Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа
Объект и предмет исследования
Объектом исследования настоящей курсовой работы является право и религия, а также мусульманская правовая религия. Предмет исследования: влияние права и религии на общественные отношения; особенности возникновения и развития мусульманской правовой религии.
Основная цель курсовой работы: раскрыть содержание и сущность права и религии, определить взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия; раскрыть содержание и сущность мусульманской правовой религии, выявить ее особенности и показать отличие от других правовых систем.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ПРАВО И РЕЛИГИЯ……………………..…………………………6
§1.1 Понятие, функции и сущность права………………………………..6
§1.2 Роль и значение религии в развитии государственно – правовых отношений…………………………………………………………………………9
ГЛАВА II МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ РЕЛИГИЯ………………..13
§2.1 Происхождение и особенности мусульманской правовой системы…………………………………………………………………………...13
§2.2 Источники и структура мусульманского права……………………17
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………...24
Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е. преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Этот источник складывался на протяжении нескольких веков (с VII по IX), причем достоверный характер многих хадисов не.вызывает сомнений, хотя есть и предания скорее гипотетического плана. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.
Третьим источником мусульманского права является иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение.
Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В западных правовых системах подобное решение не считается самостоятельным источником. Оно лишь обеспечивает «работу» механизма нормативного или прецедентного регулирования. В исламских же странах решение по аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник права14.
К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.
Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды истории, например в VIII- X вв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.
Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.
Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).
Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы – принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).
Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений. Можно, однако, выдвинуть гипотезу о том, что в определенных обстоятельствах ограниченное влияние могло быть, что элементы талмудистского права, канонического права восточной церкви и персидского права вошли в мусульманское право в эпоху его формирования, даже если допустить, что это влияние осуществлено для очень немногих случаев и что предстоит еще установить уровень распространения этого влияния. Корни мусульманского законодательства и судебной практики ставят перед историком многочисленные и очень интересные проблемы15.
Вывод: основанное на Коране мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому или иному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением.
Мусульманская правовая культура со всем многообразием своих предписаний, имеет значительное влияние на правовые системы различных стран, например, на романо-германскую правовую систему, где ее влияние выражается в попытках адаптировать институт траста.
В англосаксонской
правовой семье успешно
Заключение
Взаимоотношения между
церковью и государством во многом
определяются уровнем социально-
В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа - от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.
В средние века ведущее положение во взаимодействии права и религии занимает религия, при капитализме — право.
В эксплуатируемом обществе право способствует религиозному одурманиванию трудящихся, закрепляя их экономическое бесправие; обеспечивает условия для укрепления влияния церкви на массы; подкрепляет предписания религии силой государственного принуждения.
Религия освящает санкционируемые правом социальные институты и само право. Право и религия согласованно регулируют общественные отношения в интересах эксплуатируемых классов. Хотя социалистическое право, например, которое, в отличие от всех предшествовавших правовых систем, выражает и охраняет интересы трудящихся, не нуждается в поддержке религии.
При помощи права ликвидируются старые отношения между церковью и государством, и устанавливаются качественно иные отношения16.
Мусульманское право представляет собой самостоятельную систему, достижения которой стали заметной частью мировой правовой культуры. По мнению известного специалиста в области мусульманского права Л.Р. Сюкияйнена, “учет отдельных норм и принципов, институтов мусульманского права и включение их в правовую систему европейского образца - вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации». Использование мусульманского права в принципе не исключается законодательством России. Речь идет главным образом о правах и свободах человека, провозглашенных Конституцией высшей ценностью, которую государство призвано признавать, соблюдать и защищать (ст. 2). Это, естественно, относится и к российским мусульманам.
Известно, что ислам в целом стоит на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать, разделяемые им ценности. Большинство из них созвучно современным правовым системам и не противоречит принципам российского права. Поэтому от признания достижений мусульманско-правовой культуры, включения некоторых из них в действующее законодательство выиграют не только мусульмане, но и иные конфессии, российское общество в целом. Трудно представить, чтобы в России эффективно действовал какой-либо крупный закон, если он не воспринимается всеми ведущими конфессиями с учетом их нравственно-правовых взглядов, в том числе мусульманами, ориентирующимися на высшие идеалы своей религии и принципы мусульманского права. Если наиболее влиятельные политические силы России в последнее время все настоятельнее подчеркивают необходимость общественного и гражданского согласия при разработке и принятии важнейших решений общегосударственного значения, в том числе и законодательных актов, то не менее актуально достижение и межконфессионального консенсуса по принципиальным направлениям правовой политики, которая должна ориентироваться на использование всего позитивного, что накоплено различными правовыми культурами, включая и исламскую17.
Список использованных источников
1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. – 560 с.
2. Бартольд В. В. Мусульманский мир. Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Т. VI. Работы по истории ислама и арабского халифата. М. 1966. – 487 с.
3. М.Н.Бессонов, Православие в наши дни, учебное пособие для ВУЗов. – М.: изд-во «Экзамен», 1990. – 620 с.
4. Давид Рене, Жоффре – Спинози Камилла. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998. – 448 с.
5. Основы государства и права: учебное пособие/Под общ. ред. С.А. Комарова.— М.: «Русское слово»; «Манускрипт», 1997. – 517 с.
6. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА· М, 1998. – 570 с.
7. Коран: пер. ак. Крачковского И. Ю. — М.: ИКПА, 1990. – 500 с.
8. Общая теория права: учебник / А.С. Пичелкин. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Эксмо, 1995. – 480 с.
9. Селянин А.В. Теория государства и права, учебное пособие для ВУЗов. – М.: изд-во «Экзамен», 2006. – 660 с.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия/ Под ред. Т. Н. Радько.— М.: «ИНТЕРСТИЛЬ», 1998. – 553 с.
1 См.: Общая теория права: учебник / А.С. Пичелкин. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Эксмо, 1995 г. С. 117-118.
2 См.: Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998. С. 241.
3 См.: Селянин А.В. Теория государства и права, учебное пособие для ВУЗов. – М.: изд-во «Экзамен», 2006. С. 9.
4 См.: Основы государства и права: учебное пособие/Под общ. ред. С. А. Комарова.— М.: «Русское слово»; «Манускрипт», 1997. С. 279.
5 См.: Там же. С. 280.
6 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия/ Под ред. Т.Н. Радько.— М.: «ИНТЕРСТИЛЬ», 1998. С. 475.
7 См.: Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 268.
8 См.: Там же. С. 269.
9 См.: М.Н.Бессонов, Православие в наши дни, учебное пособие для ВУЗов. – М.: изд-во «Экзамен», 1990. С. 375.
10 См.: Там же. С. 377 – 378.
11 См.: Коран: пер. ак. Крачковского И. Ю. — М.: ИКПА, 1990. С. 3 – 4.
12 См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА· М, 1998. С. 524.
13 См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА· М, 1998. С. 525-527.
14 См.: Бартольд В. В. Мусульманский мир. Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Т. VI. Работы по истории ислама и арабского халифата. М. 1966. С. 218.
15 См.: Бартольд В. В. Мусульманский мир. Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Т. VI. Работы по истории ислама и арабского халифата. М. 1966. С. 219 – 220..
16
См.: http://www.ca-c.org/journal/
17 См.: Коран: пер. ак. Крачковского И. Ю. — М.: ИКПА, 1990. С. 35.
Информация о работе Право и религия. Мусульманская правовая религия