Правовое сознание: понятие, структура, виды. Дефективность и деформация правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

На рубеже XX - XXI веков в России происходят серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны. Одной из узловых становится проблема создания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти и устройства гражданской жизни.

Содержание

Введение
4
1
Сущность правосознания……………………………………………...
6
1.1
Понятие правосознания, его виды, функции………………..………..
6
1.2
Структура правосознания………………………………………………
10
2
Дефективность и деформация правосознания ……………………….
13
2.1
Понятие и виды дефектов правосознания ……………………………
13
2.2
Профессиональная деформация ………………………………………
17
3
Правовое воспитание в современной России ………………………..
22
3.1
Понятие, формы и методы правового воспитания …………………..
22
3.2
Государственная политика правового воспитания ………………….
24
3.3
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры ………………………………………………………………...

26

Заключение
29

Список используемых источников
32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

Для юридической деятельности особое значение имеют общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации.

Общепрофессиональные деформации это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем. Например, у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель.

Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей, и каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. Применительно к правоохранительной деятельности А. В. Димитров выделил следующие формы профессиональной деформации сотрудников: чрезмерная подозрительность ко всем окружающим; обвинительный уклон в общении с людьми; узкий профессионализм; предубежденность; нарушение самоконтроля; чувство собственной непогрешимости; злоупотребление властью; шаблонные, стереотипные действия в обращении с людьми; равнодушие, эмоциональная черствость, сухость в обращении с посторонними, в том числе вне службы. Причины профессиональных деформаций юристов многоплановы. Во многом они объективно связаны со спецификой юридической деятельности. Это и перегрузки и постоянное общение с правонарушителями, и частое общение с людьми в конфликтных ситуациях, и некачественный кадровый отбор, и многое другое. Однако названные причины профессиональных деформаций, влияющие на всех сотрудников, занимающихся сходными видами деятельности, по-разному влияют на конкретных лиц. У одних негативное воздействие указанных факторов вызывает значительные и устойчивые изменения в мировосприятии, личностных качествах и поведении. В результате формируются выраженные деформации, отрицательно влияющие на качество выполняемой профессиональной деятельности и межличностное общение субъекта в целом. Профессиональной деформации личности юриста предшествует деформация правосознания, которая проявляется и в мировоззренческом, и в поведенческом плане. На уровне поведения деформация правосознания трансформируется в профессиональную деформацию юриста. В результате выхолащивается смысловое содержание юридической деятельности, остается ориентация на формальную сторону профессионального труда.

Профессиональная деформация может развиваться при отсутствии или недостаточном развитии социального контроля. Поэтому процессуальная регламентация должна обеспечивать такую систему контроля, которая полностью бы предупреждала возможность развития таких свойств, как неаккуратность, пассивность и т.д. Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в здоровом, сплоченном коллективе имеется действительная возможность постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц, вскрывать недостатки. Огромную роль здесь также играет критика и самокритика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое воспитание в современной России

 

           3.1 Понятие, формы и методы правового воспитания

 

Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходимо правовое формирование и правовое воспитание личности. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу. В задачи правового воспитания входит формирование: знаний о праве; внутреннего уважения к праву; умения применять правовые знания на практике; привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания. Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном правосознании, должны быть переданы при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, поэтому правовое воспитание во многом предполагает их усвоение. Немного скажем о формах правового воспитания, так как это один из основных его элементов о котором не сказать просто нельзя. К формам правового воспитания относятся:

- правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

- правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, средствами массовой информации и т. д.);

- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, и др.);

- юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате конкретного участия в правоприменительной деятельности);

- самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, самостоятельное изучение законодательства). Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, и т. д.).

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относятся убеждение; принуждение; наказание; поощрение; потенциальная угроза применения санкций; профилактика; предупреждение и др. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств. В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое. Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.

 

3.2 Государственная политика правового  воспитания

 

Определённо, правовоспитательный процесс носит политический характер, а государственная политика в области правового воспитания является составной частью внутренней политики в стране и нуждается в серьёзном анализе. Сегодня в России отсутствуют фундаментальные теоретические исследования разрешающие методологические проблемы государственной политики в области правового воспитания, определяющие понятие, содержание, принципы и формы её реализации.

До недавнего времени в России не существовало единого направления государственной политики в области правового воспитания. 4 мая 2011 года Президентом РФ Медведевым Д.А. утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания», которые призваны обеспечивать законодательную базу в области правового воспитания. В результате реализации Основ должны возрасти роль закона в системе социальных регуляторов, усилиться правовые начала в поведении людей, в жизни общества, ведь норма права - это идеальная модель должного поведения. Кроме того, определённая в Основах государственная политика должна нести особую нагрузку в силу того, что правовое воспитание является своеобразным сосредоточением всех видов воспитания. Государственная политика в области правового образования, основывается на таких важных принципах и направлениях, как,

-принципы: законность; гуманизм; демократизм; взаимосвязь  с патриотическим, трудовым, экологическим  и другими видами воспитания  на общей правовой основе; соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества.

-направления: правовое просвещение и правовое  информирование граждан; развитие  правового образовании и воспитания  подрастающего поколения в образовательных  учреждениях различного уровня  посредством внедрения в образовательный  процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих  получение знаний в области  права; совершенствование системы  юридического образования и подготовка  квалифицированных юристов и  педагогических кадров в области  права; преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленной на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан. Начинать правовое воспитание следует с дошкольного возраста. Необходимо приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Праву на сегодняшний день принадлежит огромная роль, поскольку оно позволяет приобрести не только знания в этой области, но и правильно понимать общественные явления, ориентироваться в жизни, знать свои права и обязанности, определять грань дозволенного и допустимого. Зачастую школьники не имеют представления о том, что допустимо, а что нет, вследствие чего они не представляют к каким серьезным последствиям могут привести их «мелкие шалости». Для реализации этих принципов и направлений проводятся научные конференции, семинары, тренинги для педагогов, принимаются законопроекты, создаются различные проекты. Примером может служить созданный в 2011 проект «Детская правовая школа» на базе Российского Университета кооперации, целью которого является - содействие развитию правового просвещения, образования и воспитания правовой культуры и компетентности подрастающего поколения россиян.

 

3.3 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

 

Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание-это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России», овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Элементы механизма правового воспитания как деятельность есть конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Рассмотрим процессы которые, по моему мнению, утрачивают воздействие на правовое воспитание. Это СМИ и художественная литература.

 

К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, их удельный вес сократился. Эта форма работы обычно используется в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Обратимся к художественной литературе, отражающей степень правовой культуры общества. «Художественная культура вступает в непосредственную связь с правовой на уровне отношений, чувств. Чувства играют основную роль в эстетическом отношении к миру». Художественные образы воздействуют на сознание людей. Впечатления, полученные от прочтения книги, отражают правовые отношения и в значительной степени способствуют совершенствованию правовой культуры. Это действительно для классической литературы, произведений великих писателей, поэтов, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С Грибоедов.

В последнее время, произошло изменение в сознании общества, и задачи художественной литературы имеют сейчас не воспитательный и познавательный характер, а, скорее, развлекательный.

В большинстве случаев так называемые модные бестселлеры несут антиправовую культуру в массы. Книги пестрят изобилием сцен насилия и разврата, обосновывая это реальностью жизни.

В итоге, можно сказать, что формирование правовой культуры - сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни.

 

Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении я бы хотела подвести итог вышесказанному. И так правовое сознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности. Как форма общественного сознания правовое сознание имеет ряд общих черт и особенностей. Особенности: 1. предмет отражения - это окружающая правовая действительность; 2. способ отражения юридической действительности - по средствам специальным юридических категорий, таких как юридические права, правовые обязанности и законность. Структура правосознания представляет собой два элемента - правовая психология и правовая идеология. Правовую психологию составляют правовые чувства, оценки, переживания, традиции, привычки, эмоции и настроения. Правовая идеология выражается в правовых понятиях, суждениях, принципах, теориях, концепциях. Существует много видов правового сознания выделяемых по разным основаниям. В зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием, выделяют индивидуальное, групповое (коллективное) общественное правовое сознание. По способу отражения правовой действительности выделяют обыденное и научное (теоретическое). Функции правосознания сводятся к трем основным: познавательная, оценочная и регулятивная. И стоит указать наиболее интересующие нас явления правовой действительности связанные с малой развитостью правового сознания - это правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовой нигилизм - это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов. Правовой идеализм - это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п. В настоящее время в юридической и другой литературе, в периодической печати отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Достаточно длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве.

Информация о работе Правовое сознание: понятие, структура, виды. Дефективность и деформация правосознания