Право и религия. Мусульманская правовая религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект и предмет исследования
Объектом исследования настоящей курсовой работы является право и религия, а также мусульманская правовая религия. Предмет исследования: влияние права и религии на общественные отношения; особенности возникновения и развития мусульманской правовой религии.
Основная цель курсовой работы: раскрыть содержание и сущность права и религии, определить взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия; раскрыть содержание и сущность мусульманской правовой религии, выявить ее особенности и показать отличие от других правовых систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ПРАВО И РЕЛИГИЯ……………………..…………………………6
§1.1 Понятие, функции и сущность права………………………………..6
§1.2 Роль и значение религии в развитии государственно – правовых отношений…………………………………………………………………………9
ГЛАВА II МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ РЕЛИГИЯ………………..13
§2.1 Происхождение и особенности мусульманской правовой системы…………………………………………………………………………...13
§2.2 Источники и структура мусульманского права……………………17
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (май 2011).doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по учебной  дисциплине

 

 

«Теория государства и права»

 

 

на тему: «Право и религия. Мусульманская правовая религия»

 

 

 

 

 

Студентка I курса

заочного отделения,

группа ЮзМ – 138

Любимова Зоя Степановна

Сдал: ____________________ 2010 г.                           

                                                                                                                  Преподаватель

                                                                                 Тимофеев Борис Афанасьевич

                                      (дата, подпись)                                                                                                                            

Принял: _________________ 2010 г.             

                                             (дата, подпись)

 

 

 

 

 

Миасс 2011

              

 

               ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I ПРАВО И РЕЛИГИЯ……………………..…………………………6

§1.1 Понятие, функции и сущность права………………………………..6 

§1.2 Роль и значение религии в развитии государственно – правовых отношений…………………………………………………………………………9

 

ГЛАВА II МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ РЕЛИГИЯ………………..13

§2.1 Происхождение и особенности мусульманской правовой системы…………………………………………………………………………...13

§2.2 Источники и структура мусульманского права……………………17

 

Заключение……………………………………………………………………....22

Список использованных источников………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взаимоотношения религиозных  институтов и политических структур на протяжении времени приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется "шариатом" (в переводе - "путь следования"). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества1.

Актуальность

Правовые и религиозные  нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - "не убий" и "не укради". При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

 Что касается мусульманской религии, то, по мнению автора курсовой работы, в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и  немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Мусульманское право не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без мусульманского права, и именно это единство заставляет миллионы людей-мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные принципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама2.

Объект и  предмет исследования

Объектом исследования настоящей курсовой работы является право и религия, а также мусульманская правовая религия. Предмет исследования: влияние права и религии на общественные отношения; особенности возникновения и развития мусульманской правовой религии.

Цель исследования

Основная  цель курсовой работы: раскрыть содержание и сущность права и религии, определить взаимосвязь между ними, оценить  их  воздействие  на  общественные  явления, степень эффективности этого воздействия; раскрыть содержание и сущность мусульманской правовой религии, выявить ее особенности и показать отличие от других правовых систем.

Методы исследования

Методами исследования настоящей курсовой работы являются изучение и анализ литературы, вложений такими учеными юристами, как В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, Алексеева С.С. и др., которые достаточно долгое время изучают эту проблему. Помимо перечисленных ученых-юристов, автор исследования будет использовать методы, изложенные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения3. Исследователь использует следующие методы:

  1. Сравнительный метод – сравнение взаимодействия права и религии в различных правовых системах.
  2. Исторический метод – изучение права и религии в процессе исторического развития государственно-правовых явлений.
  3. Изучение и анализ научной литературы.

Выше перечислены основные методы, которыми автор исследования будет руководствоваться на протяжении всей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ПРАВО И РЕЛИГИЯ

§ 1.1 Понятие, функции и сущность права

Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.

Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие значения этого слова:

1) в смысле обычных  прав - свободы или возможности  поведения, основанной на обычаях,  т.е. нормах, вошедших в привычку;

2) в смысле моральных  прав - свободы или возможности  поведения, основанной на принципах добра и справедливости;

3) в смысле корпоративных  прав - свободы или возможности  поведения, основанной на уставных  и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий;

4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения,  называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных  источниках.

Но и в юридическом  смысле "право" имеет два значения:

1. субъективное юридическое  право - свобода и возможность  субъекта, конкретного лица, на юридически  обеспеченное поведение ;

2. объективное право  - здесь термин "право" близок  к терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право)4.

В каждом политически  организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

Права, относящиеся к  естественным, существуют независимо от того, закреплены они где – либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:

- создается людьми, общественными образованиями, - законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности.

- существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа  формирования и существования позитивного  права: обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право - исторически  первая, наиболее тесно связанная  с самой жизнью форма позитивного  права.

Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу; может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право.

Право законодателя (право  закона) - формирование позитивного  права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных5.

Сущность права заключается  в регулировании общественных отношений  в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.

Основные функции права  в соответствии с его предназначением  таковы:

1) регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов;

2) охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Таким образом, право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Наиболее общими признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность  - нормы права распространяют  свое действие на территорию всей страны, на все население.

2. Выражение норм в  законах и иных признаваемых  государством источниках - юридические  нормы, это строгая внешняя  реальность, независимая от усмотрения  отдельных лиц.

3. Действие через дозволение  через субъективные права - признак, который раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм, действующих в обществе.

4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о  том, что общие правила, которые  признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти6.

Вывод: право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

 

 

§ 1.2 Роль и значение религии в развитии государственно – правовых отношений

Современная религия  чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени  и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев). Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов.

В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются  обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб7.

Информация о работе Право и религия. Мусульманская правовая религия