Правовой статус президента Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабиль¬ностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчи¬тывается пять

Содержание

Введение 3

1. Государственный строй современной Франции-Четвертая и Пятая Республики 5

2. Конституционные атрибуты президента Франции. 9
2.1. Порядок избрания Президента Франции. 9
2.2. Полномочия Президента. 13
2.3 Прекращение полномочий. 22
2.4.Вспомогательные службы при Президенте. 23

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

президент франции.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)


 

Введение

 

1. Государственный строй современной Франции-Четвертая и Пятая Республики

 

2. Конституционные атрибуты президента Франции.

2.1. Порядок избрания Президента Франции.

2.2. Полномочия Президента.

2.3 Прекращение полномочий.

2.4.Вспомогательные службы при Президенте.

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что XX век внес колоссальные изменения в жизнь народов. Однако трудно найти среди крупных индустриальных стран такие, где перемены в политической и эко­номической сферах были бы столь же значительны, как во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики к V). Резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в один из "моторов" западно­европейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими страна­ми Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным соперником.

Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабиль­ностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчи­тывается пять.

Франция — пример развития либерально-демократических институтов, 1 которое шло в направлении расширения избирательного права (всеобщее избира­тельное право окончательно установлено только в 1944 г.) и становления респуб­ликанского режима.

Цель политического режима современной Франции — соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами. Пятая республика — страна с централизованно-бюрократической системой управления. Местное самоуправление не имеет такого значения в этой стране, как в Англии и США.

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют конституционно-правовой статус Президента Французской Республики. 

Предметом исследования курсовой работы является конституционно-правовой статус Президента Франции. 

Цель предпринятого исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы. 

Задачи предпринятого исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: 

- изложить возникновение института Президентства во Французской Республике;

- охарактеризовать взаимоотношение Президента Франции с иными органами власти;

- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Франции;

- рассмотреть полномочия Президента Французской Республики. 
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Франции и другие нормативные правовые акты французской Республики; во-вторых, учебники и учебные пособия. В своей работе я ссылаюсь на труды Крутоголова М. А., Керимова А.Д. и др. При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. 
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, две главы с разделами к ним, заключение, список использованных источников. Дипломная работа выполнена на 28 листах компьютерного текста. 

 

 

 

 

 

1. Государственный строй современной Франции-Четвертая и Пятая Республики

 

Государство и право во Франции накануне и в период Второй мировой войны. Борьбу с нацистскими оккупантами во Франции вели социалисты, коммунисты, республиканцы, радикалы, духовенство. Большой вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающаяся Франция» во главе с генералом Шарлем де Голлем. Эти силы объединились в Националь­ный совет сопротивления. Осенью 1944 года Франция была освобождена от оккупантов. После окончания войны развернулась острая политическая борьба вокруг вопроса о будущем государственном устройстве Франции.

Первый проект послевоенной Конституции Четвертой республики, выработанный Учредительным собранием страны, предусматривал однопалатный парламент и сильное ограничение власти президента. Как излишне леворадикальный, «коммунистический» он был отклонен после референдума весной 1946 года. Второй проект, исправленный с учетом партийного плюрализма Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 года. Итог голосования: 9 млн 297 тыс. – «за»; 8 млн 165 тыс. – «против». Конституция Четвертой республики вступила в силу.

Этой конституции была предпослана обстоятельная преамбула, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 года, преамбула была сохранена как конституционный закон и действует в настоящее время.

Конституция 1946 года юридически оформила установление парламентарной республики с очень сильной властью нижней палаты – Национального собрания. Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования законодательных полномочий кому-либо, определялась сфера исключительной законодательной инициативы Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера и т.д.). Перед палатой отчитывался Совет министров, члены которого утверждались также ею.

Президент республики являлся высшим представителем государственной власти. Срок его полномочий составлял семь лет. Он избирался парламентом и мог быть переизбран повторно. Однако реальным главой государства в Четвертой республике президент так и не стал. Всякий его акт нуждался в подписи соответствующего министра (контрасигнатура). В Четвертой республике, таким образом, сохранялась прежняя традиция избирать на пост президента политиков – «марионеток».

Совет министров осуществлял непосредственное управление страной. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета.

Особенность Конституции 1946 года заключалась в ограничении прав верхней палаты парламента – Совета республики, поскольку право принимать законы было предоставлено лишь Национальному собранию.

В результате Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой системой, где исполнительная власть фактически была лишена правовой дееспособности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим: за 12 лет существования Четвертой республики сменилось 20 правительственных кабинетов. Предложения об изменении Конституции в это время вносились в парламент 99 раз. И, хотя в 1951 году было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропорционального представительства и введена мажоритарная система вы­боров, а Совету республики были предоставлены почти все права и пол­номочия довоенного Сената, это не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики. В 1954 году была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совета министров. Власть правительства была несколько усилена за счет получения им некоторой независимости от парламента.

Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае и Алжире усложнили экономическое положение страны, обострили классовую борьбу. Под давлением народных выступлений правительство в 1954 году прекратило «грязную войну» во Вьетнаме и вывело оттуда свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество.

Экономический подъем 1952–1957 годов усилил процесс концентрации производства и капитала, а также развитие государственно-монополистического капитализма. Крупные концерны все настойчивее требовали пересмотра конституции. Продолжалась война в Алжире, ответственность за поражения реакция возлагала на «прогнивший парламентский режим». В стране возникла реальная угроза фашизма и гражданской войны. В апреле-мае 1958 года во Франции резко активизировали свои силы правые группировки, требовавшие подавления национально-освободительного движения в Алжире. Это и послужило непосредственной причиной отмены Конституции 1946 года. Генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, 1 июля 1958 года были предоставлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции.

Проект Конституции Пятой республики был одобрен абсолютным большинством избирателей на общенациональном референдуме 28 октября 1958 года. Идея главенства президентской власти, которую отстаивал де Голль, нашла в Конституции свое воплощение. Доктрина «жесткого голлизма» предполагала, что в системе «разделения властей» главная роль отводится не парламенту, как было в предыдущей конституции, а президенту.

В ст. 5 Конституции 1958 года указывается, что президент «... обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов ...» Он – глава государства и глава исполнительной власти. Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совмина; назначает премьер-министра. По представлению премьер-министра президент формирует Совет министров. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть – требует контрассигнации. Президент может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент – все эти акты не требуют контрассигнации. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано. С 1962 года президент стал избираться непосредственно избирателями, что еще больше укрепило его не­зависимость от других конституционных институтов Пятой французской республики. С 2000 года срок президентских полномочий сокращен с семи до пяти лет.

Премьер-министр, по Конституции, является вторым лицом государства, обеспечивающим исполнение законов и руководство Советом министров. Правительство подотчетно парламенту, оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом. В Новейшее время наблюдается тенденция к дуализму исполнительной власти во Франции. Это означает отход от доктрины «жесткого голлизма», когда президент единолично возглавлял иерархию государственных органов страны, в настоящее время он делит исполнительную власть с премьером.

Парламент Пятой республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат обладает почти равными полномочиями с Национальным собранием, и это, в отличие от Конституции 1946 года, позволяет поддерживать систему внутрипарламентских противовесов.

По Конституции 1958 года – и это тоже конституционная новелла в сравнении с прежней Конституцией – создан Конституционный совет из девяти советников, которые наделяются полномочиями конституционного надзора на девять лет. Кроме того, Государственный совет Франции исполняет роль консультативного правительственного органа и также осуществляет контроль над нормативными актами исполнительной власти.

Таким образом, Конституция 1958 года в отличие от парламентского режима 1946 года, установила форму правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республики («республика смешанного типа»), но очевидно, что доминируют последние.

2. Конституционные атрибуты президента Франции.

 

Президент Франции, официально президент Французской Республики (фр. Président de la République Française; часто сокращается как президент республики, чтоб не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) — избираемый французами глава государства. Ему принадлежит центральное место в системе государственного управления Франции. Президент Республики – высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Президент Республики – гарант соблюдения Конституции Франции, нормального функционирования государственных институтов, национальной независимости и территориальной целостности. К тому же, он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, производит назначение на высшие военные и гражданские должности, представляет страну в международных отношениях.

Конституционные атрибуты президента Франции определены в главе II французской конституции.

 

2.1. Порядок избрания Президента Франции.

 

В статье 5 Конституции Французской Республики 1958 г. зафиксирована по­литическая роль главы государства.

 

Статья 5

Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства.

Он является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

В соответствии со статьей 6 Конституции 1958 г. президент избирался колле­гией нотаблей, в которую входили депутаты и сенаторы, генеральные советники и представители муниципальных советов. Однако на референдуме 28 октября 1962 г. был утвержден конституционный закон, изменивший статью 6 конституции. Согласно новой редакции, президент избирается на семь лет посредством прямых всеобщих выборов с неограниченной возможностью переизбрания в дальнейшем. Такие временные возможности осуществления полномочий должны были усилить власть президента, обеспечение стабильности государственной власти. Однако та­кое длительное пребывание на высшем государственном посту вызвало серьезную критику. Президенты после де Голля обещали сократить этот срок или ограни­чить, но опасения разрушить конституционную конструкцию перевешивали. Предложение о пятилетнем президентстве одобрено только в 2000 г.

Информация о работе Правовой статус президента Франции