Правовые и политические гарантии прав и свобод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
Целью контрольной работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы прав и свобод гражданина РФ……………………5
1.1 Свобода как категория права
1.2 Правовой статус гражданина РФ
1.3 Политические права и свободы граждан РФ
1.4 Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РФ
Глава 2. Правовые и политические гарантии прав и свобод……19
2.1 Гарантии прав и свобод гражданина РФ
2.2 Институт Уполномоченного по правам человека в России
Заключение………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………..27
Задание…………………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

контр по конст праву.docx

— 63.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Правовые и политические гарантии прав и свобод

2.1 Гарантии прав  и свобод гражданина России

 

Для человека, его повседневной жизни важно не только провозгласить его права и свободы, но и обеспечить их фактическое осуществление. Необходимо создать благоприятные условия для претворения в жизнь прав и свобод человека, обеспечить их охрану и защиту, устранить препятствия, мешающие использованию людьми своих правомочий. Гарантии прав и свобод призваны решать эти задачи.

Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Можно выделить несколько групп гарантий прав и свобод: экономические, политические, правовые, организационные. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение. Велико значение деятельности государственных органов в этом направлении. Большую роль играют правомочия самого человека по защите своих прав и свобод.

Действующая Конституция РФ большое внимание уделяет правовым гарантиям прав и свобод, закрепляя ряд таких гарантий в гл. 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина, где зафиксированы и конституционные правомочия человека по защите своих прав и свобод34.

Конституция РФ отражает большую роль государства в обеспечении прав и свобод. Она дает гарантии по государственной защите прав и свобод человека и гражданина РФ. В Конституции закрепилось также право каждого гражданина на защиту своих прав, свобод и законных интересов всеми способами, которые не противоречат законодательству.

Закреплена обязанность государственных органов, учреждений и должностных лиц обеспечения каждому возможности ознакомления с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). Это создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод, способствует их эффективной защите.

Полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина возложены Конституцией РФ на Президента РФ, который обладает широкой компетенцией в этой сфере (ч. 2 ст. 80).

В числе юридических гарантий прав и свобод особое значение имеет судебная защита, она гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46). Конституция РФ устанавливает, что решения и действия (или бездействие) должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суде. Текущее законодательство регламентирует порядок осуществления этих прав специальным Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»35.

 Гражданин вправе обратиться  в суд с жалобой, если считает, что произошло нарушение его  прав и свобод посредством  неправомерных действий (решений) государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их  объединений, общественных объединений  или должностных лиц, государственных  служащих.

Для защиты основных прав и свобод человека и гражданина был создан институт Уполномоченного по правам человека.

Целью деятельности Уполномоченного по правам человека является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Однако, правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности - то есть закрепленные в Конституции Российской Федерации вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого влечет юридическую ответственность.

Закрепляя широкий набор прав и свобод человека государство берет на себя обязанность по их реализации. В свою очередь человек обладает не только правами, но и целым набором обязанностей. Обязанности, так же как и права можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству.

В обязанности человека и гражданина Российской Федерации входит:

- соблюдение Конституции  РФ и законов РФ;

- защита Отечества и  несение военной службы (ст. 59);

- оплата законно установленных  налогов и сборов (ст. 57);

- сохранение природы и  окружающей среды, бережное отношение  к природным богатствам страны (ст. 58);

- забота о сохранении  исторического и культурного  наследия, сбережение памятников  истории и культуры (ст. 44);

- забота родителей о  своих детях, и их воспитание (ст. 38);

- забота трудоспособных  детей, достигших 18 лет, о своих нетрудоспособных  родителях (ст. 38).

 

2.2 Институт Уполномоченного  по правам человека в России

 

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»36 уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ.

Уполномоченный по правам человека способствует:

- восстановлению нарушенных  прав, совершенствованию российского  законодательства о правах человека  и гражданина и приведению  его в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного  права;

- развитию международного  сотрудничества в области прав  человека;

- правовому просвещению  по вопросам прав и свобод  человека, форм и методов их  защиты.

Согласно ст. 3 Закона об Уполномоченном его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации может учреждаться в соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

В деятельность Уполномоченного по правам человека входит:

1) рассмотрение жалоб  граждан Российской Федерации, равно  как и находящихся на территории  Российской Федерации иностранных  граждан, а так же лиц без  гражданства (заявителей);

2) рассмотрение жалоб  на решения или действия (бездействие) государственных органов, должностных  лиц, органов местного самоуправления, государственных служащих, если  до этого заявителем уже были обжалованы данные решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, однако он не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Жалоба на имя Уполномоченного по правам человека подается не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя либо с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать:

- фамилию, имя, отчество и  адрес заявителя;

- изложение существа решений  или действий (бездействия), нарушивших  или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;

- сопровождаться копиями  решений, принятых по жалобе, рассмотренной  в судебном или административном  порядке.

При получении такой жалобы, Уполномоченный по правам человека имеет право:

1) на принятие жалобы  к рассмотрению;

2) на разъяснение заявителю  средств, которыми он имеет право  воспользоваться в целях защиты  своих прав и свобод;

3) на передачу жалобы  в государственный орган, орган  местного самоуправления либо  должностному лицу, в чьей компетенции  находится возможность разрешения  жалобы по существу;

4) на отказ от принятия  жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный по правам человека должен уведомить заявителя в течение десяти дней. В случае принятия жалобы на рассмотрение Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления либо должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека имеет право:

1) на беспрепятственное  посещение всех органов государственной  власти, органов местного самоуправления, присутствие на заседаниях их  коллегиальных органов, а также на беспрепятственное посещение предприятий, учреждений и организаций в независимости от организационно-правовых форм и форм собственности, воинских частей, общественных объединений;

2) на запрашивание и  получение от государственных  органов, органов местного самоуправления  и у должностных лиц и государственных  служащих сведений, документов и  материалов, необходимых при рассмотрении  жалобы;

3) на получение объяснений  от должностных лиц и государственных  служащих, за исключением судей, по вопросам, которые подлежат  выяснению в ходе рассмотрения  жалобы;

4) на проведение самостоятельной  или совместной с компетентными  государственными органами, должностными  лицами и государственными служащими  проверки деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления  и должностных лиц;

5) на поручение компетентным  государственным учреждениям проведения  экспертных исследований и подготовки  заключений по вопросам, которые  подлежат выяснению в ходе  рассмотрения жалобы;

6) на ознакомление с  уголовными, гражданскими делами  и делами об административных  правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную  силу, а также на ознакомление  с прекращенными производством  делами и материалами, по которым  отказано в возбуждении уголовных  дел.

 

 

Заключение

 

Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод.

 Главным гарантом их  наиболее полного осуществления  должна стать формирующаяся новая  система политического народовластия  демократической российской государственности.

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»37.

 Именно гражданин Российской  Федерации, а не какое-либо иное  лицо, обладает на территории  России всей полнотой прав  и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой  статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен  важнейший принцип правового  положения гражданина России, который  имеет ключевое значение для  правильного понимания всей системы  его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут  равные обязанности перед государством. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» - каждому, политические - «гражданам».

 Связь политических  прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный  характер, производны от воли  государства и не являются  естественными правами каждого  гражданина демократического государства. В силу их характера эти  права нельзя рассматривать в  качестве установленных, предоставленных  государством. Так же как и  личные права человека, государство  их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации38.

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые источники

1. Конституция Российской  Федерации (принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г.).// Российская  газета от 25 декабря 1993г.

2. «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27 декабря 1991 № 2124-1 Закон  РФ, (ред. от 09.02.2009). Российская газета, 1992. 08.02. № 32.

3. «О внесении изменений  в Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской  Федерации» от 24.04.2008 № 1-ФКЗ (одобрен  СФ ФС РФ 16.04.2008), Российская газета, 2008. 30.04. № 94.

4. «О гражданстве РФ»  от 31.05.2002 № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) (ред. от 28.06.2009), Собрание законодательства  РФ, 2002. 03.06. № 22, ст. 2031.

5. «Об обжаловании в  суд действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан», Закон  РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009). Российская  газета, 1993. 12.05. № 89.

6. «О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания  и жительства в пределах Российской  Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в  ред. Федеральных законов от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, с изм., внесенными  Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ). Российская газета, 1993. 10.08. № 152.

Информация о работе Правовые и политические гарантии прав и свобод