Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:35, контрольная работа
Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста Президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в мире, перспективам и тенденциям его развития в России. Это связано, прежде всего, с тем, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране ещё не означает возникновение института президентства с чётким правовым статусом, тесными взаимосвязями с другими политическими и общественными институтами. Таким образом, становление института президентства - это длительный исторический процесс, и при его формировании следует учитывать опыт функционирования президентской власти в зарубежных странах, и, безусловно, политико-правовые и социально-культурные особенности России.
Администрация при реализации своих функций взаимодействует с высшими органами законодательной, исполнительной, судебной власти нашей страны, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и иностранными организациями.
Значительными полномочиями наделен Руководитель Администрации. Он, например, представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, в российских, международных и иностранных организациях; осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений Президента РФ, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации; распределяет обязанности между заместителями Руководителя Администрации; представляет Президенту РФ кандидатуры для назначения на должность и вносит ему предложения об освобождении от должности должностных лиц в соответствии с Положением об Администрации Президента РФ; организует исполнение поручений Президента РФ; утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации; распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации. В Положении об Администрации Президента РФ также подробно урегулированы вопросы, связанные со статусом заместителей Руководителя администрации, помощников Президента РФ, советников Президента РФ и других должностных лиц данного органа.
Другим звеном исполнительного аппарата Президента является Совет Безопасности РФ. Совет Безопасности Российской Федерации- единственный орган исполнительного аппарата Президента, деятельность которого отчасти урегулирована Законом от 5 марта 1992г. «О безопасности». Однако в силу изменения конституционного строя за истекшие годы ряд норм данного закона фактически не действует (например, норма закона, предусматривающая утверждение секретаря Совета Безопасности парламентом РФ). В этой ситуации приоритетное значение имеет регламентация состава и статуса названного органа Президентом РФ. Указом Президента РФ от 7 июня 2004г. утверждены Положения о Совете Безопасности РФ и Положение об аппарате Совета Безопасности РФ.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, Президент РФ занимает место вне трех ветвей власти, он выделяется в четвертую самостоятельную ветвь власти, которая координирует деятельность других. Если ранее во многих научных трудах отмечалось «полупрезидентская» форма правления, то сейчас в связи с расширением полномочий Президента актуальней говорить, что в России сложилась особая отличная от других зарубежных стран «суперпрезидентская» форма правления, при которой президент избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы); неконтролируемых полномочиях Президента по роспуску Государственной Думы, а так же полный контроль над правительством.
Во-вторых, особая роль, принадлежащая Администрации Президента. Фактически Администрация Президента РФ выполняет функции в сфере исполнительной власти, сковывая самостоятельность не только Правительства но и всей исполнительной власти в целом. Следует четко законодательно урегулировать функций и полномочий исполнительного аппарата Президента, которые не должны выходить за пределы вспомогательного аппарата Президента РФ, осуществляющего правовое, организационное, материальное, информационное и иное обслуживание деятельности главы государства. При этом последний не должен иметь абсолютной власти в отношении установления функций и структуры своего аппарата. Такая власть влечет наделение аппарата несвойственными функциями, фактически значительно корректирующими официальные механизмы разделения властей в ущерб самостоятельности, прежде всего, власти исполнительной, которая вынуждена согласовывать свои действия с исполнительным аппаратом Президента РФ.
В-третьих, Вопрос о соотношении федерального закона и указа Президента оказался не урегулирован. Указы Президента фактически подменяю федеральный закон, а иногда его дублируют, что является недопустимо. Не менее существенной проблемой явилось отсутствие в Конституции РФ в ст. 90 перечня вопросов, по которым Президент РФ может издавать указы, либо отсутствует перечень вопросов, по которым Президент не может издавать Указы. Именно, это обстоятельство позволяет отметить негативную роль указов в системе источников права Российской Федерации. Для этого необходимо: установить либо тот или другой перечень вопросов; изъять у Президента полномочие по изданию указов, указы чаще всего дублируют закон, иногда ему противоречат.
В-четвертых, не совершенна процедура отрешение Президента РФ от должности при исполнении им своих полномочий являющаяся одним из оснований досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Которое, может произойти только на основании обвинения главы государства в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Исходя из ст.93 Конституции РФ Президенту может быть предъявлено обвинение довольно узкого круга преступлений. Поэтому следовало бы предусмотреть, что Президенту РФ, как и всякому иному лицу, при наличии достаточных оснований может быть предъявлено обвинение в совершении любого преступления, а не только государственной измены или иного тяжкого преступления. Предъявление Президенту РФ обвинения в совершении преступлений, неуказанный в соответствующей статье Конституции РФ, могло бы повлечь для него определенные правовые последствия, например, приостановления полномочий на какой-то срок и т.п. В этом смысле иммунитет Президента РФ абсолютен, а значит, не демократичен, несправедлив, неправомерен.
Процесс становления и развития института президентства в нашей стране связан с рядом особенностей политико-правового характера и, прежде всего, реформой всей системы государственной власти, самой идеологической основы её функционирования, а также с поэтапным проведением социально-экономических реформ и объективной необходимостью учреждения государственной должности, обеспечивающей стабильность функционирования принципиально новой системы государственной власти РФ.
Выстраивая сильное государство, В. Путин стремится главным образом укрепить свою власть, т.е. президентскую власть, распространив свои широкие полномочия на все сферы жизни общества и в том числе на сферу федеральных отношений.
Структура его власти как раз свидетельствует об этом. Эго положение о выстраивании «Вертикали власти» и действия в этом направлении означают не только усиление его власти во взаимоотношениях с субъектами Федерации и местной властью, но усиление его влияния на все органы исполнительной власти сверху донизу. В этом выстраивании происходит, безусловно, укрепление федеральных начал и целостности государства, усиление организованности исполнительной власти сверху донизу, а также укрепление именно президентской власти даже личной власти. Выстраивая им вертикаль власти представляет собой механизмы, через которые он реализует свои полномочия.
Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Расширенные полномочия Президента РФ по назначению высших должностных лиц субъектов РФ ограничивает права субъектов РФ. Поскольку законодательные органы субъектов РФ оказываются в зависимости от Президента, а граждане, по средствам выборов высшего должностного лица своего субъекта, не могут выразить свою волю.
По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
На сегодняшний день необходимо принятия такого федерального закона «О статусе Президента Российской Федерации», где, в частности, были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента».
Подводя итог, следует отметить, что во всех отношениях для России необходимо сильное государство, которое способно обеспечить выход страны из кризиса её движения по пути демократической трансформации, в соответствии с требованиями современности, обеспечить выживание и прогресс российского общества в условиях обостряющихся проблем, стоящих перед человечеством.
Список литературы
Международно-правовые акты
1.«Всеобщая декларация прав и свобод человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
Нормативные правовые акты
2.Конституция РФ. Официальный текст по состоянию на 1 апреля 1999г. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» , 1999.
3.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»: Собрание Законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. №6. Ст. 2710.
4.Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс.- В 2т. Т.2. - М.: Юристъ, 2005. - С.298-301.
5.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998. - С.410-420.
6.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма , 2003. С 408-425.
7.Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. - М.: Юрид. лит. 2006. - С. 56-67.
8.Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации под. ред. С. Б. Ромазина, А. С. Михлина, ст. 85., М., Норма., 2005г.
9.Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций.- М: «Городец»,2006. С.250-276.
10.Колюшин Е. И. Скрытые полномочия или присвоение власти? // «Журнал российского права». 1998. № 7. С.53-56
11.Лукашук И.И. Внешняя политика: Президент и парламент. // Государство и право. 1996, №7. с.138
12.Окуньков Л. А. Вето Президента//Журнал российского права. 1998. №2.- С.11- 28
13.Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным собранием. // Законодательство, № 9, 2000, - С.52-57.