Правовой статус Президента РФ и его Администрации в системе исполнительной власти России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста Президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в мире, перспективам и тенденциям его развития в России. Это связано, прежде всего, с тем, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране ещё не означает возникновение института президентства с чётким правовым статусом, тесными взаимосвязями с другими политическими и общественными институтами. Таким образом, становление института президентства - это длительный исторический процесс, и при его формировании следует учитывать опыт функционирования президентской власти в зарубежных странах, и, безусловно, политико-правовые и социально-культурные особенности России.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная № 13. Правовой статус Президента РФ и его Администрации в системе исполнительной власти России.docx

— 46.19 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на Президента задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он формально не принадлежит ни к одной из этих ветвей власти (статья 11 Конституции Российской Федерации).

«Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», также Президент устанавливает основные направления политики государства. Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста Президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в мире, перспективам и тенденциям его развития в России. Это связано, прежде всего, с тем, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране ещё не означает возникновение института президентства с чётким правовым статусом, тесными взаимосвязями с другими политическими и общественными институтами. Таким образом, становление института президентства - это длительный исторический процесс, и при его формировании следует учитывать опыт функционирования президентской власти в зарубежных странах, и, безусловно, политико-правовые и социально-культурные особенности России.

Пост президента сегодня - это завершающий, замыкающий всю пирамиду власти элемент, который придает ей необходимую устойчивость.

Президентская власть - надежная гарантия дальнейших демократических преобразований, но с другой стороны не исключена возможность узурпации государственной власти президентом.

Данная тема представляется актуальной, так как президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Различные аспекты института президентства раскрывают такие авторы как С.А. Авакьян, Г.В. Дегтев, Е.И. Колюшин, Л.А. Окуньков, В.О. Лучин, Н.И. Матузов. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок.

Контрольная работа состоит из введения, одной главы, разбитой на параграфы, заключения, списка литературы.

Несмотря на то, что после принятия Конституции прошло более 10 лет, вопрос о том, что же такое наша президентская власть и как она может повлиять на демократические процессы страны, все еще чрезвычайно активен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРЕЗИДИНТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Статус президента  в системе исполнительной власти  в Российской Федерации

 

1.1.1) Статус Президента РФ

Учреждение поста президента в нашей стране, , определялось рядом объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка.

В современных условиях вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента РФ, регулируются Конституцией РФ 1993 г. Данным вопросам посвящена ее специальная глава 4. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти России. Уже это - правовое свидетельство того, что Президент не включается ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Конституция 1993 г. не предусматривает специального закона о Президенте. Вместе с тем ряд вопросов его функционирования регулируется различного рода правовыми актами, например Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ 1994 г., Федеральным законом о выборах Президента России 2002 г., Указом Президента РФ о штандарте (флаге) Президента РФ 1994 г.

Россию относят к странам со смешанной формой правления, для которых характерно сочетание реальной власти Президента с парламентской ответственностью правительства. Классическим примером, является v Республика во Франции. Поэтому неудивительно, что французская Конституция 1958 г. оказала большое влияние на Конституцию РФ. Однако говорить о полном заимствовании нельзя.

Напротив, в ряде случаев, особенно в отношениях Президента с Федеральным Собранием и Правительством, глава российского государства обладает существенными и реальными полномочиями, превосходящими полномочия не только французского, но и американского президента.

В чем наиболее ярко отражается модель сильного российского Президента? Выделяют следующие факторы.

  1. Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как например в ФРГ или Италии, а от всего населения России.
  2. Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Законодательную осуществляет парламент (ст. 94 Конституции), исполнительную власть РФ - Правительство РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции). Остается сделать вывод о том, что у Президента своя самостоятельная форма власти, которую некоторые исследователи окрестили президентской властью.
  3. Исходя из сказанного, следует отметить, что только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов РФ (ст. ст. 80, 85 Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.
  4. Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль существуют в самых минимальных размерах. В сущности можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента. Даже если представить, что Президент РФ совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности (ст. 93 Конституции), подобное отрешение будет весьма проблематичным, поскольку в Конституции не предусмотрена ответственность Президента за грубое нарушение не только самой Конституции, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально парламент России в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции может отрешить Президента от должности.

По существующей конструкции у Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов (прежде всего указов), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы; по ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен, аннулировать нормативные указы Президента, если сочтет, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства. Согласно ст. 86 Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами (ст. 106 Конституции РФ).

В стране существует вертикаль исполнительной власти, включающая сверху вниз (или наоборот) все структуры, вплоть до главы сельского муниципального образования (несмотря на провозглашенное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти). Вершиной этой пирамиды можно считать Президента РФ. В субъектах РФ он имеет своих полномочных представителей.

В соответствии со ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федераций (ст. 106). К тому же парламент наделен правом утверждать федеральный бюджет, с помощью которого законодательная власть может влиять на вопросы субсидирования армии и флота. Именно в ведении Совета Федераций находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за ее пределами (п. «г» ст. 102).

Конституция предоставила Президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Однако та же статья обязывает Президента незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать или отменить это решение Президента.

Правовое положение российского Президента и его приоритет по отношению к другим высшим органам государства, ряду исследователей позволяет делать вывод о существовании в России особой формы правления, не типичной во многом для зарубежных стран.

Таким образом, Президент - ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны. Он имеет большой вес на международной арене. Все это в совокупности создает конституционный и политический портрет лидера как государства, так и общества. Следовало бы предусмотреть закон который соответствующим образом регулировал бы правовой статус Президента РФ.

 

2.1 Избрание Президента Российской Федерации и прекращение его полномочий

 

2.2.1) Порядок избрания Президента Российской Федерации

Основные принципы избрания Президента РФ на должность определены Конституцией РФ и новым федеральным Законом "О выборах президента Российской Федерации" от 10 января 2003г. Основные принципы, на которых избирается Президент РФ - принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По закону участие граждан в выборах Президента свободное и добровольное. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Активное избирательное право обеспечивается отсутствием различного рода имущественных ограничений, «ценза оседлости» (постоянное проживание в России не менее десяти лет) и обеспечивается включением всех граждан Российской Федерации в списки избирателей. Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст. 32 Конституции, которая гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Что же касается пассивного избирательного права - права быть избранным Президентом, то оно включает ряд дополнительных условий, вытекающих из особой роли и ответственности главы государства. Конституция РФ (ст. 81) устанавливает два дополнительных условия. Первое - более высокий возраст для Президента по сравнению с активными избирателями.

Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, и второе - постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Условие постоянного проживания комментируется по-разному. Одни считают, что речь может идти только о проживании в России не менее десяти лет суммарно. Другие полагают, что требуется непрерывное постоянное проживание в течение указанного срока на день выборов. Не имеет право избирать и быть избранным Президентом РФ лицо, признанное судом недееспособным или содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются причисленными к федеральному избирательному округу.

Кандидаты на пост президента могут быть выдвинуты избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками. При этом под избирательным объединением понимается общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, политическое движение), которое создано в соответствии с законом и зарегистрировано в министерстве юстиции РФ. Оно должно быть зарегистрировано не менее, чем за год до дня проведения выборов Президента. А избирательный блок - это добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах Президента РФ.

Все зарегистрированные кандидаты на пост президента обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, занимающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (привлечение к своей избирательной кампании лиц, находящихся у кандидатов в непосредственном подчинении и т.д.). Эти ограничения не распространяются на транспортные средства лиц, пользующихся транспортом в соответствии с законом о государственной охране.

Для регистрации кандидата на должность президента инициативная группа избирателей должна собрать не менее одного миллиона подписей избирателей при условии, что на один субъект Федерации должно приходиться не более 70 тысяч подписей. В случае, если подписи собраны за рубежом, их общее число не должно превышать 70 тысяч. Законом запрещено принуждать избирателя ставить свою подпись в поддержку того или иного кандидата, а также производить сбор подписей в местах и в дни выдачи заработной платы. Запрещено в какой-либо форме осуществлять вознаграждение граждан за их подписи. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов на пост президента, но только одну подпись в поддержку одного и того же кандидата. В случае проведения досрочных или повторных выборов президента, количество требуемых подписей избирателей сокращается наполовину.

Собранные подписи избирателей должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию не ранее, чем за 90 дней и не позднее, чем за 55 дней до дня голосования до 18.00 часов по московскому времени. Списки должны быть представлены в папках по субъектам Федерации. Количество собранных подписей может превышать установленный законом лимит, но не более чем на 15%. Проверке подлежат не менее 20% от необходимого для регистрации количества подписей. Если количество недостоверных подписей составит не менее 15% от проверенных подписей, тогда дополнительно проверяется еще 10% от необходимого количества подписей. Если количество недостоверных сведений в сумме будет превышать 15% от общего числа подписей, то дальнейшая проверка достоверности подписей не осуществляется и регистрация кандидата на пост президента не происходит. Не позднее 10 дней с момента подачи документов происходит регистрация. Основаниями для отказа в регистрации может быть отсутствие сведений о доходах, превышающих минимальный размер оплаты труда в 200 раз, а также о денежных вкладах. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который рассматривает данный иск не позднее пяти дней с момента его официальной подачи.

Информация о работе Правовой статус Президента РФ и его Администрации в системе исполнительной власти России