Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:12, контрольная работа
Краткое описание
Услуги как объект гражданско-правового регулирования представляет собой определенную группу общественных отношений, экономическая сущность которых заключается в осуществлении определенных видов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей участников имущественного оборота. Данные отношения могут опосредоваться различными по своей правовой природе гражданско-правовыми обязательствами, а соответственно их объектами могут быть как услуги, так и иные блага. Именно в этом значении в гражданском законодательстве употребляются такие понятия как финансовые услуги, банковские услуги, посреднические услуги, риэлтерские услуги, жилищно-коммунальные услуги и т.п.
Содержание
Введение___________________________________________________3-6 Услуга как объект правового регулирования_____________________7-7 Соотношение понятий «услуги» и «обслуживание»_______________7-8 Основные признаки договора обслуживания____________________8-11 Понятия «работа» и «услуга»________________________________11-16 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в сфере оказания услуг._______________________________________16-22 Заключение________________________________________________22-23
Термин “государственно-правовое
регулирование” не получил пока широкого
признания в отечественной юридической
науке, хотя в отдельных работах
он уже встречается. Российские правоведы,
как и ранее,
предпочитают оперировать понятием “правовое
регулирование”, которое вошло в научный
оборот, начиная с 60-х годов нынешнего
столетия. Между тем отождествление этих
понятий, вполне оправданное в прошлом,
в настоящее время не совсем приемлемо.
Во-первых,
это связано с изменением научных представлений
о праве. Если в прошлом право трактовалось
отечественной наукой как система или
совокупность норм, установленных или
санкционированных государством, и рассматривалось
в качестве государственного регулятора
общественных отношений, то в настоящее
время многими подобный взгляд на право
уже не разделяется. В современной отечественной
науке все большее распространение получает
так называемый нравственный подход в
понимании права, согласно которому право
не сводится к нормам, установленным или
санкционированным государством. Последние
предпочитают сейчас именовать в традициях
теории естественного права позитивным
правом. Само же право чаще всего мыслится
как определенная мера свободы, как выразитель
идей гуманизма, справедливости, прав
человека и других ценностей. В этой связи
право - не обязательно продукт правотворческой
деятельности государства. Оно способно
формироваться и функционировать, регулировать
общественные отношения помимо государства
и независимо от него.
Во-вторых,
право - речь идет уже о позитивном
праве - способно творить не только
государство. Различные негосударственные
образования (например, органы местного
самоуправления) или народ тоже могут
устанавливать правовые нормы. И
хотя подобная правотворческая деятельность
осуществляется с государственного дозволения,
тем не менее, этот аспект правового регулирования
нельзя считать сугубо государственным.
Наконец,
как отмечает В. И. Гойман и с этим,
видимо, следует согласиться, правовое
регулирование охватывает и государственную
деятельность, связанную с выработкой
юридических установлений, а также с определением
юридических средств обеспечения их действенности,
и деятельность непосредственных участников
общественных отношений, направленную
на поиск и привлечение средств юридического
регулирования, для согласования своего
поведения с правом. Поэтому оно (правовое
регулирование) может быть представлено
как государственным регулированием,
так и регулированием, осуществляемым
непосредственно адресатами права, т.е.
саморегуляцией.
Сказанное
позволяет сделать вывод о
том, что понятие “правовое регулирование”
по своему объему шире понятия “государственно-правовое
регулирование”, в связи с чем
оперировать ими, как равнозначными,
едва ли правильно. Правовое регулирование
и государственно-правовое регулирование
следует соотносить как целое и часть.
Более того, при определенных обстоятельствах,
когда нормы позитивного права не соответствует
праву, регулирование, осуществляемое
государством при помощи таких норм, весьма
сомнительно считать правовым.
Таким образом,
государственно-правовое регулирование
- это осуществляемое государством
(его органами и организациями) при
помощи норм позитивного права и
других правовых средств воздействие
на общественные отношения с целью
их упорядочения.
Данное
определение в целом согласуется
с предлагаемыми в литературе
определениями правового регулирования,
но отличается от них тем, что в
нем акцентируется внимание на позитивное
право, которое является именно государственным
регулятором общественных отношений.
Поэтому, когда речь идет о регулировании,
осуществляемом установленными или санкционированными
государством нормами и иными, связанными
с ними средствами, такое регулирование
точнее называть не правовым, а государственно-правовым
или даже государственным.
Государственно-правовое
регулирование общественных отношений
протекает как длящийся во времени
процесс. В этой связи его, как
и любой другой процесс, можно
подразделить на определенные этапы, стадии,
которые позволяют охарактеризовать
государственно-правовое регулирование
на той или иной ступени развития. Необходимо
только иметь в виду, что государственно-правовое
регулирование - это постоянно функционирующий
процесс. Он не обладает дискретностью
и его нельзя представить как какой-то
разовый акт. Нормы права регулируют не
конкретные общественные отношения, а
неопределенное множество однопорядковых
отношений, поскольку обладают общим характером.
Они регулирует эти однопорядковые отношения
до тех пор, пока не будут отменены или
изменены. Сказать, как долго будет функционировать
и, следовательно, регулировать соответствующие
общественные отношения та или иная норма
права, практически невозможно, если речь
идет о нормах неопределенно длительного
времени действия, которые составляют
основной массив норм права. Вместе с тем
теоретически процесс государственно-правового
регулирования можно подразделить на
определенные стадии, для чего нужно прибегнуть
к некоторому упрощению и “огрублению”
действительности и “остановить” непрерывное.
В отечественной
литературе высказываются различные
суждения относительно количества и
наименования стадий процесса государственно-правового
регулирования. Так, С. С. Алексеев - один
из первых разработчиков этой проблемы
- выделяет три основных и одну факультативную
стадии. К основным он относит стадию формирования
и действия юридических норм, стадию возникновения
прав и обязанностей (правоотношений)
и стадию реализации этих прав и обязанностей.
В качестве факультативной называет стадию
применения права. Аналогичного мнения
придерживаются Н. Л. Гранат и В. В. Лазарев.
Примерно в таком же духе характеризуют
процесс правового регулирования А. В.
Малько, Р. К. Русинов и А. Ф. Черданцев.
Их позиции отличаются лишь тем, что они
несколько иначе называют первую стадию
А. В. Малько называет её стадией издания
нормы права и её общего воздействия, Р.
К. Русинов - стадией возведения в закон,
придания строгих юридических форм нормам
права, А. Ф. Черданцев - стадией общенормативного
регулирования и не все из них выделяют
стадию применения права (Р. К. Русинов
и А. Ф. Черданцев).
Всех
названных исследователей объединяет
то, что в процесс правового
регулирования они не включают правотворчество.
Данную точку зрения высказал в 1976 году
Л. С. Явич, который подчеркнул, что
процесс правообразования на практике
является предпосылкой и нормативной
основой воздействия права на общественные
отношения. Эта точка
зрения была поддержана С. С. Алексеевым и рядом
других исследователей. Вместе с тем существует
и иной взгляд на данный вопрос. Так, В.
Б. Исаков, выделяя такие этапы процесса
правового регулирования, как регламентацию
общественных отношений, возникновение
субъективных прав и юридических обязанностей
и реализацию этих прав и обязанностей,
под регламентацией общественных отношений
подразумевает разработку юридических
норм, т.е. правотворческую деятельность.
В. К. Бабаев, говоря о таких стадиях правового
регулирования, как регламентация общественных
отношений и действие юридических норм,
под регламентацией понимает издание
правовых норм, т.е. опять-таки правотворческую
деятельность. В. М. Сырых первую стадию
правового регулирования прямо называет
стадией правотворчества, выделяя наряду
с ней стадию реализации норм права и стадию
применения юридической ответственности
к правонарушителям.
Таким образом,
вопрос о стадиях процесса государственно-правового
регулирования - это вопрос не только о
количестве и наименовании стадий данного
процесса, но и о понимании государственно-правового
регулирования. В зависимости от того,
включается или не включается в его состав
правотворчество, меняется смысловое
значение понятия “государственно-правовое
регулирование”.
На наш взгляд, понятие “государственно-правовое
регулирование” можно трактовать по
- разному. Во-первых, о государственно-правовом
регулировании можно говорить как
о правовой регламентации общественных
отношений, которая осуществляется
в процессе правотворчества и объективируется
в принятых нормативно-правовых актах.
Когда мы изучаем принятый государством
нормативный акт, мы уже получаем информацию
о том, какие общественные отношения и
как регулируются этим актом, даже если
он еще не вступил в силу. Исходя из полученной
информации, мы можем судить о государственно-правовом
регулировании соответствующих общественных
отношений. Во-вторых, о государственно-правовом
регулировании можно говорить, имея в
виду функционирование правовых норм
и их реализацию. В данном случае мы будем
рассматривать государственно-правовое
регулирование в действии, как процесс
и результат фактического воздействия
норм права и других правовых средств
на общественные отношения. Наконец, о
государственно-правовом регулировании
можно говорить в самом широком смысле,
увязывая в одно целое и правотворческую
деятельность, и действие правовых норм
с их реализацией.
Последний
подход представляется нам более
продуктивным, так как позволяет
глубоко, содержательно и всесторонне
охарактеризовать государственно-правовое
регулирование, начиная с установления
первичных регуляторов общественных отношений
- норм права и кончая их реализацией в
конкретных общественных отношениях.
С этой позиции весь процесс государственно-правового
регулирования можно подразделить на
две основные стадии (фазы, ступени, этапы):
стадию нормативно-правовой регламентации
общественных отношений и стадию действия
и реализации правовых норм и индивидуальных
правовых предписаний.
Стадия
нормативно-правовой регламентации общественных
отношений связана с правотворческой
деятельностью государства, в ходе которой
разрабатываются и устанавливаются правовые
нормы как первичные и исходные средства
государственно-правового регулирования.
Разумеется, разработка и установление
правовых норм еще не есть реальное воздействие
на общественные отношения. До вступления
норм права в силу фактически никакого
регулирующего воздействия на общественные
отношения не оказывается. Нормы права,
установленные правотворческими органами,
определяют лишь основные параметры, так
сказать, программу правового регулирования
общественных отношений. Поэтому нормативно-правовая
регламентация-это подготовительная стадия
государственно-правового регулирования.
Она создает необходимые условия для последующего
действия правовых норм, приводит эти
нормы в состояние готовности к регулированию
соответствующих общественных отношений.
Само же по себе правовое регулирование,
как таковое, начинается с момента вступления
установленных правовых норм в силу. С
этого момента процесс государственно-правового
регулирования переходит в следующую
свою стадию - стадию действия и реализации
правовых норм и индивидуальных правовых
предписаний.
Стадия
действия и реализации правовых норм
и индивидуальных правовых предписаний
является основным этапом государственно-правового
регулирования, выражающим его суть. Именно
на этой стадии начинается «работа» правовых
норм, происходит фактическое упорядочение
общественных отношений.
Действие
правовых норм и их реализацию иногда
отождествляют. Определенные основания
для этого есть, поскольку слово «действие»
в одном из значений трактуется как результат
проявления деятельности чего-нибудь,
влияние, воздействие. Но слово “действие”
имеет и другое значение. Действие - это
прежде всего проявление какой-нибудь
энергии, деятельности, а также сама сила,
деятельность, функционирование чего-нибудь.
Поэтому действие правовых норм - это прежде
всего их функционирование. Норма права,
вступив в силу, начинает функционировать,
т.е. действовать. Её действие растягивается
во времени, как правило, на неопределенный
срок, и в процессе этого действия происходит
многократная её реализация, поскольку
нормы рассчитаны на неопределенное число
типичных ситуаций и реализуются каждый
раз, когда такая ситуация возникает. Кроме
того, есть нормы, которые действуют, но
не реализуются ( например, так называемые
“мертвые” нормы). Реализация правовых
норм происходит в процессе их действия
и осуществляется применительно к конкретным
отношениям, поступкам, ситуациям. В этой
связи действие правовых норм и их реализацию
отождествлять, все-таки не следует.
Действие
и реализацию правовых норм не следует
отождествлять еще и потому, что
фактическое регулирование, упорядочение
общественных отношений правовыми
нормами осуществляется, на наш взгляд,
на двух уровнях. На первом уровне - назовем
его нормативным - действуют только правовые
нормы. Это уровень функционирования правовых
норм, их общего действия. На нем упорядочение
общественных отношений носит самый общий
характер, поскольку урегулированными
на этом уровне являются не конкретные
общественные отношения, а определенные
виды общественных отношений. Нормы права,
как правила поведения общего характера,
вступив в силу, упорядочивают прежде
всего определенные виды общественных
отношений, которые с этого момента становятся
правоотношениями. Признание данных отношений
правовыми происходит еще на стадии нормативно-правовой
регламентации, но реально они становятся
таковыми с момента вступления в силу
регулирующих эти отношения норм.
Другой
уровень фактического упорядочения
общественных отношений - индивидуальный.
На этом уровне предписания, содержащиеся
в нормах права, переводятся в
плоскость конкретных (индивидуальных)
отношений и реализуются в
поведении их участников. Здесь мы сталкиваемся
уже с конкретными правоотношениями, в
рамках которых и происходит реализация
правовых норм. Кроме правовых норм, в
рамках конкретных правоотношений реализуется
также индивидуально-конкретные правовые
предписания, содержащиеся в различных
индивидуальных правовых актах. Правовое
регулирование общественных отношений
на индивидуальном уровне осуществляется
не только нормами права, но и очень часто
индивидуально-конкретными правовыми
предписаниями, которые содержатся в актах
применения права и индивидуальных правовых
договорах, контрактах, соглашениях. Эти
предписания конкретизируют (индивидуализируют)
нормы права и регулируют общественные
отношения совместно с ними.