Правопорядок: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение категории правопорядка, рассмотрение его сущности, особенностей, принципов.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. дать понятие правопорядка;
2. рассмотреть особенности и принципы правопорядка;
3. раскрыть сущность правопорядка;
4. соотнести понятие правопорядка с категорией законности и общественным порядком.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правопорядок 1.docx

— 66.63 Кб (Скачать файл)

Право реализуется в жизни не как конгломерат юридических  норм, а как взаимосвязанная совокупность, упорядоченная система институтов, отраслей, принципов права. Реальные отношения обусловливают систему  права. Совокупность правовых отношений  подлежит анализу в двух аспектах:

- статическом и пространственном как система отношений и их взаимодействий;

- в динамическом и временном как предопределенная последовательность, очередность, упорядоченность их возникновения, развития.

Эти взаимосвязи также распределяются и по горизонтали, и по вертикали. Статические и пространственные характеристики как бы раскрывают сиюминутное состояние отношений и связей в определенных масштабных границах, это – «фотография» правопорядка.

Динамические и временные параметры  показывают, что отношения и связи  – не застывшая категория, а находится  в развитии и имеет временное  пределы. Они постоянно изменяются, возникают и прекращаются, уступая место новым. Необходимым условием развития является последовательность, очередность, этапность. Каждый элемент имеет свои параметры. Несмотря на разнохарактерность названных элементов, они сводятся в единую целостную систему с определенными свойствами. Например, законодательный порядок, порядок выборов, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, трудоустройства и т.п. Во всех этих юридических процессах просматриваются субъекты и отношения, их свойства, а также процедура, движение и развитие.

3. Атрибутивные элементы правопорядка проявляются во многом, но прежде всего в упорядоченности элементов структуры. Здесь регулируется все: участники и их отношения, связи и свойства; методы воздействия на отношения и поведение людей, процедуры и процессы возникновения и развития элементов. Вводится многогранная и разносторонняя правовая регламентация. Очень часто атрибутивные элементы закрепляются в правовых актах, которые называются распорядком, регламентом, процессом, протоколом и т.п. Такая многосторонняя урегулированность ведет к устойчивости и стабильности, что характеризует правопорядок как монолитное образование.

Реальная жизнь и социальные отношения находят свое отражение  в системе права, оформленных  институтах, подотраслях и отраслях права. Они состоят из образцов – правовых нормативов, которые, реализуясь, упорядочивают реальные процессы. Правовая нормативность активно воздействует на социальную нормативность определенных жизненных сфер, создавая своеобразный распорядок, который в свою очередь влияет на процессы возникновения, изменения и прекращения отношений субъектов, свойств, определяет четкую программу развития, решения жизненных ситуаций, разрешения конфликтов, использования правовых методов, восстановление нарушенного права. Например, правила внутреннего распорядка, трудовой распорядок, регламент работы парламента, судебный порядок, расписание движения транспорта и т.д. Все это – разные уровни правовой упорядоченности.

Акты, регламентирующие процессы и  развитие, различны по своему содержанию и форме. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными  на постоянное или длительное действие и кратковременными, разовыми. Это  – законы и нормативные акты отраслевого  процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п. Их можно систематизировать  и классифицировать, но они все  имеют юридическую форму, высокую  степень формализованное™, нормативность  регулирования, иерархическую соподчиненность, обладают юридической силой, отвечают требованиям законности и обоснованности.

Функции правопорядка характеризуют  роль правопорядка в правовой системе  общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные  элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений.

В.В. Борисов называет три  группы функций11.

Первую группу образуют функции, связанные с взаимодействием  с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние  экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие  государственные связи и отношения.

Вторую группу образуют функции  упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической  подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и  процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д. От этой функции зависят целостность  и организованность функционирования сложного механизма правопорядка, его  элементов и в конечном итоге - качественная определенность правопорядка.

Третью группу функций  составляют сохранение и совершенствование  правопорядка. Эта деятельность направлена на "себя" и позволяет сохранить  качественную определенность системы  собственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздействуют на него, и  средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование  действующего законодательства, нормативной  основы деятельности разнообразных  органов, а также правоохранительной деятельности и т.д.

 

1.2. Принципы, особенности и признаки  правового порядка

Правопорядок не должное  или возможное, а фактическое  состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной  долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.

Алексеев С.С. выделяет следующие  принципы правопорядка12:

1.Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

2.Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.    

3.Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

4.Государственная гарантированностъ. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

5.Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

6.Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.13

В учебнике под редакцией  М. Н. Марченко выделяется девять принципов: 1) конституционность; 2) законность; 3) целостность и структурность; 4) субординация и соподчинение, корреляционные связи; 5) упорядоченность и нормативность; 6) справедливость и нравственность;

7) гарантированность; 8) простота, оптимальность и универсальность; 9) подконтрольность.14

Особенности правопорядка как системы общественных отношений состоят в том, что он поддерживается на основе постоянной реализации правовых норм, обеспечивается и защищается государством, является итогом законности, создает условия для организации и самоорганизации общества. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. 15

Основные признаки правопорядка: 1) закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества; 2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений; 3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности; 4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав; 5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; 6) требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение; 7) устанавливает строгую общественную дисциплину; 8) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия; 9) создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы; 10) обеспечивается всеми государственными мерами, вплоть до принуждения.

 

ГЛАВА 2. СВЯЗЬ ПРАВОПОРЯДКА С ДРУГИМИ ПРАВОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ

 

2.1.Соотношение правопорядка с  общественным порядком

Следует различать понятия правовой порядок и общественный порядок. Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).16

Под общественным порядком понимается обусловленная закономерностями социального  развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.17

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют  между собой и находятся под  его защитой. Общественный правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми  мерами. Другие элементы общественного  порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции. В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.18

Общественный порядок  призван обеспечить социальный мир  и справедливость, защиту всех слоев  общества, гарантировать социально-экономические  и духовные условия, обеспечивающие человеку достойное существование, гуманизацию жизнедеятельности общества.

Правопорядок составляет часть общественного порядка, они  взаимообусловлены, тесно связаны  и опираются на закономерности общественного  развития. Но между ними есть и различия:

1) они не совпадают  по своему генезису, происхождению,  эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;

2) у них разная нормативная  основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;

4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.19

Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.

Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного  порядка, большую роль играют уровень  правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей  культуры, отношение к ценностям  общества, нравственное сознание и  другие условия. Вопросы укрепления правопорядка и общественного порядка  должны решаться в комплексе, так  как без общественного порядка  не будет и правопорядка, а без  стабильного, прочного правопорядка невозможно установить общественный порядок.

Информация о работе Правопорядок: понятие и сущность