В научной
литературе всю историю английского права
подразделяют на четыре основных периода.
Первый
период предшествовал нормандскому завоеванию
1066г., ещё его иногда называют периодом
англосаксонского права. Данный этап характеризуется
широким использованием обычного права,
появлением «варварских правд», а также
партикуляризмом.
Зарождение
и становление непосредственно «общего
права» происходит уже на втором этапе.
Возникновению общего для всей страны
права способствовала судебная реформа
Генриха II Плантагенета (1154-1189 гг.). Создавалась
система разъездных королевских судей,
которые на местах решали конкретные вопросы
и споры. Вынесенные ими решения становились
в последующем обязательными для аналогичных
дел. В XII-XIV веках общее право достигло
пика своего развития, однако в связи с
сложной процедурой и загруженностью
судов возникает альтернативное право
– «право справедливости», осуществляемое
лордом-канцлером, который выносил решения
единолично, в короткие сроки, без всякого
формализма и сложных процедур.
Третий
период (1485-1832 гг.) характеризуется дуализмом
и противостоянием двух параллельно существовавших
судебных систем – общего права и права
справедливости.
Четвёртый
этап начинается с 1832 года и продолжается
по настоящее время. В середине XIX столетия
судебная система Англии претерпела значительные
изменения: суды общего права были объединены
с судами справедливости – таким образом,
сформировалось единое право. Благодаря
реформе 1873-1875 гг. был устранён дуализм
английского права, существовавший на
протяжении нескольких веков. На современном
этапе английское право характеризуется
усилением роли и значимости законодательных
актов, наблюдается его сближение с семьёй
континентального права [8, c. 370].
Теперь
же остановимся подробнее на чертах, свойственных
семье «общего права» и отличающих её
от иных правовых семей.
Во-первых,
англосаксонское право является «судейским
правом», т.е. оно создавалось и создаётся
судьями, его развитие было связано с усилением
королевской власти и существованием
централизованных королевских судов.
Именно судебные решения по конкретным
вопросам составляют основу «общего права».
Во-вторых,
исходя из вышесказанного, можно легко
предугадать следующую отличительную
черту англосаксонского права: оно развивалось
не в университетах учеными-юристами,
а практиками. Отсюда отсутствие той концептуальности
и доктринальности, свойственной романо-германскому
праву. А также необходимо отметить то,
что «общее право» не восприняло римское
право, в этом одна из основных его отличий
от континентального права, которое базируется
на рецепции права Древнего Рима.
В-третьих,
англосаксонское право имеет
ярко выраженный "казуальный" характер
и сложную структуру: оно включает в себя
«общее право» в его узком смысле, «право
справедливости», оба из которых в своей
основе являются прецедентным правом,
а также статутное право. Рассматриваемая
правовая семья характеризуется доминированием
и процветанием "прецедентного" права
и почти полным отсутствием кодифицированного.
Основной
же формой выражения права служит судебный
прецедент, т.е. решение суда по конкретному
делу. Уже в XIX веке было закреплено правило
прецедента, хотя сложилось оно намного
раньше. Оно звучит так: однажды сформулированное
судебное решение в последующем становится
обязательным и для всех других судей.
Именно преобладание и доминирование
судебного прецедента в качестве основного
источника права является самой ярко выраженной
отличительной чертой англосаксонского
права от континентального, в котором
лидирующее положение занимает нормативно-правовой
акт.
В-пятых,
в семье общего права подход к пониманию
нормы права противоположен тому, как
её понимают в странах, относящихся к континентальному
праву. Они менее абстрактны, казуальны,
т.е. рассчитаны на разрешение конкретных
споров. В отличие от них, нормы романо-германского
права – это общеобязательные правила
поведения, для которых характерна неперсонифицированность
и многократность применения.
В-шестых, важной
особенностью общего права, подчеркивающей
его весьма своеобразный характер, является
довольно высокий уровень независимости
судебной власти по отношению ко всем
другим ветвям власти, ее реальная, разносторонне
гарантированная самостоятельность.
В-седьмых, отличительной
чертой общего права является придание
повышенной роли и значимости процессуальному
праву по сравнению с материальным правом.
Как отмечает Р. Давид, «английское право
– это не право, изученное в университете,
не право принципов. Наоборот, это право
процессуалистов и практиков». В отличие
от судей стран романо-германской правовой
семьи, судья семьи общего права «примеряет»
конкретное дело не к правилам действующей
нормы права, а к существующим сходным
судебным прецедентам [11, c. 249].
В-восьмых, для семьи
«общего права» характерно отсутствие
деления на публичное и частное право,
а также не столь чёткое отраслевое деление. Отсутствие
резко выраженного деления права на отрасли
обусловлено преимущественно двумя факторами.
Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию,
т.е. могут разбирать разные категории
дел. Во-вторых, в Англии не развита кодификационная
деятельность, поэтому нет отраслевых
кодексов европейского типа и английскому
юристу право представляется однородным.
В-девятых, одной из особенностей
англосаксонской правовой семьи, прежде
всего применительно к Великобритании,
является обвинительный характер судебного
процесса. В отличие от других правовых
систем, где на суд возлагается обязанность,
как сбора, так и оценки собранных доказательств,
судебный процесс в странах общего права
носит иной характер. В соответствии с
уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными
нормами обязательства по сбору доказательств
возлагаются на стороны – участники процесса,
а суд при этом остаётся нейтральным, заслушивает
и оценивает аргументы обеих сторон [13,
с.369].
Однако
следует отметить, что семья «общего права»
не является однородной, в ней необходимо
различать 2 группы: английское право и
право Соединённых Штатов Америки, которое,
имея своим источником английское общее
право, в настоящее время является вполне
самостоятельным. Оно имеет ряд признаков,
значительно отличающих его от англосаксонского
права и сближающих с романо-германским.
Одним из
главных отличий является по-настоящему
независимая и самостоятельная судебная
система. Американские суды имеют право
контроля за конституционностью законодательных
актов. Как закон, так и любое судебное
решение могут быть аннулированы Верховным
судом США, если они будут признаны несоответствующими
конституции.
Ещё одним
признаком, несвойственным английскому
праву, является наличие в Соединённых
Штатах Америки конституции. Данный документ
уже более двухсот лет является Основным
Законом страны, в нём закреплены основные
принципы построения государства, его
федеративное устройство, права и свободы
граждан. Необходимо отметить, что каждый
штат имеет свою собственную конституцию.
В этой связи можно сказать, что в США существует
51 система права: 50 в штатах и одна федеральная.
Суды каждого штата осуществляют свою
деятельность независимо один от другого,
и не обязательно, что решениям, принятым
в судах одного штата, будут следовать
суды других штатов.
Из вышесказанного
следует, что судебный прецедент в США
является более свободным, его правила
гибче, чем в Англии.
Следующей
отличительной чертой является больший
удельный вес и значимость законодательных
актов в правовой системе США, нежели статутное
право в Англии. В законодательстве США
имеется довольно много кодексов, которых
не знает английское право. Так, в нескольких
штатах действуют гражданские кодексы,
приблизительно в половине штатов - гражданско-процессуальные,
во всех штатах – уголовные, в некоторых
– уголовно-процессуальные. Но данные
кодексы не похожи на европейские, за исключением
штатов французского происхождения, в
основном кодексы представляют собой
лишь результат консолидации правовых
норм [11, c. 261].
Для правовой
системы США также характерна определённая
иерархия нормативных правовых актов,
что сближает её с семьёй континентального
права.
IV. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО
ПРАВА
4.1 Особенности мусульманского
права
Мусульманское право - одна из самостоятельных
правовых систем современности, которая
является частью мировой правовой культуры.
В настоящее время в мире нет ни одной
исламской страны, правовая система которой
не испытывала бы влияния норм шариата
(определенным исключением является лишь
Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных
стран мусульманское право ныне не является
единственной системой действующих правовых
норм.
Мусульманское право возникло как часть
шариата. Шариат ("прямой путь") - это
совокупность обращенных к людям обязательных
к соблюдению норм и предписаний, установленных
Аллахом и переданных им через пророка
Мухаммеда. Нормы шариата регулируют вопросы
поведения мусульман в повседневной жизни
в их отношениях между собой и с властью.
В шариате религиозная идея очень тесно
взаимодействует с правовым началом.
Шариат как религиозная система законодательства
была создана ранними мусульманскими
учеными-правоведами постепенно на основе
главных источников ислама - Корана и Сунны.
Шариат явился результатом человеческой
интерпретации этих текстов и логических
построений, сделанных на их основе <10>.
Анализ входящих в состав шариата правил
поведения позволяет представить его
в качестве всеобъемлющей системы социально-нормативного
регулирования. Центральная идея шариата
заключается в строгом соблюдении установленных
Аллахом дозволений и запретов, которые
не могут быть нарушены ни властями при
принятии законов, ни людьми в их действиях.
Анализ положений Корана и Сунны позволяет
сделать выводы, что шариат призван служить
интересам человека и удовлетворять его
мирские потребности.
История мусульманского права начинается
с пророка Мухаммеда, жившего в 570 - 632 годах
на Аравийском полуострове, который адресовал
от имени Аллаха некоторые основные правила
поведения, содержащие разъяснения всего
сущего и руководство к пути праведному
для верующих. Другие юридически значимые
нормы сложились в результате жизнедеятельности,
поведения пророка Мухаммеда.
На дальнейшее развитие мусульманской
правовой системы существенное влияние
оказали мусульманские правоведы и кадии
(судьи). В VIII - X веках были разработаны
единые для всех мусульманских правовых
школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы
придали мусульманскому праву логическую
целостность и стройность, что значительно
повысило его регулятивный потенциал.
Юридическая доктрина и по настоящее время
продолжает оказывать определенное воздействие
на правовую систему стран исламского
мира.
Новый этап в развитии мусульманского
права связан с установлением законодательного
процесса. В XIX веке в странах с мусульманской
правовой системой активизировался процесс
становления законодательства и возросла
его роль в нормативном регулировании
общественных отношений. В настоящее время
в большинстве стран мусульманского мира
роль шариата минимизирована.
На современном этапе развития в странах
мусульманского мира активно идет процесс
заимствования норм других правовых систем,
особенно европейской правовой системы.
Это связано с тем обстоятельством, что
европейская цивилизация и культура оказывают
существенное влияние на многие мусульманские
страны. С принятием европейской модели
национального государства европейская
правовая система стала нормой и во внутреннем
законодательстве, и в международных отношениях,
а в компетенции шариата остались только
семейное право и система наследования.
В Турции, например, практически уже не
действуют нормы мусульманского права,
а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия
и других) мусульманское право сохранилось
в отдельных сферах социальных отношений.
В странах, где господствуют исламские
фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан,
Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское
право имеет большее влияние. Нормы мусульманского
права регулируют многие вопросы гражданского,
семейного, государственного, уголовного
и других отраслей права. Здесь наблюдается
своеобразный ренессанс мусульманско-правовой
культуры, возврат к традиционным исламским
ценностям.
Источники мусульманского права. В основу
мусульманского права легли:
- Коран;
- Сунна Пророка;
- иджма;
- кияс.
Основным источником мусульманского
права служит Коран (Священное Писание).
Коран является для мусульман высшим законом.
Коран - последнее по времени Божественное
Откровение, ниспосланное пророку Мухаммеду
в VII веке н.э. и адресованное всему человечеству.
В Коране каждому человеку, независимо
от вероисповедания, даются надежные ориентиры
к праведному пути в жизни. Коран - важнейший
памятник мировой культуры. Он состоит
из 114 сур (сура - глава), а каждая сура разделяется
на стихи (айаты). Книга написана рифмованной
прозой, что делает ее приятной для чтения.
Коран - это не только духовная книга,
но и нравственно-юридический кодекс,
включающий вопросы религиозно-нравственного,
гражданского, уголовного и государственного
права. Однако нужно отметить, что в Коране
нет систематического изложения основных
начал права. Здесь различные положения
нравственного и юридического характера
имеют смешанное выражение. Систематизировать
различного рода постановления, выносимые
по разным частным случаям, - задача законоведа.