Правовое регулирование музейного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:04, доклад

Краткое описание

В конце XX века в социально-политической жизни России произошли глубокие изменения. В 1990-е годы шел процесс формирования основ нового законодательства Российской Федерации и были приняты важнейшие законодательные акты, направленные на создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры.
Важнейшим законодательным актом для музеев России явился Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», принятый Государственной думой 24.04.1996 г. Он регулирует правовые отношения в сфере формирования, сохранения, государственного учёта и использования Музейного фонда, так же определяет особенности создания и правовое положение музеев как некоммерческих культурных учреждений.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование музейного фонда Российской Федерации.docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

-  учет и хранение учетной документации.

Во внутримузейной инструкции определяется роль коллегиальных органов (фондово-закупочной комиссии, реставрационного и других советов по фондовым вопросам), их функции и задачи, порядок работы.

В инструкции должны быть отражены вопросы хранения музейных коллекций  и мероприятия, обеспечивающие их сохранность:

- организация,   правила,   система   хранения   предметов   в   фондохранилищах, на экспозициях и выставках;

- организация работ по реставрации и консервации музейных предметов; 
- требования к режимам хранения, оборудованию;

- комплекс мер, обеспечивающих  сохранность фондов (система опломбирования  и опечатывания помещений и  оборудования в хранилищах, на  выставках и экспозициях, порядок  хранения ключей, режим доступа  к коллекциям в хранилищах  и др.).

К внутримузейной инструкции прилагаются формы учетных и иных документов, утвержденных для данного музея.

 

Особенности воспроизведения музейных предметов  в СМИ

   В последнее время все чаще возникают споры о несанкционированном использовании и воспроизведении в средствах массовой информации культурных ценностей, хранящихся в музеях.

   Стоит отметить, что за произведениями, находящимися в музеях, законодателем закреплен особый статус. Действующий в РФ Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. предусматривает, что хранящиеся в музеях произведения живописи и скульптуры являются музейными предметами и входят в состав музейной коллекции. Согласно ст. 36 вышеуказанного закона право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и коллекции. В соответствии со статьей 3 того же закона под публикацией понимается «одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей». Музеи используют это право для возможности сделать находящиеся в их фонде экспонаты более доступными.

   Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан. Но музей является, прежде всего, собственником материального носителя произведения, в связи с чем согласно статье 35 Федерального Закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» имеет право ограничить доступ к музейным предметам и музейным коллекциям по следующим основаниям:

  • неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
  • производство реставрационных работ;
  • нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.

   Главное ограничение, вводимое законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», касается, прежде всего, производства изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики, которое возможно лишь с разрешения дирекций музеев. В связи с чем любое использование музейных предметов, в том числе и в печатных изданиях, должно иметь предварительное разрешение дирекций музеев, чьи экспонаты используются. Чаще всего сами музеи заинтересованы в публикации и освещении своих выставок и коллекций в средствах массовой информации, поэтому охотно идут на встречу журналистам и нередко сами предоставляют фотографии своих коллекций.

   Их использование и воспроизведение в средствах массовой информации имеет множество ограничений. Главное ограничение заключается в том, что они могут быть использованы лишь при предварительном разрешении дирекций таких музеев. Но именно это позволяет музеям контролировать использование произведений, находящихся в их фонде, беречь их не только в материальном, но и в некотором смысле «моральном» плане, обеспечивая тем самым культурную «ценность» таких произведений.

Информационный спор

  Истец, федеральное государственное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник", г. Владимир обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КИТ", г. Владимир, индивидуальному предпринимателю Вохмину Александру Васильевичу, г. Владимир, о запрете ответчикам использовать в коммерческих целях изображений костяных фигурок лошади со стоянки "Сунгирь", костяных дисков со стоянки "Сунгирь", находок с Сунгирского городища и стоянки Сунгирь, западных "Златых Ворот" Суздальского Рождественского Собора XIII века, икон из иконостаса Рождественского Собора XVII века, икон работы Григория Зиновьева из иконостаса Рождественского Собора "Великий Архиерей", паникадило Рождественского Собора XII века (вклад Ивана Шуйского), указанных музейных предметов и др.(использовано более 100).

  Индивидуальный предприниматель Вохмин А.В., исковые требования признал неправомерными. Кроме того, по мнению индивидуального предпринимателя Вохмина А.В., истцом не доказан факт причинения убытков, факт принятия Владимиро-Суздальским музеем-заповедником мер для получения упущенной выгоды (возражения от 26.05.2009), истцом не подтверждено право оперативного управления объектами недвижимого имущества, фрески и росписи которых были воспроизведены ответчиками (объяснения от 19.05.2009). И воспроизведение музейных предметов, интерьеров, росписей, фресок было осуществлено правомерно, поскольку им были приобретены входные билеты на необходимые экспозиции музея-заповедника, куплены билеты на право фотосъёмки (объяснения от 19.05.2009, протокол судебного заседания от 23-30.07.2009).

Ответ:

В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О  Музейном фонде Российской Федерации  и музеях в Российской Федерации" передача прав на использование в  коммерческих целях воспроизведений  музейных предметов и музейных коллекций, включённых в состав Музейного фонда  Российской Федерации и находящихся  в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Доводы Вохмин А.В. о правомерности воспроизведения изображений спорных музейных предметов и коллекций судом во внимание не принимаются, поскольку приобретение билетов на право фотосъёмки музейных ценностей не свидетельствует о получении права на воспроизведение указанных предметов в коммерческих целях.

Несанкционированное использование  ответчиками изображений музейных предметов причинило истцу убытки в виде упущенной выгоды.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.02.98 N 179 "ОБ утверждении  положений о Музейном  Фонде Российской  Федерации, О Государственном Каталоге Музейного Фонда Российской  Федерации, о лицензирование деятельности музеев в Российской  Федерации".
  3. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАТАЛОГА МУЗЕЙНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Авторский коллектив: Воробьева Е. В.,  Демченко В. С.,  Дремайлов А. В.,  Иванов В. В., Лебедев А. В., Неретин О. П.,  Селицкая Л. Б., Суконкин А. В.,  Черкалин С. Д., Черненко В.В., Шепеленко П. А.
  4. Мещерякова Е.В.Порядок учетно-хранительской работы в государственных музеях // Почтовые музеи: взгляд из прошлого в будущее. - [2006]. - С.12-22.
  5. Электронный ресурс:http://www.spb-gallery.info

 

1 Российская Федерация Арбитражный суд Владимирской области Решение от 06 августа 2009 года По делу № А11-1595/2008


Информация о работе Правовое регулирование музейного фонда Российской Федерации