Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:20, доклад

Краткое описание

Саморегулирование рассматривается и как закрепляемый законом способ регулирования общественных отношений . Вполне справедливо утверждение, что саморегулирование существует не изолированно, а в одной системе с государственным регулированием, взаимодействует с ним и в отдельных случаях заменяет его. Саморегулирование находится в рамках закона, не противоречит, а дополняет и конкретизирует установленные законом правила и формирует практику их применения. В 1990-х гг. система саморегулирования находилась в стадии институционального становления. Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" предусматривалось право субъектов рекламной деятельности на создание различных профессиональных объединений в рассматриваемой сфере.

Вложенные файлы: 1 файл

Samoregulirovanie_v_sfere_reklamy.pptx

— 93.83 Кб (Скачать файл)

Правовые аспекты саморегулирования  в рекламной деятельности в России

 

 

 

Подготовил: Букин А. И. ДР -4-2

    • Саморегулирование рассматривается и как закрепляемый законом способ регулирования общественных отношений . Вполне справедливо утверждение, что саморегулирование существует не изолированно, а в одной системе с государственным регулированием, взаимодействует с ним и в отдельных случаях заменяет его. Саморегулирование находится в рамках закона, не противоречит, а дополняет и конкретизирует установленные законом правила и формирует практику их применения. В 1990-х гг. система саморегулирования находилась в стадии институционального становления. Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" предусматривалось право субъектов рекламной деятельности на создание различных профессиональных объединений в рассматриваемой сфере. Однако их формирование происходило бессистемно, а их деятельность не имела четких правовых очертаний, требующих признания международных актов, включающих обычаи и правила делового оборота рекламы как разновидности нормативных регуляторов на территории Российской Федерации

Саморегулирование и саморегулируемые организации в рекламе: отечественная  практика

 

    • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" содержит "общее" легальное понятие саморегулирования. Согласно пункту 1 ст. 2 этого Закона под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований стандартов и правил в этой области. В отличие от легального понятия более "емкое" определение саморегулирования звучит следующим образом: регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль над соблюдением установленных ими же правил. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" не содержит определения саморегулирования. Однако, как представляется, оно немногим отличается от указанного выше, которое может быть, в частности, адаптировано под определение сущности и практики саморегулирования в рекламе. Выделение в отдельных сферах деятельности саморегулирования как самостоятельного правового и общественного института имеет свое определенное значение для их функционирования. В широком смысле саморегулирование является необходимым элементом развитого гражданского общества, частью механизмов негосударственного регулирования общественной жизни 
    • Значение саморегулирования в рекламной деятельности может быть определено рядом важных положений. Так, саморегулирование:  
      - обеспечивает установление неформальных и необходимых правил поведения субъектов рекламного рынка;  
      - заменяет государственное регулирование экономических процессов в сферах, где государственное регулирование показало свою неэффективность и нецелесообразность;  
      - способствует доверию к рекламе со стороны потребителей, а также добросовестной конкуренции субъектов рекламного рынка;  
      - способствует совершенствованию действующего законодательства в сфере рекламы
    • Предметом саморегулирования в сфере рекламы выступает, как правило, предупреждение негативного воздействия рекламы на ее потребителей. В частности, тематика саморегулирования сводится в основном к запрету неэтичной, заведомо ложной, недостоверной, недобросовестной, скрытой рекламы.  
      Проблема становления и дальнейшего развития саморегулирования в рекламе связывается с отдельными факторами, в своей совокупности способными ускорять либо замедлять процесс институционализации саморегулирование. Саморегулируемость в сфере рекламы зависит от следующих факторов:  
      - представление рекламодателя своему сообществу;  
      - взаимодействие с антимонопольным органом;  
      - возможности обжалования в арбитражный суд нормативных актов о рекламе;  
      - разработка, установление и опубликование правил рекламы, обязательных для рекламного сообщества; соблюдение требований в сфере рекламы;  
      - рассмотрение жалоб на действия рекламодателей;  
      - сбор, обработка и сохранение информации о деятельности СРО, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов, в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными иными документами СРО.
    • Приведенные факторы в эффективной динамике позволяют влиять на деятельность участников рекламных правоотношений, характеризующихся обилием и многообразием правовых взаимосвязей.
    • Субъектами саморегулирования в широком смысле являются некоммерческие (также называемые неправительственные) организации, чьими участниками являются представители рекламного рынка.  
      Потребность развития и функционирования института саморегулирования в рекламе обусловлено общей концепцией перспективного развития общественных отношений с учетом особенностей действующей экономической формации. Внедрение механизма саморегулирования предполагает передачу части контрольных функций на уровень СРО, объединяющих профессиональных участников рекламного рынка. Сообщества профессионалов освобождают государство от выполнения ряда функций, "разгружают" государственные органы. Кроме того, увеличение масштабов рекламного рынка сужает возможности прямого воздействия государства на деятельность его участников. Кроме того, это позволяет поднять на высокий профессиональный уровень применяемые методы воздействия, определять перспективу, пользуясь авторитетом и методами убеждения взамен неэффективного применения юридической ответственности 
    • Отдельную проблему составляют и ограниченные возможности действующего законодательства. Централизованное законодательное регулирование зачастую не учитывает особенности рекламной деятельности, в том числе создания конкретных рекламных продуктов. В связи с этим, наряду с наличием законодательной возможности запрета недостоверной или вводящей в заблуждение рекламы при рассмотрении конкретной ситуации всегда остается налет субъективизма . Кроме того, новые рекламные приемы возникают чаще, чем это можно отразить в законе . И здесь саморегулирование естественным образом может отражать практику решения проблем рекламы и пресечения злоупотреблений со стороны участников рекламного рынка.
    • Институт саморегулируемых организаций первоначально был введен специальными федеральными законами, первым из которых стал Закон о рекламе 1995 г. В статье 28 этого Закона было предусмотрено, что органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц. В Законе не нашла отражения однозначная видовая характеристика конкретной формы юридического лица, используемого для создания СРО. Это могли быть, как правило, общественное объединение (в форме общественной организации) или ассоциация (союз) юридических лиц. Общие права, предоставляемые законом, практически не указывали на какие-то особые признаки организации, скорее, имелись в виду "стандартные" партнерские отношения государства и некоммерческой организации . Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением (ст. 31 Закона о рекламе 2006 г.). Из предложенного легального определения СРО выявляются особенности их видовой характеристики, в то время как организационно-правовые особенности и конструктивные признаки даются непосредственно в законодательстве о саморегулируемых организациях
    • Это организации, основанные на членстве. К ним относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).  
      Среди основных признаков саморегулирования, выделяемых учеными, называют самообязательство, когда совпадает круг лиц, принимающих и исполняющих решение, добровольность и заинтересованность в принятии и реализации решения, коллегиальная основа, самоответственность . Иногда указание на "добровольность" членства отсутствует, хотя она подразумевается, поскольку приводятся конкретные организационные формы СРО: как указано выше, объединение рекламодателей, рекламоизготовителей, рекламораспространителей и иных лиц создается в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства (Статья 31 Закона о рекламе 2006 г.).
    • По общему правилу членство в СРО подразумевается добровольное, однако весь механизм правового регулирования предпринимательских отношений построен на постулате членства в какой-либо саморегулируемой организации, а отсутствие членства в такой организации затрудняет или делает невозможной деятельность такого субъекта. Отсюда можно сделать вывод о некоторой декларативности положения относительно добровольности членства в саморегулируемых организациях
    • Итак, отметив общие характерные признаки саморегулируемой организации применительно к рекламной деятельности, следует остановиться на практике создания и деятельности рекламных объединений, основанных на принципах саморегулирования. Прежде всего среди таких организаций стоит выделить Общественный совет по рекламе, созданный в России с 1995 г., представляющий собой саморегулируемую организацию. Основными задачами Общественного совета являются:  
      - организация взаимодействия между ракламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными органами;  
      - предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной сфере;  
      - разработка и реализация системы мер, направленных на создание условий и развитие механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил проведения на рекламном рынке;  
      - содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие интересов заказчика, производителя, распространителя и потребителя рекламы;  
      - развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями как в России, так и за рубежом;  
      - организация и проведение мероприятий (конференций, семинаров, конкурсов), направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе;  
      - содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного бизнеса и защиты авторских прав;  
      - проведение независимой экспертизы рекламной продукции.  
      В 1999 г. Общественный совет по рекламе трансформировался в Рекламный совет России (РСР), который в 2001 г. принял Российский рекламный кодекс.

Из "Положения о Комитете по выработке этических норм (стандартов) рекламной деятельности" Рекламного Совета России.

    • 1.1 Комитет по выработке этических норм (стандартов) рекламной деятельности (далее именуется - Комитет) является постоянно действующим рабочим органом Общественного Совета по рекламе, осуществляющим формирование этических норм и выработку стандартов рекламной деятельности.
    • 1.2 Комитет в своей деятельности руководствуется федеральными законами, иными нормативными актами, регулирующими вопросы рекламы на территории Российской Федерации, настоящим Положением, и также решениями Общественного Совета по рекламе.  

III. ФУНКЦИИ КОМИТЕТА

3.1 Комитет:

осуществляет разработку требований в части этики и  стандартов рекламной деятельности;

подготавливает предложения  и осуществляет разработку соответствующих  проектов решений Общественного  совета по рекламе, законов и нормативных  правовых актов;

осуществляет координацию  деятельности комитетов, комиссий и  рабочих групп Общественного  Совета по рекламе в сфере формирования этических норм и выработки стандартов рекламной деятельности;

проводит предварительную  экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе  и принятым нормам делового оборота;

направляет соответствующие  рекомендации субъектам рекламной  деятельности;

организует и проводит мероприятия (конференции, симпозиумы, семинары, конкурсы и т.д.), связанные  с этикой и стандартами рекламной  деятельности;

периодически обобщает и  анализирует информацию по вопросам этических норм и стандартов рекламной  деятельности и представляет ее Общественному  Совету.

3.2 Комитет принимает,  в пределах своей компетенции,  решения по вопросам выработки  этических норм и стандартов  рекламной деятельности. По вопросам, требующим решения Общественного  Совета по рекламе, Комитет  представляет соответствующие предложения.

    • Кроме того, в Российской Федерации существует ряд организаций, объединяющих субъектов рекламного бизнеса. К ним относятся: 
    • - Ассоциация рекламодателей, учрежденная 16 июля 1997 г., которая в качестве основной цели своей деятельности рассматривает создание и утверждение в России системы надежных гарантий свободы рекламы;  
      Наиболее важные задачи:
    • защита интересов членов Ассоциации в отношениях с органами государственной власти, рекламными агентствами, СМИ и широкой общественностью;
    • содействие становлению и развитию эффективной системы саморегулирования рекламной деятельности в России.
    • Основные направления деятельности и субъекты взаимодействия:
    • Федеральное Собрание - раннее оповещение о законодательных инициативах, продвижение собственных законодательных инициатив, поддержка не связанных с конкурентной борьбой индивидуальных интересов членов Ассоциации;
    • Министерство по антимонопольной политике - мониторинг практики применения рекламного законодательства, защита интересов членов Ассоциации;
    • Рекламный Совет России - совершенствование норм саморегулирования рекламной деятельности и практики их применения, защита интересов членов Ассоциации;
    • Объединения потребителей - консультации, экспертиза, поиск взаимоприемлемых решений;
    • Корпоративные объединения участников рекламного рынка - правила делового сотрудничества участников рекламного рынка, взаимоприемлемая система установления цен на размещение рекламы.
    • НП Медиа Комитет - развитие систем измерения телевизионной аудитории.
    • Специальные направления деятельности Ассоциации:
    • вопросы государственного регулирования потребительского рынка;
    • Члены Ассоциации рекламодателей
    • "Аэрофлот" , "Бритиш Американ Тобакко«, "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН«, "Джапан Тобакко Интернешнл«, "Дэнди дистрибьюшн«, "Колгейт-Палмолив«, "Кока-кола«, "Красный Октябрь«, "Лиггетт-Дукат«, "Марс«, "Нестле«, "Пепси-кола«, "Проктер энд Гэмбл«, "РЕЕМТСМА-Россия«, "Русский продукт«, "Сан Интербрю«, "Свобода«, "Трансаэро«, "Филип Моррис«, "Юнилевер«, "Юнайтед Дистиллерс энд. Винтнерс«, "Юроп Фудс ГБ"

Информация о работе Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности в России