Правотворчество и процесс образования права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Правотворчество - одно из важнейших направлений государственной деятельности. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

Важнейшие проекты могут  быть вынесены на всенародное обсуждение. Повысить действенность всенародных  обсуждений могла бы, в частности, публикация в печати не только самого проекта, но и комментариев к нему, интервью по наиболее актуальным и  острым вопросам, затрагиваемым в  проекте. Очень важно обеспечить максимальный учет предложений, высказываемых  в ходе обсуждения. Должен быть отлажен  механизм учета и анализа поступающих  предложений.

После проработки замечаний и предложений  проект окончательно отрабатывается и  редактируется.

Затем наступает второй этап правотворческой  процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и  осуществляется самим правотворческим  органом.

Второй  этап – это возведение государственной  воли в закон, то есть придание ей формы. Этот этап начинается с внесения проекта  в официальном порядке в законодательный  орган. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган  страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные  органы, организации и лица, обычно предусмотренные в конституции. Так, например, в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Правительство  РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд  РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и  Верховный Суд РФ по вопросам их ведения.

Проект  закона представляется вместе с объяснительной запиской, содержащей обоснование необходимости  его принятия, развернутую характеристику целей, задач и основных положений  будущего закона и его места в  системе действующего законодательства, а также ожидаемых последствий  его применения. При представлении  проекта, реализация которого потребует  дополнительных материальных и иных затрат, прилагается финансово-экономическое  обоснование. Прилагается справка  о том, изменения, дополнения или  отмены каких актов потребует  принятие нового закона.

Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному правотворческому органу, - включение проекта в повестку дня заседания. Затем идет обсуждение и официальное принятие проекта.

Рассмотрение  законопроектов осуществляется, как  правило, в трех чтениях, если законодательным  органом, применительно к конкретному  проекту, не будет принято иное решение. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более  детально, внимательно и всесторонне  рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

При первом чтении законопроекта заслушиваются  доклад инициатора законопроекта и  содоклад ответственного комитета. Затем  депутаты обсуждают основные положения  законопроекта и высказывают  предложения и замечания в  форме поправок, рассматривают предложения  об опубликовании при необходимости  законопроекта для всенародного обсуждения. В случае принятия закона в первом чтении обычно устанавливается  срок его подготовки ко второму чтению.

Рассмотрение  внесенных поправок к проекту  и подготовка его ко второму чтению осуществляется ответственным комитетом  или другим органом, которому поручена доработка проекта.

При втором чтении с докладом выступает  председатель или заместитель ответственного комитета. Он сообщает о поступивших  поправках, высказывает отношение комитета к поправкам. Обсуждение проводится постатейно, по разделам и в целом.

В результате второго чтения законодательный  орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.

На  голосование ставятся отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Статья (раздел или глава) принимается  за основу, затем на голосование  ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то вначале обсуждаются  и голосуются те из них, принятие или  отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.

Когда обсуждены все поправки, статья (раздел или глава) утверждается в целом  с принятыми поправками. Затем  проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов четко устанавливается регламентами законодательного органа.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрена  процедура третьего чтения. В соответствии с Регламентом Государственной  Думы, принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет  Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений  статей и редакционной правки ввиду  изменения текста законопроекта  при втором чтении. При третьем  чтении законопроекта не допускается  внесение в него поправок и возвращение  к его обсуждению в целом либо по отдельным статям, главам, разделам. Проект может быть принят только целиком.

В Регламенте Государственной Думы предусмотрен порядок повторного рассмотрения федеральных  законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены  Президентом Российской Федерации.

В принятии закона в Федеральном Собрании Российской Федерации участвует  также и вторая палата – Совет  Федерации. Для некоторых законов  ее участие является обязательным (например, о ратификации и денонсации международных  договоров), а для остальных –  факультативное. Так, если Совет Федерации  в течение 14 дней не принял закон  к рассмотрению, это расценивается  как молчаливое согласие и закон  передается на подпись Президенту Российской Федерации.

Официальное опубликование принятого закона - заключительная стадия законодательного процесса. Опубликование осуществляется в специальных органах. Так, например, федеральные конституционные и  федеральные законы публикуются  в Собрании законодательства Российской Федерации, Российской газете и Парламентской  газете.

Опубликование является условием действия законов (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими  органами бюллетенях (если таковые  имеются), а также в официальном  порядке рассылаются в подчиненные  органы, учреждения, организации. Акты местных органов самоуправления публикуются в соответствующих  бюллетенях, а также развешиваются  на видных местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
            Процесс правоустановления - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов, объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и  реализации законов; попытка проделать  эту работу была сделана в данном дипломном исследовании. Подытожив  все изложенное, хочу выделить ряд  насущных проблем современного законотворчества.

Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется  особый механизм, который начинает действовать на организационном  этапе. Только так государство может  воздействовать на государственный  механизм и общество в целом с  целью установления отношений, предписанных законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Кожевников С.Н. Проблемы теории права. Право: понятие, сущность, система, правотворчество  и правовое регулирование: Курс лекций. Часть 1. Нижний Новгород: Нижегор. печатник, 2004. С. 34.
  2. Кискин Е.В. Принципы-императивы и принципы-стандарты в правотворческой практике // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В.Н. Карташов. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2008. Вып. 8. Ч. 2. С. 21.
  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 95.
  4. Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2005. N 7. С. 14-25.
  5. Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N 1. С. 13-22.
  6. Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Ноябрь. С. 10-25.
  7. Рыбаков О.Ю. Формы реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. N 2. С. 6-15.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 16.10.95. № 42. Ст. 3921

 


Информация о работе Правотворчество и процесс образования права