Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:50, контрольная работа
Правотворчество - одно из важнейших направлений государственной деятельности. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.
Введение
Правотворчество - одно из важнейших
направлений государственной
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.
Правотворчество основывается
на определенных принципах, к числу
которых можно отнести
Основными проблемами правотворчества в Российской Федерации являются: многообразии подходов к пониманию правотворчества, упорядочение и нормативное урегулирование правотворчества, эффективность правотворчества.
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующей общественные отношения. Правотворчество - это специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Правотворчество осуществляется на основе следующих принципов: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность и скрупулезность подготовки проектов, техническое совершенство принимаемых актов.
Необходимо различать
Основными факторами, определяющими формирование права, являются материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства (экономические факторы). Под политическими факторами понимают влияние на формирование права политической обстановки в стране, характера взаимоотношений различных слоев общества и групп населения, уровня активности политических партий, движений и общественных объединений. Принципиальное значение при создании новых юридических норм имеет степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод (социальные факторы). Велика роль национальных факторов, под которыми понимаются взаимоотношения, формы сотрудничества между нациями и народностями. Международное положение государства, уровень взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество (внешнеполитические факторы). Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства (идеологические факторы) также имеют существенное воздействие на формирование права. Под организационно-волевыми факторами понимают юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты.
Критериями
выделения видов
1)
субъекты правотворчества, т.е.
2)
процедуры принятия
3)
формы нормативных правовых
По названным основаниям выделяют следующие виды правотворчества:
Рассмотрим особенности
Законотворчество
– это процесс создания законов.
Существует несколько видов
а) принятие закона Российской Федерации;
б) принятие федерального конституционного закона;
в) принятие федерального закона;
г) принятие закона субъекта Российской Федерации.
Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий.
Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации также осуществляется правотворчество данного вида. Подзаконное правотворчество не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласований. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласований, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.
Президент России на основе Конституции и законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению федерации. Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления.
Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента и Правительства. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы и инструкции, а государственные комитеты как коллегиальные органы - постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.
В
пределах своих полномочий издают нормативные
акты органы законодательной и
Основы
правотворчества органов
Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Непосредственное
правотворчество граждан
Прямое
правотворчество граждан
а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;
б)
в референдуме участвуют
в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
г)
подготовка и проведение референдума
возлагаются на государственные
органы, избирательные комиссии или
комиссии референдума, чьи права
и обязанности подчинены
На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.
Договорное правотворчество - это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида - согласование интересов сторон, добровольность.
Примером
нормативного договора является также
Федеративный договор, явившийся правовой
базой для создания Российской Федерации
на новой основе. Он содержит нормы
о распределении компенсации
между государственными образованиями
Российской Федерации, о предметах
исключительного ведения
Федеральный
закон «О принципах и порядке
разграничения предметов
Примером нормативного договора является коллективный договор. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года «О коллективных договорах и соглашениях», коллективный договор - это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем и работниками. Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, вневедомственной принадлежности и численности работников.
Локальное
правотворчество - это создание актов
различных коллективов, организаций,
регулирующих их деятельность, внутреннюю
организацию, права и обязанности
членов этих сообществ. Примерами могут
быть положение о премировании, правила
внутреннего трудового
Процесс
создания нормативного акта складывается
из отдельных стадий его подготовки,
рассмотрения, утверждения и обнародования
(оглашения). Характерными чертами такого
процесса в России являются дальнейшее
укрепление демократических основ
создания правовых норм, гласности
и профессионализма, учет общественного
мнения, повышение внимания к качеству
и теоретической обоснованности
принимаемых законодательных
Первый этап правотворчества - предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта). Этот этап начинается с принятия решения о подготовке проекта и находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения Правительству РФ либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента РФ, Правительства Российской Федерации, других органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы.
Вторая
стадия законодательного процесса - предварительные
работы, предшествующие составлению
текста проекта. До начала подготовки
проекта важно выявить
Проекты
нормативных актов готовятся
как с целью решения новых
вопросов, возникших на практике и
требующих правового
На
данном этапе осуществляется сбор информации
о действующем законодательстве
по теме проекта, анализируется его
состояние, практика применения. Разработка
проектов без увязки с действующими
актами усугубляет и без того уже
довольно разбалансированную и внутреннюю
противоречивость законодательства. Вот
почему по каждому проекту перед
началом его разработки целесообразно
подготовить справку о
Анализ
состояния законодательства по вопросам,
относящимся к теме проекта, помогает
ответить на вопрос, можно ли ограничиться
внесением изменений и
На
начальной стадии работы над проектом
вырабатываются основные положения
будущего акта, которые должны обеспечить
решение поставленных задач, достижение
требуемых результатов, а также
устранение недостатков действующего
по данному вопросу
Следующая стадия - подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.
В
подготовке проектов обязательно участие
юридических подразделений
Все законопроекты обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии.
Подготовленные проекты подвергаются всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе. Такая экспертиза должна способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.
Информация о работе Правотворчество и процесс образования права