все книги поступлений и инвентарные книги, книги (журналы) регистрации должны иметь сквозную нумерацию листов, прошиты, подписаны ответственными лицами, заверены подписью руководителя организации и скреплены печатью музея до их заполнения.
В действующей инструкции по учету и хранению и в проекте инструкции все правила
подробно разъяснены.
Учетные процедуры
Оформление документов при приеме в музей новых поступлений происходит следующим образом (полная схема, предусмотренная действующей инструкцией и проектом):
1. Составление акта приема предметов музейного значения на рассмотрение Экспертной фондово-закупочной комиссии (временное хранение). Сопроводительные документы: заявление владельца, «легенда», в особых случаях - договоры. Регистрация акта в журнале регистрации. Принятые предметы регистрируются в книге регистрации временных поступлений до ЭФЗК.
2. Определение музейной ценности предметов на заседании Экспертной фондово-закупочной комиссии. Решение вопроса о закупке, приеме в дар предметов (или возврате владельцу), включении предметов в основной или вспомогательный фонд оформляется протоколом заседания ЭФЗК.
3. Составление договора дарения или договора купли-продажи с владельцами предметов. Регистрация договоров в книге (журнале) регистрации.
4. Составление и оформление с владельцем акта приема предметов в постоянное пользование в музей. Регистрация акта в журнале регистрации актов постоянного пользования.
5. Регистрация поступивших предметов в книге поступлений основного или вспомогательного фондов музея (присвоение предмету постоянного номера по книге поступлений).
6. Оформление акта передачи предметов на ответственное хранение (ответственному хранителю) в отделы, фондохранилища и др. Регистрация акта в журнале регистрации актов передачи на ответственное хранение.
7. Регистрация новых поступлений согласно классификации коллекций в книгах научного инвентаря (присвоение предмету второго - инвентарного номера). Шифровка, маркировка музейных предметов, включение их в топографическую опись, внесение в картотеки и т.д.
Последующее движение предметов из фондохранилища и их возврат сопровождается составлениемактов выдачи и возврата с регистрацией актов в книгах (журналах) регистрации в соответствии со структурой учетной документации:
- во временное пользование за пределы музея на основании договора выдачи;
- на временное хранение на экспозицию или выставку внутри музея, на реставрацию в реставрационные мастерские и т.д.
При выдаче предметов
в постоянное пользование, например,
в случаях обмена,
Указанный объем
документации в целом определен
проектом новой инструкции. На практике
в каждом музее складывается своя
организация и порядок учетно-
Отсюда вытекает важное требование, сформулированное в п.2 действующей инструкции: руководство музея «обязано разработать собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных ценностей». Речь идет о порядке учета в конкретном музее, хранении в запасниках, в постоянной экспозиции и на выставках, о правилах охраны помещений, ключевомхозяйстве, а также правах и обязанностях сотрудников музея, причастных к учету и хранению музейных ценностей.
Во внутримузейной инструкции характеризуются фонды музея:
- состав и структура фондовых коллекций;
- направления и способы комплектования;
- критерии отбора в основной и научно-вспомогательный фонды. Необходимый раздел инструкции - определение системы учета:
- организация учетно-хранительской работы;
- основные учетные
документы (комплекс документов и их утвержденные
формы);
- операции по учету и их проведение
на 1 и 2 стадиях (порядок приема новых
поступлений, система передачи музейных ценностей на ответственное хранение,
порядок выдачи во
- учетные обозначения для предметов и коллекций;
- порядок проведения сверок наличия музейных ценностей;
- вспомогательные формы учета;
Информация о работе Правовое регулирование музейного фонда Российской Федерации