Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, задачи, основные направления деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Любопытное объяснение этому факту дает профессор К. Ф. Гуценко. «Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие «правоохранительная деятельность» еще не «устоялось».

Вложенные файлы: 1 файл

7 вариант правоохр деятельность.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

Правоохрана представляет одну из главных объективно обусловленных функций государства, выступающего в роли субъекта управления, организующего жизнедеятельность общества, успешность которого возможна только в условиях обеспеченности должного правопорядка. С этих позиций правоохранительная деятельность государства, как субъекта управления представляет функцию социального управления.

Организация этой функции выполняется государством посредством создания правоохранительной системы, включающей соответствующие правоохранительные органы, одним из которых являются органы внутренних дел, а также обеспечением необходимых условий для деятельности общественных организаций и иных субъектов, включенных в правоохранительный процесс.

Эти органы именуются правоохранительными, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Эффективность организации правоохранительной деятельности определяется соответствием ее содержания своему объективному назначению, которое состоит в защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых обществом и государством материальных и духовных ценностей от противоправных посягательств и их предупреждении.

 

Список использованной литературы

 

Аврутин Ю.Е. Эффективность правоохранительной деятельности. СПб., 1998 г.

Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки. Учебное пособие / Под ред. В.К. Боброва. М., 1999 г.

Григонис Э. П. Правоохранительные органы: Учебник. СПб., 2002 г.

Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия. / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2001 г.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 2000 г.

Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. проф. К. Ф. Гуценко. М., 1995 г.

Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. — М., 2005 г.

 

 

 

Вопрос 2

Органы предварительного следствия: понятие, виды, компетенция

1 Понятие органов предварительного  следствия

Расследование в форме предварительного следствия проводится только в отношении тяжких или особо тяжких преступлений.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность, т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию следователями различной ведомственной принадлежности.

Следствие в уголовном процессе - собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие - собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие - самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела.

Предварительное следствие это выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание, предварительное следствие начинается после его окончания.

Как отмечено выше, среди государственных органов в настоящее время нет единого структурного образования, предназначенного для осуществления названного вида правоохранительной деятельности.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения (вопросы организации следственных подразделений в указанных ведомствах рассмотрены в соответствующих главах, посвященных этим правоохранительным органам). Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия.

В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.

2.2 Задачи органов предварительного  следствия

Задачи органов предварительного следствия производны от задач органов предварительного расследования и уголовного судопроизводства в целом. Ими являются:

быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;

способствование укреплению законности и правопорядка;

обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовного делу;

установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением ограниченного числа преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК (это преступления небольшой и средней тяжести побои, клевета, оскорбление и др.).

В ст. 151 УПК определяется подследственность.

Подследственность -- это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:

а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;

б) подследственность по видам преступлений;

в) территориальная подследственность (по месту совершения преступления);

г) персональная подследственность (по субъекту преступления).

виды органов предварительного следствия

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие создают следователи:

1. прокуратуры;

2. ФСБ;

3. следственных  подразделений при ОВД;

4. следователи Государственного  комитета по контролю за оборотом наркотических средств (далее госнаркоконтроль).

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

- Следственного  комитета МВД РФ, который осуществляет  контрольно-методическое руководство  нижестоящими подразделениями и  расследование уголовных дел  о преступлениях особой важности;

- следственных  управлений (отделов) МВД республик  в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей  и других субъектов РФ, которые  осуществляют те же функции, что  и Следственный комитет МВД  РФ, но только на определенной  территории;

- следственных  отделов (отделений) районных, городских  отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

В компетенции следователей ОВД наибольшее число предусмотренных УК преступлений -- против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах (кражи, грабежи, разбои и т.д.), общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. к компетенции следователей ОВД отнесены и налоговые преступления, ранее расследовавшиеся следователями упраздненной Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Этим же Законом (ст. 47) к компетенции следователей органов Госнаркоконтроля России отнесено расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

- Главное следственное  управление Генеральной прокуратуры  РФ, которое возглавляет работу  по руководству следствием в  органах прокуратуры, расследует  дела о преступлениях особой  важности;

- следственные  управления (отделы) прокуратур субъектов  РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное  управление, но на определенной  территории;

- следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.

Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:

- Следственное  управление Федеральной службы  безопасности РФ;

- следственные  управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах  безопасности;

- следственные  управления (отделы) органов безопасности  в Вооруженных Силах РФ, пограничных  и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

- Главное следственное  управление Федеральной службы  налоговой полиции РФ, которое  осуществляет организационно-методические  функции в отношении нижестоящих  подразделений, а также расследование  особо сложных и важных дел;

- следственные  управления (отделы) органов налоговой  полиции субъектов Российской  Федерации.

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие "начальник следственного отдела" распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

компетенция

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК (ст.38).

Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий, кроме случаев, когда закон требует получения судебного решения и (или) санкции прокурора (например, прекращение уголовных дел по некоторым основаниям, арест обвиняемого, освобождение его под залог, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователь обязан:

полно, всесторонне, объективно расследовать дело, принятое к производству; установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого), собрать и проверить с этой целью все необходимые доказательства;

установить и привлечь в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступления, установить невиновность и реабилитировать лиц, неосновательно подозревавшихся в совершении преступления;

принять меры к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению (ч.2 ст. 158 УПК).

Указанные обязанности следователя корреспондируются с его правомочиями по:

вызову и обеспечению явкой свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей, обвиняемых (подозреваемых);

Информация о работе Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, задачи, основные направления деятельности