Право в системе социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Социальное регулирование, индивидуальное регулирование, нормативное регулирование, метод правового регулирования, механизм правового регулирования, предмет правового регулирования, система нормативного регулирования, социальная норма, мораль, норма права, корпоративная норма.
Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.

Содержание

Введение 4
Понятие и система индивидуального и нормативного регулирования. 6
1.1 Социальное регулирование 6
1.2 Индивидуальное и нормативное регулирование 7
Социальные нормы: понятие, признаки, виды, функции. 10
2.1 Понятие и признаки социальных норм 10
2.2 Виды социальных норм 12
2.3 Функции социальных норм 15
Соотношение права и морали, права и других социальных норм. 17
3.1 Формы взаимодействия права и других социальных норм 17
3.2 Соотношение норм права и норм морали 20
3.3 Соотношение норм права и корпоративных норм 24
3.4 Соотношение норм права и обычаев 25
3.5 Соотношение норм права и религиозных норм 29
Заключение 32
Библиографический список 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ(ОКОНЧ.ВАРИАНТ).doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

В художественной литературе мы находим примеры свободной и в то же время четкой, слаженной организации коллектива людей на основе моральных стимулов, положительных нравственных качеств членов, организации, объединения. Известен уклад жизни у телемитов по произведению Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Устав членов Телемской обители "состоял только из одного правила: Делай что хочешь. Ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью”.

         В то же время необходимо  отметить, что всякого рода корпорации, объединения, учреждения, действующие  на основе Устава, Положення, входять в единое правовое пространство государства, на их деятельность, деятельность членов, участников полностью распространяются требования соблюдения законности и правопорядка.10

3.4 Соотношение  норм права и обычаев 

Исторически первыми  социальными нормами были нормы обычаев.     Обычай является одной из древнейших  форм  регуляции поведения людей. Вместе  с  развитием  общества  изменяется  система  обычаев,  одни   обычаи прекращают свою  жизнь,  претерпевают  изменения  другие,  появляются  новые обычаи,   отражающие   потребности   и   интересы   людей.   Признанные    и санкционированные  государством   обычаи   приобретают   значение   правовых обычаев, являются формой (источником) права,  составным  элементом  правовой системы государства.11

    В обществе неразрывность с  поведенческой  и  деятельностной  практикой обуславливает наличие  исключительного  многообразия  обычаев.  Свои  обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи  и  в зависимости   от   регионов,  поскольку    отображает    все    своеобразие жизнедеятельности  людей,  определяемое   спецификой   жизни   в   различных условиях.  Поведенческий  образец  как  таковой  еще  не  является  правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного  или нескольких вариантов образцов в соответствии со своими  интересами,  целями.

Поведенческий образец  становится нормой обычая только тогда,  когда  в  силу длительного следования он становится  поведенческим  стереотипом,  привычкой людей. Таким образом содержание нормы обычая — это сам образец поведения,  а формой его фиксации является привычка. Отсюда следует и специфика  регуляции норм обычаев: они предполагают не согласование, а воспроизводство  поведения в его устоявшейся форме.  Существование  обычая  в  виде  привычки  означает также   отсутствие   особых   механизмов   его    обеспечения,    отсутствия необходимости в  определенном  принуждении,  поскольку  следование  привычке обеспечено самим фактом ее существования.

    Нормы обычаев —  это  правила  поведения,  сложившиеся  в  определенной общественной среде и в   результате   многократного  повторения  вошедшие  в привычку людей. Особенность этих норм  поведения  состоит  в  том,  что  они исполняются в силу привычки,  ставшей  естественной  жизненной  потребностью человека.12 Обычай в своей  основе  представляет  образец  поведения  людей. «Поступай так же, как поступают другие» — основное правило нормы обычая.

Итак, можно сказать, что  обычай — это привычная норма  поведения. В более широком  значении  к  обычным  нормам  относят  также  и  нормы традиций. Нормы традиции —  это  исторически  сложившиеся,  передающиеся  из поколения в поколение, сохраняющиеся в  определенном  сообществе  в  течение длительного времени обобщенные правила поведения.

По сравнению с  обычаями  традиции  представляют  собой  более  широкие образования. В качестве традиций  передаются  определенные  идеи,  ценности, социальные установления. Основой жизненности  обычаев  и  традиций  является преемственность в общественном развитии, бережное  отношение  к  социальному опыту, культурному наследию. Обычаи и традиции проявляются  прежде  всего  в обрядах и ритуалах, в бытовых и семейных отношениях. Но они имеют место и  в других сферах общественной жизни, в том числе и государственной жизни.  К обычаям и традициям в определенной степени можно отнести ритуалы  приведения к присяге глав государств, судей конституционного суда и т. д.

Обычаи, имеющие нравственный  характер,  именуются  нравами.  В  нравах находит  выражение  психология  социальной  группы,   жителей   определенной местности: «Что город, то норов; что деревня, то  обычай»[8].  В  социологии нравы толкуются  в  более  широком  смысле,  —  как  форма  существования  и функционирования  социальных  норм.  Под  нравами   социальными   понимаются социально  предписанные  стереотипы  поведения  большой  массы  людей.   Они "обосновываются обыденным сознанием не  столько представлениями о должном (т. е. нравственностью),  сколько представлениями о "естественных",  само собою разумеющихся способах поведения", "так поступают все".

При  определенных  условиях  обычай  становится  нормой  права.  Обычаи являются  одним  из  первоисточников  права.  В  период  становления  первых цивилизаций,  образования  древних  государств   некоторым   обычаям   стали придавать  общеобязательное  значение, облеченные   в   письменную   форму. Определенным образом систематизированные своды обычаев  возводились  в  ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи, «Русская  правда»  и  т.д.). Нормативные системы  современных  обществ  такого  перехода  обычаев  в юридические нормы уже почти не  знают.  Хотя  при  определенных  условиях  и возможно,  что  обычаи  также   признаются   источником   права   (например, гражданское  право  России  признает  обычай  делового  оборота  —   правило поведения,  сложившееся  и   широко   применяемое   в   какой-либо   области предпринимательской деятельности). Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается  преимущественно  как  «отношение»   юридических   норм    к существующим в обществе обычаев. Такое отношение сводится  к  трем  основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают  обычаи,  полезные  с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы  могут служить вытеснению вредных   с  точки  зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы  безразличны к действующим обычаям.  Таких  обычаев большинство и связаны они  главным  образом  с  межличностными  отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права  и обычая  надо  отличать  правовой  обычай  как источник (форму) права. При взаимодействии права и  обычая  самая  обычная  норма  юридического значения не  имеет,  а  значимы  действия,  совершенные  при  реализации  ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно  обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими  словами,  в  этом случае  обычай  приобретает  юридический   статус  без   его   текстуальной формулировки в правовом документе.13

 

3.5 Соотношение норм права и религиозных норм 

Значительную и важную группу  социальных  норм  составляют  религиозные нормы.

Религиозные  нормы  —  это   правила   и   установленные   регулирующие взаимодействия  людей  с  Богом  (нормы  культовой  деятельности),  а  также взаимоотношения   людей   и   структурных   подразделений   в    религиозных организациях.

По сферам деятельности и отношений, на которые воздействуют религиозные нормы, можно выделить их следующие виды:

    1)  Морально-нравственные  установления,   религиозные   заповеди.   По содержанию они принципиально не отличаются от других моральных норм,  но  их содержание связано с верой в Бога.

2) Культовые нормы  —  нормы  регулирующие  взаимоотношения  человека  с Богом  в  процессе  совершения  обрядовых  действий.  Совершение  культового обрядового действия жестко регламентировано этими нормами.

3) Организационно-функциональные  нормы  регулируют  институциональные отношения: внутриобщинные и межобщинные, внутрицерковные и  межцерковные,  а также межконфессиональные. Сюда  относятся  нормы,  регулирующие  отношения, которые возникают в процессе деятельности в самих  религиозных  организациях между   гражданами   определенного   вероисповедания,    между    верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных  объединений,  между священнослужителями   различных   рангов,   между   руководящими    органами организаций и  их  структурными  подразделениями.  Эти  нормы  содержатся  в различного рода уставах и положениях о  конфессиональных  организациях.  Они определяют структуру этих организаций, порядок выборов  руководящих  органов организации, регламентируют их права и обязанности и т. д.

Свод  религиозных  канонов  (предписаний,  правил)  представляет  собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов  развития человечества.  В  античном  мире  религия,  мораль,  политика   были   тесно взаимосвязаны.  Мировые  религии:  иудаизм,  христианство,  буддизм,   ислам оказали большое влияние не только на духовную, нравственную жизнь  общества, но и  на  развитие  правовых  систем.  Одной  из  основных  правовых  систем современности  является  мусульманское  право.14  Эта   система   правовых предписаний, основывающаяся на Коране, указывает мусульманину вытекающий  из религии ислама  "путь  следования".  Шариат  —  совокупность  религиозных  и юридических норм мусульманского феодального права создан в странах  Востока. Источниками   шариата   являются   Коран,   Сунна,    иджма    (высказывания проповедников мусульманской религии), кияс (толкование Корана и Сунны).

В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с  собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие  нормы. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития,  требования  содержатся, например, в Библии в заповедях Моисею, в Нагорной  проповеди.  В  "Моисеевых законах" установлена необходимость трудиться в течение шести  дней  и  отдых на  седьмой,  требование  почитать  детьми  своих   родителей,   запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть. Закономерно встает  вопрос:  является  ли  каноническое  право  правом? Многие исследователи считают, что  в  какой-то  степени  и  на  каком-то этапе развития  канонического  права  оно  действительно  формировалось  как право, потому что религиозные  нормы,  регулирующие  деятельность  церкви  и верующих,  санкционируются  государством  и  обеспечиваются  государственным принуждением. Со времени  признания  христианства  государственной  религией Римской империи постановления  вселенских  соборов  официально  утверждались римскими императорами. И именно в силу  этого  утверждения  они  приобретали характер  правовых  актов.  Помимо  этого императоры  издавали  специальные церковные  законы,  которые  вошли  в  каноническое  право.   В   частности, несколько титулов кодекса  Юстиниана  содержат  в  себе  нормы,  посвященные церкви.

Важным   источником   католического   канонического   права    являются капитулярии франкских королей — постановления, принятые  собранием  духовных и светских баронов, получивших королевское утверждение.  Особое  значение  в формировании  канонического  права  католицизма  принадлежит  конкордатам  — договорам между государствами и римским  папой,  регулирующим  широкий  круг вопросов,   связанных   с   церковью   государственными   отношениями.    На формирование  канонического  права  Русской  православной   церкви,   помимо решений первых семи Вселенских соборов, решающую роль оказал  «Свод законов Российской империи». В последующие  годы  вплоть  до  Февральской  революции формирующее и фиксирующее каноническое право  оставалось  правом,  поскольку церковь была не отделена от государства.  После  акта  отделения  церкви  от государства, принятого сначала Временным правительством, а затем  и  Советом народных комиссаров, каноническое право  перестало  быть  правом,  поскольку вся  внутренняя  жизнь  церкви,  как  и  других   религиозных   объединения, регулируется нормами, не санкционированными государством и не  обеспеченными государственным принуждением. Каноническое  право  в  таком  случае  следует рассматривать как свод корпоративных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На любом этапе своего развития общество не может обходиться без особого социального механизма, регулирующего общественные отношения и поведение людей, поддерживающего общественную дисциплину, способствуя развитию как общества в целом, так и его элементов.

Таким механизмом можно  назвать социальное регулирование, которое в зависимости от объекта воздействия может быть индивидуальным (применительным к частным случаям) и нормативным (охватывающим сходные случаи и оценивающим их по заданным стандартам).

Очевидно превосходство  нормативного регулирования над индивидуальным. Обществу нет необходимости регулировать сходные случаи поведения только в индивидуальном порядке. Путем прогноза типичных ситуаций и применения определенных норм поведения общество обеспечивает социальную направленность, сохраняет их организованность.

Социальные нормы –  правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми. Они возникают в процессе исторического  развития и функционирования определенного  общества, соответствуют уровню его  культуры и характеру его организации.

Существуют различные  классификации социальных норм (по способу формирования, по механизму  действия и др.). Все классификации  социальных норм пересекаются друг с  другом и охарактеризовать отдельную  группу социальных норм можно лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Таким образом,  особое  место  в  формировании  общественных  отношений принадлежит всей системе  нормативного  регулирования.  Ибо  отдельные  нормы выступают  важнейшими  социальными  регуляторами,  включенными   в   систему общественных  отношений,  целенаправленно  воздействуют  не  только  на   их развитие, но и преобразование.

 

Социальная норма – не просто абстрактное правило  желаемого  поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически  утвердилось в жизни, на практике. В этом случае  действительные  поступки  и  становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только  «должное»,  но и «сущее».

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования. Соотношение права и других социальных норм определяется их единством, различием и взаимодействием, а также зависит от их содержания.

Взаимодействие права и других социальных норм – обоюдный процесс. В процессе взаимодействия нормы права и другие социальные нормы могут поддерживать, вытеснять или заменять друг друга. При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако не все социальные нормы можно вытеснить с помощью правовых норм. Оптимальным вариантом является их взаимодополняемость.

Информация о работе Право в системе социальных норм