Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:04, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе системы правового поведения субъектов права, изучении сущности и видов правового поведения субъектов общественных правоотношений.
Во исполнение вышеназванной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы правомерного поведения и рассмотреть основные его виды;
- определить сущность правонарушения и проанализировать основные его признаки;
- установить юридический состав и рассмотреть основные виды правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
Глава 1: Понятие и виды правомерного поведения………………….. 5
Глава 2: Понятие и признаки правонарушения………………………. 12
Глава 3:Юридический состав и виды правонарушений…………….. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 31
Список используемой литературы……………………………………. 34
Приложение 1…………………………………………………............... 35
Приложение 2………………………………………
Атрибутами субъективной стороны правонарушения могут быть мотив и цель его совершения, т.е. те побудительные моменты, которые толкают лицо на путь противоправных деяний (например, корысть, личная заинтересованность, хулиганские побуждения и т.д.).25
В зависимости от характера правонарушений и применяемых за их совершение мер государственного принуждения все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Отнесение того или иного деяния к преступлению или проступку во многом зависит от того, насколько большой вред усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения.
Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ. Деяние, не запрещенное Уголовным кодексом, преступлением не является.
При характеристике преступления на первый план выдвигается его материальный признак – общественная опасность. Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значимые общественные ценности: жизнь, здоровье граждан, конституционные права и свободы личности, экономическая основа общества и государства, государственная власть, правосудие и порядок государственного управления.
По степени общественной опасности все преступления подразделяются на четыре категории – небольшой тяжести, средней и особо тяжкие.
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:
а) Значимость регулируемого
правом общественного отношения, ставшего
объектом противоправного посягательства
Такие же сферы отношений, как трудовые, охрана природной среды, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие менее значимы, а потому посягательство на них признается законодательством не преступлением, а проступком.
б) Размер причиненного ущерба. Если он значителен, то деяние законодательством признается, как правило, преступлением, если нет – проступком.
Например, ст. 19.1 КоАП РФ26 признает самоуправство, есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права) административным проступком, если оно не причинило существенного вреда гражданам или юридическим лицам. В случае же причинения этим субъектам существенного вреда, то же деяние признается уголовным законом преступлением (ст. 330 УК РФ).
в) Способ, время и мотив совершения противоправного деяния. Неисполнение приказа военнослужащим, например, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 332 УК РФ). Нарушение правил рыболовства (в том числе и незаконная добыча рыбы) – это административный проступок (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ). Та же незаконная добыча рыбы, но совершенная в местах нереста или на миграционных путях к ним, с причинением крупного ущерба и т.д. уже квалифицируется по ст. 256 УК РФ как преступление.
Распространенность
г) Личность правонарушителя. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной, и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так, разовые уклонения родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, – это гражданско-правовые проступки. Злостное же уклонение родителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность (УК РФ ст. 157).27
За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовные наказания. Их перечень предусмотрен Уголовным кодексом РФ и является закрытым. Его изменение возможно только путем внесения изменений в сам Уголовный кодекс.
Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленном для того процессуальном порядке.
Все другие правонарушения,
не предусмотренные уголовным
В зависимости от сферы общественной жизни, в которой совершаются противоправные проступки, характера наносимого ими вреда и особенностей наказания за их совершение все проступки подразделяются на три вида - административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.
Административным проступком признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Административные правонарушения посягают на государственный и общественный порядок, собственность, окружающую природную среду, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Административные правонарушения по своему характеру менее опасны, чем преступления, поэтому за них назначаются менее суровые наказания. Примерами административных правонарушений являются мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, паспортного режима, нарушение сроков представления налоговой декларации, таможенных правил, правил пожарной безопасности.
Составы административных правонарушений могут быть установлены только законом - либо Кодексом РФ об административных правонарушениях, либо законами субъектов Федерации в пределах, определенных федеральным Кодексом.28
В определенных законом случаях дела об административном правонарушении рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Но основная масса дел об административных правонарушениях рассматривается специально уполномоченными на то органами (должностными лицами) исполнительной власти - органами внутренних дел, государственного пожарного надзора, таможенными органами, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, административными комиссиями при органах местного самоуправления.
Характерная особенность административных правонарушений заключается в том, что правонарушитель не состоит с органами или должностными лицами, принимающими решения о наложении административного наказания, в служебных или трудовых отношениях. Типичные взыскания – штраф, лишение водительских прав, арест на пятнадцать суток (за мелкое хулиганство), исправительные работы до двух месяцев, запрет на охоту и др.29
Если правонарушитель привлекается к ответственности органом (должностным лицом), которому он подчинен по службе, то значит, имеет место не административное правонарушение, а дисциплинарный проступок.
Дисциплинарный проступок - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых, служебных, воинских обязанностей, возложенных на него трудовым договором, дисциплинарным уставом, правилами внутреннего трудового распорядка.
Дисциплинарные проступки могут быть самыми разнообразными: опоздание на работу, прогул, невыполнение требований по охране труда, некачественное выполнение работ, невыполнение законного распоряжения руководителя и т.д. Исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков (в отличие от административных правонарушений и преступлений) законодатель не дает. Действующее трудовое законодательство не содержит и легального определения дисциплинарного проступка.
Совершение
дисциплинарного проступка
Гражданско-правовой
проступок (деликт) представляет собой
нарушение имущественных и
Процессуальные проступки – это, например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т.д. Санкция – принудительный привод по повестке к заинтересованному должностному лицу или органу.31
Субъектами гражданских правонарушений могут быть граждане и юридические лица. По общему правилу ответственность за гражданское правонарушение возникает при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Отступления от этого правила допускаются лишь в случаях, установленных законом. Так, обязанность возместить причиненный вред возлагается на владельца источника повышенной опасности независимо от вины причинителя. Он освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийное бедствие, военные действия) или умысла потерпевшего.
Наряду с общепринятой классификацией видов правонарушений специалисты отдельных отраслей права выделяют и ряд других правонарушений - издание незаконного акта, нарушения в конституционном праве (например, подтасовка выборов) и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как было выяснено в данной работе, правомерное поведение и правонарушение - это две стороны одного и того же социального явления: действия социально-регулятивной правовой системы.
Правомерное поведение является важным условием нормальной жизнедеятельности всего общества, обеспечивая организованность социальных отношений, их подчиненность правовому порядку. Неправомерное, противоправное поведение, напротив, нарушает предписания правовых норм и поэтому признается правонарушением.
Правовое государство в своей
По мере совершенствования человека, развития общественных отношений, улучшения материального и духовного благополучия людей, усиления их социальной защищенности, углубления политической зрелости объем неправомерного поведения сужается, создаются необходимые условия для снижения количественного и качественного уровня правонарушений в обществе.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что и правомерное поведение и правонарушение - правовые категории, которые широко освещаются в научной литературе. Однако необходимо заметить, что правомерному поведению уделяется внимания недостаточно, хотя роль правомерного поведения в обществе чрезвычайно высока. Именно правомерное поведение способствует упорядочению общественных отношений, необходимых для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается правопорядок. Будет неправильно говорить, что социальная роль правомерного поведения сводится к удовлетворению общественных нужд. Не следует забывать об интересах самих субъектов правовых действий. Неправильно также считать, что, говоря о правомерном поведении, мы имеем ввиду конкретного гражданина или коллектив. Это относится и к обществу и к государству - и то и другое должны поощрять и стимулировать правомерное поведение, пресекать деяния субъектов, препятствующих совершению правомерных действий.
Что касается правонарушений, то взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране, они отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признака. Но, однако, они имеют, общи черты в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность.
В российской науке, изучающей правовые явления в социально - историческом аспекте подчеркивается, что “преступность - это относительно массовое, исторически измененное, социальное, имеющее уголовно-правовой характер явление общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени”.32
В своей принципиальной основе это положение относится и к другим видам правонарушений.