Правовой статус президента Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабиль¬ностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчи¬тывается пять

Содержание

Введение 3

1. Государственный строй современной Франции-Четвертая и Пятая Республики 5

2. Конституционные атрибуты президента Франции. 9
2.1. Порядок избрания Президента Франции. 9
2.2. Полномочия Президента. 13
2.3 Прекращение полномочий. 22
2.4.Вспомогательные службы при Президенте. 23

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

президент франции.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

Статья 16

Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом.

Он информирует об этом Нацию посланием.

Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач. По поводу этих мер проводятся консультации с Конституционным советом.

Парламент собирается по праву.

Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

После 30 дней осуществления чрезвычайных полномочий Председатель Национального собрания, Председатель Сената, 60 депутатов или 60 сенаторов могут обратиться в Конституционный совет с просьбой проверить, существуют ли по-прежнему все условия, предусмотренные в абзаце первом. Конституционный совет в кратчайшие сроки объявляет свое решение в виде публичного заключения. Он производит эту проверку по праву и объявляет свое решение в соответствии с этими же условиями по окончании 60-дневного срока осуществления чрезвычайных полномочий и в любой момент после этой даты.

 

Некоторые полномочия президент Французской республики осуществляет совместно с правительством. В этом случае акты главы государства требуют про­цедуры контрассигнации, т.е. подтверждения подписи президента главой испол­нительной власти. К таким полномочиям относят руководство внешней полити­кой. Президент не только аккредитует иностранных послов и других высших дипломатических представителей иностранных государств, но и ведет перегово­ры, ратифицирует международные договоры.

 

Статья 14

Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.

 

Президент является также главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности.

Статья 15

Президент Республики является главнокомандующим вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

 

Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент са­мостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия.

Далее остановимся на участии президента в законодательном процессе. Его декретом открываются и закрываются чрезвычайные сессии парламента, он имеет право требовать повторного обсуждения законов, иромульгирует (обнародует) их.

 

Статья 10

Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней после передачи Правительству окончательно принятого закона.

Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении ему не может быть отказано.

 

Во многих странах у главы государства есть право отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его. Оно называется правом вето. Отлага­тельное вето означает, что не подписанный главой государства закон возвращает­ся для повторного рассмотрения парламентом. Во Франции используется простое (слабое) отлагательное вето. Суть его в следующем. Для того чтобы закон всту­пил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем посредством той же процедуры, какой он был принят в пер­вый раз. Например, если закон принят простым (или абсолютным) большинством голосов в первый раз, то таким же большинством он должен быть принят заново. Происходит как бы повторная процедура принятия. Закон должен быть подписан в течение 15 дней после передачи его в правительство. В США применяется ус­ложненное вето. Если там президент использовал вето к принятому закону, тре­буется повторное одобрение закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса.

Ранее мы отметили, что президент председательствует в Совете Министров, определяет его повестку. Здесь обсуждаются правительственные акты делегиро­ванного законодательства и акты, принимаемые в пределах собственных регламентарных полномочий правительства, которые затем подписываются президен­том. Конституция не дает четких разъяснений по поводу того, свободен президент в праве подписи или обязан подписывать решения, принятые в Совете Министров большинством голосов.

 

Статья 13

Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые в Совете министров.

Он назначает на гражданские и военные государственные должности.

Члены Государственного совета, великий канцлер Почетного легиона, чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители государства в заморских административно-территориальных образованиях, регулируемых статьей 74, и в Новой Каледонии, генералы, ректоры академий, директора центральных административных ведомств назначаются в Совете министров.

Органический закон определяет другие должности, назначение на которые производится в Совете министров, а также условия, в соответствии с которыми право назначения, принадлежащее Президенту Республики, может быть им делегировано и осуществляться от его имени.

Органический закон определяет иные посты и должности помимо тех, которые перечислены в абзаце третьем и в отношении которых в силу их значимости для гарантирования прав и свобод либо для экономической или социальной жизни Нации право Президента Республики назначать на должности осуществляется после публичного заключения компетентной постоянной комиссии каждой палаты. Президент Республики не может произвести назначение, когда сумма голосов «против» в каждой комиссии составляет по меньшей мере три пятых от суммы голосов, поданных в обеих комиссиях. Закон определяет, какие постоянные комиссии являются компетентными для соответствующих постов и должностей.

Президент совместно с премьер-министром назначает на гражданские и воен­ные должности. Он имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти, так как объявляется гарантом ее независимости. Президент назначает своего пред­ставителя в Высший совет магистратуры, в котором является председателем. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним. Президент обладает "монаршим" правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры.

 

Статья 17

Президент Республики имеет право помилования в индивидуальном порядке.

 

2.3 Прекращение полномочий.

 

 

Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Выборы проводятся не ранее, чем через 20 дней, и не позднее, чем через 35 ней после образования вакансии. Во Франции обязанности президента исполняет председатель верхней палаты парламента (председатель Сената), а если для его имеются препятствия, то правительство. В это время они не могут назначать референдумы, распускать Национальное собрание, решать вопросы доверия правительству, вносить изменения в конституцию. В истории Пятой республики была дна добровольная отставка де Голля в 1969 г. и один случай смерти президента Помпиду в 1974 г.

 

2.4.Вспомогательные службы при Президенте.

 

 

Большое значение в настоящее время имеют вспомогательные органы и службы при главе государства. Во Франции аппарат президента ("дом Президента") насчитывает более 500 человек и подразделяется на гражданский и военный. Одна из главных структур "гражданского дома" — генеральный секретариат, выступающий главным инструментом политического действия президента и координирующий деятельность министерств и иных ведомств. Генеральный секретарь, который руководит всем персоналом Елисейского дворца (резиденции президента), является доверенным лицом президента и поддерживает контакты с правительством и парламентом. Большую роль в аппарате играет также начальник кабинета резидента, который организует его повседневную жизнь, поездки, контакты, охрану. Существует начальник личного штаба президента, который помогает ему осуществлять функции высшего руководителя вооруженных сил. В структуру служб Елисейского дворца входят пресс-служба, чиновники особых поручений — советники президента, подчиненные ему непосредственно.

Все сотрудники аппарата Президента назначаются и увольняются по его собственному усмотрению.

Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что президент Республики является ключевой фигурой в системе государственного управления. Данное положение основывается не только его полномочиями как главы государства, но и тем, что он является фактическим главой исполнительной власти, обладая правом председательства в Совете министров. Право роспуска нижней палаты Парламента – Национального собрания, возможность отстраниться от решений Правительства, возлагая ответственность за их исполнение на Премьер-министра, чрезвычайные полномочия Президента дают основание для характеристики современного политического режима во Франции как «республиканской монархии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

6 мая во Франции завершились президентские выборы, принесшие ожидаемую победу кандидату-социалисту Франсуа Олланду. Он получил 51,63% голосов против 48,37% у действующего главы государства Николя Саркози. 15 мая победитель принес присягу в качестве нового президента Франции.


Список использованной литературы

 

1). Законы и иные нормативно-правовые акты

1. Конституция Французской Республики 1958 года // Конституции зарубежных стран / Под ред. В.В. Маклакова. – М., 2006
2. Органический закон от 6 ноября 1962 г. № 62-1292 «О выборах Президента Республики» // Французская Республика. Конституция и законодательные акты. – М., 2006.
3. Органический закон от 31 января 1976 г. №76-97 «О выборах Президента Республики гражданами, находящимися за ее пределами» // Французская Республика. Конституция и законодательные акты. – М., 2006.
4. Декрет от 8 августа 1994 г. № 94-674 «О финансовой гласности избирательной кампании Президента Республики» // Французская Республика. Конституция и законодательные акты. – М., 2006. 

2).Монографии и учебная литература

5. Ардан Ф. Франция: государственная система. – М., 2005.
6. Арзаканян М.Ц. Новейшая история Франции. М., 2002. 
7. Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. – М., 1977.
8. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М., 2006.
9. Керимов А.Д. Парламентское право Франции. – М., 2000. 
10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4 т. Тома 1 –2. Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2007. 
11. Крутоголов М. А. Президент Французской Республики: Правовое положение. - М.:Наука,1980.
12. Крутоголов М.А. Конституционный совет Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. – М., 1993.
13. Крутоголов М.А. Парламент Французской Республики. – М., 1988. 
14. Крутоголов М.А., Ковлер А.И. Парламентское право Франции / В сб.: Очерки парламентского права (зарубежный опыт). – М., 2004.
15. Лебедева Т. Ю. Путь к власти. Франция: Выборы Президента / Отв. ред. Я. Н. Засурскиц. -Науч. изд. -М., 2006.
16. Маклаков В.В. Президентская власть во французской V республике // Важнейшие правовые институты и направления деятельности буржуазного государства на современном этапе. - М., 1981. 
17. Миронов Ю.Б. Президентская власть во Франции при Шарле де Голле // Политические партии и государственный механизм капиталистических стран. - Свердловск, 1982.
18. Молчанов Н.Н. Четвертая республика. – М., 2003. 
19. Прело М. Конституционное право Франции. – М., 2005.

3). Научная периодика

20. Захарова М. В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 6. 
21. Керимов А.Д. Конституционная реформа 1995 г. во Франции // Социологические исследования. - 2003. - №5.
22. Ковалев А.М. Современное состояние Конституции Пятой республики во Франции // Государство и право. – 2006. – №4. 
22. Оболонский А.В. Государственная служба во Франции // Государство и право. – 2000. - № 11. 
23. Саломенина Н.В. Теоретические основы смешанной формы правления на примере Республики Франции // Право: теория и практика. - 2003. - №14. 

4). Статистический и справочный материал

24. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. – М., 2006. 
25. Халипов В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М., 2004.

Информация о работе Правовой статус президента Франции