Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Новые знания о происхождении права как общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III-II тыс. до н.э., имеющей своей глобальной целью обеспечение нового социально-хозяйственного, духовною и даже бытового уклада и способа существования человечества, объективно предписывают теории права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования

Содержание

Введение….…………………………………………………………………...… 3

Понятие, классификация и основные черты социальных норм…….… 5
Система нормативного регулирования……………………………….…9
Соотношение права и морали……………………………………………….. .13
Нормы права в системе социальных норм……………………………….. 21
Нормы общественных организаций и их соотношение с нормами права …….………………………..……..……………………………..23
Обычаи. Соотношение обычаев и норм права……………......…… 25
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

гос-во и право.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, нормативное  регулирование рассчитано на множество  однотипных жизненных ситуаций. Нормативное  регулирование отражает типичное в  общественных отношениях, оно не учитывает  особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписания норм дополняются индивидуальным регулированием.

Так как традиционно  выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное), то мы для полноты картины рассмотрим и индивидуальное регулирование.

Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Характеристики казуального регулирования следующие:

Во-первых, казуальное регулирование относится к конкретному  лицу или группе поименованных лиц, т.е. характеризуется персонифицированностью адресата.

Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации.

В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое  применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут  возникнуть в будущем. Казуальное регулирование  призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все то случайное и особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования.

Примат нормативного регулирования  над казуальным очевиден. Благодаря  появлению норм как средств управления общество избавляется от необходимости  регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. Оно получает возможность, прогнозируя типические ситуации путем практического применения норм или образцов поведения, обеспечивать необходимую социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность.

Появление нормативного регулирования – это первый и  один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального  регулирования, знаменующий своего рода качественный скачок в его развитии. По словам Ф. Энгельса, уже на "весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня вдень акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена4.

При помощи общих правил оказывается возможный достигнуть единого, непрерывно действующего порядка  в общественных отношениях. Обеспечивается подчинение поведения людей общим  условиям, продиктованным требованиями экономики, всей социальной жизни. Резко сужаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования – упрочение способа производства, приобретение им, как подчеркивал К. Маркс, общественной устойчивости и независимости от простого случая или произвола.

Весьма существенно, что нормативное регулирование  затрагивает область общественного  сознания, связывается с ним с  существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе – это  масштаб, критерий оценки будущих форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде5.

Важнейшим признаком нормативного регулирования является его системность.

Система нормативного регулирования - это совокупность социальных и технических норм, при помощи которых оказывается целенаправленное упорядочивающее воздействие на общественные отношения.

Нормативная система - это  не простая механическая сумма отдельных  видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в  этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество, отличное от простой совокупности, признаков, свойственных различным видам нормативного регулирования. Общественные отношения подвергаются воздействию ряда социальных норм. В каждом конкретном случае между нормам складывается определенная субординация. Такая иерархическая связь отдельных норм разных видов отражает системный, целостный характер нормативного регулирования.

Разумеется, нужно видеть минусы, свойственные и нормативному регулированию. Само по себе оно не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем, – учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. Этим и объясняется остро ощущающаяся в ходе общественно-исторического развития потребность дополнить нормативное регулирование, в том числе правовое, индивидуальным. Но все это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе.

 

Соотношение права  и морали

 

Важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности и занимающие особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, являются  право и мораль.

История развития цивилизации свидетельствует, что  право и мораль как составные части культуры общества всегда выступают в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.

Каково же соотношение норм права и норм морали? Под нормой права понимается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняемое государством.

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать  общественные отношения, обеспечивая  реализацию позитивных интересов субъектов. При этом правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности6. Между тем практически бесспорно, что в основе механизма правового регулирования лежит правовая норма.

На первой стадии формулируется общее правило  поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права  и требующих их справедливого  упорядочения. Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права7.

Мораль –  важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она  представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся  жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Соотношение права и морали издавна занимали умы многих мыслителей, данная тема была объектом многочисленных философских, правовых, социологических исследований 

В этой  связи  интересно  рассмотреть политико -  правовое учение  И.А. Ильина.

Рассматривая  проблемы соотношения права и  морали, И.А. Ильин различал нормы морали и нормы права. Последние устанавливаются не внутренним авторитетом, а внешним: они основываются не на божественной воле и не на голосе совести, а на предписании, которое создается людьми и связывает как их самих, так и других членов общества. Право основывается на том, что в обществе есть единая власть, устанавливающая правила поведения и контролирующая их исполнение. Это означает следующее: правовая норма предписывает людям заданное поведение независимо от их согласия. Следовательно, заключает И.А. Ильин, право может предписывать только внешнее поведение.

Согласно воззрениям И.А. Ильина, нормы морали отличаются от норм права:

во-первых, по авторитету (в  морали - внутренний авторитет: голос  совести; в праве - внешний авторитет).

Во-вторых, по порядку, в котором правило устанавливается (в морали - самостоятельное восприятие голоса совести, у каждого особое; в праве - последовательное прохождение правил через все установленные этапы, в котором участвуют многие люди).

В-третьих, по тому, кто получает предписание (в морали - добровольное признание требований совести; в праве - всякий член общества независимо от его согласия или признания).

В-четвертых, по тому поведению, которое предписывается в норме (в морали - внутреннее поведение, выражающееся и во внешних поступках; в праве - внешнее поведение, которое может, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния).

В-пятых, по санкции (в морали - укор совести и чувство вины; в праве - угроза неприятными последствиями  и внешние принудительные меры).8

Несмотря на различия, которые  И.А. Ильин выявляет между правом и моралью, он вместе с тем отмечал  и их связь. И.А. Ильин указывал, что  несмотря на отличия, существующие между  нормами права и морали, между  ними не должна порываться живая связь, для поддержания которой большое значение имеет требование справедливости, так как справедливое право верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей, учитывая первое, но отправляясь всегда от последнего. Право, не выходя из своих пределов, должно согласовываться по существу с требованиями морали и является для нее подготовительной ступенью и поддержкой; мораль же, со своей стороны, придает правовым требованиям то глубокое значение и ту обязательную силу, которая присуща ее нормам. Право есть своего рода опора для свободной деятельности людей, оно не должно переходить свою границу и вторгаться в сферу свободных отношений.

Состояние, когда право  согласуется с требованиями морали и является для нее поддержкой, а мораль, со своей стороны, служа для права высшим мерилом и руководителем, придает правовым велениям глубокое значение и обязательную силу, И.А. Ильин называет правильным отношением между правом и моралью9.

Взаимодействие права  и морали в обществе – сложный, многогранный процесс. Активно влияя  на мораль, право способствует более  глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль – дополняющие  друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Юристы по роду своей  деятельности изучают, толкуют, применяют  прежде всего правовые нормы. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Наиболее характерной  чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия  на общество. В процессе совместного  регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику.

Характерной чертой права  должна быть его моральная обоснованность, ибо сохранение нравственных отношений  есть не только право законодателя, но и его обязанность.

В чем же конкретно проявляется  возрастание морального фактора? Во- первых, в содержании права, во вновь создаваемых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значение морали при применении правовых норм: каналы усиления ее влияния – повышение культурного уровня работников правоприменительных органов, рост их профессионального мастерства, накопление опыта реализации моральных требований.

Право и мораль имеют как общие черты, так и особенности. Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

- право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

- право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

- у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

- право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

- право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

- право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права – «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил». Таково же в сущности и назначение морали. Ведь право – возведенная в закон нравственность.

Информация о работе Право в системе нормативного регулирования общественных отношений