Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:09, курсовая работа
С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм все более концентрируется в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц. Поэтому правотворчество в отечественной юридической науке чаще всего понимается как деятельность органов государства, направленная на создание правовых норм.
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества в Узбекистане.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1Понятие правотворчества…………………………………………..…….5
2 Виды правотворчества…………………………………………..……....10
3 Принципы правотворчества……………………………………..………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..30
Министерства, государственные комитеты, ведомства являются центральными органами государственного управления. Их полномочия в области руководства порученными им сферами управления, в том числе осуществляемые в форме издания нормативных актов, определены законами, указами Президента и Правительства. Чаще всего министерства издают нормативные акты в форме инструкций, а государственные комитеты – постановлений.
В соответствии с законами органы местного самоуправления обеспечивают путем издания нормативных актов самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения.
Особым
видом правотворческих
Референдум как вид правотворчества. Согласно ст. 9 Конституции Уз носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и непосредственно. Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и референдум, в ходе которого устанавливаются правовые нормы.
В отличие от всенародных обсуждений законопроектов, которые широко практиковались в СССР и которые могут носить только рекомендательный характер, в Узбекистане допускается проведение лишь референдума. По Закону от 18 ноября 1991 г. «О референдуме Республики Узбекистан» решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Уз. Аналогичное правило действует согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Республики Узбекистан» и в отношении решений, принятых на местном референдуме.
Опыт проведения референдумов в нашей стране и за рубежом выявил не только их достоинства, но и недостатки. Главный из них – узкая запрограммированность возможных ответов. Участник референдума может либо согласиться с предложенным на его рассмотрение решением, ответив «да», либо отклонить его, сказав «нет». Гражданин не может в ходе референдума предложить иное представляющееся ему оптимальным решение либо обусловить свой ответ какими-либо оговорками. Между тем именно активности в выражении своих потребностей, интересов и оригинальных точек зрения на проблему ждет законодатель от населения в ходе всенародного обсуждения. В этом и состоит главная общественная ценность последнего.
Еще один
недостаток института референдума
состоит в том, что достоверность
различных референдумов не может
быть одинаковой. Она достаточно высока
в случаях, когда гражданам предлагается
выразить свое суждение по одному конкретному
вопросу (либо выбрать один из нескольких
ответов), например, нужно ли отменить
полностью смертную казнь либо не
стоит и т.п. Значительно ниже
достоверность референдумов, когда
опрос населения проводится по абстрактным
политическим либо организационным
вопросам, например, о компетенции
того или иного государственного
органа и т.п. Кроме того, проводимые
за рубежом социологические
Помочь гражданину заранее определить приоритет своих интересов, а законодателю – выявить истинное мнение народа способна комбинация референдумов и всенародных обсуждений, проводимых по одним и тем же вопросам.
Заключение соглашений, содержащих нормы права. В советский период активно практиковалось издание совместных нормативных правовых актов государственными органами и общественными объединениями. Ныне на место совместных актов пришло заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания. Такого рода соглашения чаще всего заключаются для регулирования трудовых отношений. Наиболее характерный пример – коллективные договоры, которые могут быть заключены между работодателем и работниками для регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений на предприятиях, в учреждениях, организациях. Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.1
По содержанию издаваемые органами правотворчества нормативные правовые акты подразделяются, прежде всего, на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Все остальные действующие в стране нормативные правовые акты являются подзаконными. Подзаконный нормативный правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.
Законы подразделяются на конституционные и законы субъектов Уз. В свою очередь особое место занимают конституционные законы и законы о поправках в Конституцию Уз. И те и другие принимаются в особом порядке. Конституцией Уз провозглашено, что конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Уз.
Верховенство
законов – одно из необходимых
условий существования
Особым видом правотворчества является систематизация нормативных правовых актов, т.е. приведение их в упорядоченную совокупность, систему. Необходимость в проведении такого рода работ обусловлена как множественностью актов, издающихся правотворческими органами, так и быстрыми изменениями, которым в современных условиях подвержена система законодательства.
Основными видами систематизации являются: учет нормативных правовых актов, их инкорпорация, консолидация и кодификация. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Учет нормативных правовых актов осуществляется как на бумажных (карточки), так и на машиночитаемых носителях.
Систематизация нормативных правовых актов в форме инкорпорации выражается в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов. Такие собрания могут быть официальными, официозными и неофициальными. Собрание признается официальным, если правотворческий орган сам подготовил и издал, либо утвердил собрание, подготовленное другим органом. Разновидностью систематического официального собрания законодательства является свод законов – инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти. Официозным считаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, например министерством юстиции, но издаются без его официального одобрения. Неофициальные сборники издаются по собственной инициативе издательствами и научными учреждениями.
Консолидацией называется такой вид систематизации, когда множество нормативных актов сводится в один укрупненный акт, полностью заменяющий вошедшие в него акты.
В отличие от консолидации кодификация предполагает коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ законодательства, кодекса, устава, положения и т.д.). Кодификация осуществляется только в официальном порядке уполномоченными на то государственными органами. В СССР процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере начинался обычно с принятия такого вида кодификационного акта, как Основы законодательства. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.1
В Узбекистан Основы как вид кодификационного акта сохранились по вопросам, отнесенным к совместному ведению Республики и ее субъектов (культура, нотариат, здравоохранение и др.).
Кодекс – кодификационный сводный крупный акт, детально регулирующий определенную область (сферу) общественных отношений. В виде общего правила нормы кодекса достаточно детально регулируют соответствующие отношения, что делает подчас излишним их конкретизацию в других законах и подзаконных актах.
К числу
кодификационных актов
3 Принципы правотворчества
Правотворческий
процесс основывается на определенных
принципах – основополагающих идеях,
реализация которых обеспечивает его
качество и эффективность. Основными
принципами правотворчества в нашем
государстве выступают
Принцип
законности выражается в том, что
все действия субъектов правотворчества
по подготовке, принятию и опубликованию
нормативно-правовых актов должны основываться
на законах и, прежде всего на Конституции.
Разработка и принятие нормативно-правовых
актов должны происходить с соблюдением
правовой процедуры и не выходить
за пределы компетенции
Законность
правотворчества проявляется
Научный
характер правотворчества должен учитываться
на всех этапах подготовки юридических
актов от разработки концепции законопроекта,
выяснения потребности в
Требование научности к правотворчеству особенно возрастает в наши дни, когда перспективы развития рыночных, национальных государственных, социально-бытовых отношений четко не определены и в правовом урегулировании их приходится идти на ощупь.
Значительно повысило бы научный характер правотворчества и планирование законодательной работы. Не может быть научно обоснованным и продуманным законодательный акт, решение, о принятии которого созрело скоропалительно, например, при утверждении повестки работы представительного органа.
Связь с
правоприменительной практикой. Именно
правоприменительная практика дает
возможность судить о качестве и
эффективности принятых нормативно-правовых
актов, информирует о необходимости
их изменения или отмены. Законодатель
должен постоянно отслеживать
Принцип
демократизма проявляется в демократической
процедуре разработки и принятия
акта самим представительным органом,
а так же в широком привлечении
граждан к правотворческой
Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума была принята Конституция Республики Узбекистан.
Принцип
использования правового опыта.
Всякий вновь разрабатываемый
В последнее
время отечественный
В отдельные
периоды развития того или другого
государства имели место