Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение категории правопорядка, рассмотрение его сущности, особенностей, принципов.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. дать понятие правопорядка;
2. рассмотреть особенности и принципы правопорядка;
3. раскрыть сущность правопорядка;
4. соотнести понятие правопорядка с категорией законности и общественным порядком.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «правовой порядок» возникло еще в античную эпоху и свидетельствует о том, что оно является отражением реального состояния, а его «фундаментом» является не законность вообще, а право, его принципы и принципы правовой законности.1
Правопорядок – одна из значимых составляющих функционирования правового, демократического государства.
Правопорядок можно
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»2. Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»3.4
Правопорядок, таким образом,
можно рассматривать как
Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.
Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения в сфере правопорядка.
Предметом исследования является понятие правопорядка, его сущность и социальное назначение.
Цель курсовой работы – изучение категории правопорядка, рассмотрение его сущности, особенностей, принципов.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. дать понятие правопорядка;
2. рассмотреть особенности и принципы правопорядка;
3. раскрыть сущность
4. соотнести понятие правопорядка с категорией законности и общественным порядком.
Актуальность курсовой работы. Для демократического правового государства правопорядок должен подняться на более высокий, качественно новый уровень. Актуальность исследования проблемы правопорядка в современных условиях обуславливается еще и тем, что его состояние на современном этапе оставляет желать лучшего. Несовершенство действующего законодательства усугубляется многочисленными фактами его неисполнения. Вот почему в нынешних условиях необходимы глубокие исследования проблемы правопорядка, работа по его совершенствованию, по наведению порядка в обществе, формированию правового государства, анализ тех отличительных черт правопорядка, которые присущи ему именно в правовом государстве, их влияние на его формирование. Изучение категории правопорядок, соотношение его с другими правовыми явлениями , позволяет выделить основные направления и меры по охране правопорядка, что немаловажно для государства.
В самой общей характеристике определяет правопорядок В. С. Нерсесянц: «Правовой порядок (правопорядок) – это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции»5. Более конкретный перечень признаков правопорядка называет в своей дефиниции В. В. Борисов: «Правовой порядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права»6.
В процессе написания работы были использованы труды известных теоретиков права С. С. Алексеева, В. В. Лазарева, В. Д. Марченко и др.
ГЛАВА 1. ПРАВОПОРЯДОК, КАК ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1.Понятие правопорядка, общая характеристика
Правовой порядок – сложная социально-правовая категория, в которой тесно переплетаются мотивы правового и неправового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.
В юридической литературе по-разному понимают и определяют правопорядок. Говорят о системе правовых отношений, охраняемых государством; о результате законности, соблюдения прав, свобод и обязанностей граждан; о режиме, подчиненности субъектов правовым предписаниям; о формах реализации права и воплощении законности в реальных отношениях; о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на праве и т.д.7
В юридической науке порядок выступает в виде одной из важнейших правовых категорий, исследованию которой посвящен ряд работ по теории права. Несмотря на разнообразие даваемых в них определений правопорядка, можно выделить несколько основных подходов к данному понятию.
1. Правопорядок как состояние упорядоченности, урегулированности общественных отношений нормами .
2. Правопорядок как система общественных отношений, урегулированных правом.
3. Правопорядок как реализация норм права, право в действии.
4. Правопорядок как совокупность правоотношений.8
Правовой порядок подлежит анализу как целостное и комплексное образование. Здесь наблюдаются различные уровни упорядоченности. Части и целое имеют свои характерные особенности. Далеко не все сферы социальной жизни, входящие в правопорядок или активно влияющие на него, регламентированы нормативными актами. В правопорядке довольно много общесоциальных тенденций, характеристик, которые не имеют юридического содержания, но без которых он невозможен. Это такие категории, как справедливость, нравственность, демократизм, соответствие требованиям социальной нормативности и т.п.
В правовом порядке все юридические явления (правосознание, принципы, законы, правореализация и пр.), их взаимосвязи с другими общесоциальными требованиями (порядочностью, справедливостью, нравственностью, гуманизмом и пр.) трансформируются в поведенческом взаимодействии людей, придавая им более высокие качественные характеристики и определяя новое состояние и свойство общественного бытия.
Таким образом, правовой порядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.
Правовой порядок – это основанное на принципах права и правовой законности своевременное, стабильное, системное, точное упорядочение всех общественных отношений, нуждающихся в юридической защите.9
Правовой порядок имеет место
тогда, когда: а) все общественные отношения,
нуждающиеся в юридической
Правопорядок – важнейший
Правопорядок есть сложная система со множеством взаимодействующих элементов, совокупностью отношений между ними и их свойствами, имеющими статическую и динамическую характеристики.
В структуре правового порядка выделяются следующие элементы:
1. Закрепленная юридическими нормами правовая структура общества, куда включаются государство, его органы, предприятия, организации и учреждения; негосударственные образования и общественные объединения, граждане. Четко определяется их атрибутивный элемент:
компетенция, полномочия, функциональная нагрузка, соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства и сферы возможных взаимодействий. Все это оформляется правовым статусом участников правопорядка: конституцией, законами, уставами, договорами.
Правовая структура закрепляет законами фактическую конституцию, т. е. строение общества. Здесь имеют место различные социальные группы, организации, учреждения, объединения людей. Одни из них получают организованное оформление, другие – аморфны и неорганизованны.
Первые объединения – прочны и устойчивы, они признаны субъектами права, вторые – носят признак временности, изменчивости и выступают как участники правопорядка. Поэтому к участнику правопорядка должны быть предъявлены определенные требования: ими могут быть только признанные субъекты права; акт признания должен иметь официальное оформление в конституционных законах; каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом.
Закон признает субъектами права не только реальных участников правопорядка, но и всех возможных: гражданина, который только завтра родится; организацию, которую собираются создать и которая будет отнесена к категории юридического лица. Это одно обстоятельство. Другое состоит в том, что участниками правового порядка иногда выступают люди и организации, не оформленные в качестве субъекта права. Реальная жизнь богаче, чем правовые нормы, поэтому следует анализировать и фактических участников правопорядка.
Четкая и строгая
К сожалению, далеко не каждый элемент структуры имеет четкую правовую определенность. Но все они включены в систему правовых связей с различными функциональными нагрузками. И если некоторые из них не нуждаются в жесткой правовой стабильности (различные компании, советы, союзы), то всем необходима твердая правовая основа для их деятельности.
Как уже отмечалось, в органической системе правовых связей не должно быть пробелов в функциональных взаимодействиях, да и нельзя создавать временные структуры (комиссии, советы и пр.), подменяющие основные функции государственных органов и учреждений. Это дезорганизует порядок и выступает мощным дестабилизирующим фактором.
В целях создания прочной правовой основы каждого элемента правопорядка государственная власть (законодатель) обязана:
- определить перечень участников правопорядка, их строгое соподчинение, субординацию по юрисдикции и функциям, по правам и обязанностям, правовым свойствам и состояниям во всех сферах их взаимодействия;
- указать на их связи и отношения, которые подвергаются правовой регламентации, и установить процедуру их осуществления;
- избрать правовые методы, средства и формы их регулирования, определить нормативность всех сторон в правопорядке, выявить их характеристики.
Участники правопорядка признаются в
качестве таковых государственной
властью. Ведущее звено – законодатель
– находится в иерархической
взаимосвязи со всеми компонентами
правопорядка, способствуя их правовому
оформлению. Правовой статус участников
закрепляет их свойства и состояния
(в том числе
2. Правовые отношения и связи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения. В динамический аспект взаимодействия элементов структуры и их свойств включаются реализо-ванность прав и обязанностей, свободы и ответственности личности, гарантированность, фактическая и правовая обоснованность поступков и действий субъектов, индивидуализированность и определенность отношений и связей, их законность и справедливость.
Все отмеченные гарантии получают свое
оформление и выражение в нормах
процессуального
Структурные отношения – это
связи между участниками