Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 01:48, курсовая работа
Традиционно учебник каждой академической дисциплины предваряется разделом, характеризующим предмет и методологию изучаемой науки. Содержащиеся в нем сведения чрезвычайно важны для уяснения места изучаемой дисциплины в общей системе научного знания, особенности ее метода, фундаментальной ценности и практической значимости научных выводов.
Введение
1. Понятия предмета и методологии теории государства и права
2. Дискуссия о предмете теории государства и права
3. Методы теории государства и права
4. Различные подходы к содержанию понятия «методология теории государства и права»
Заключение
16
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Предмет и методология теории государства и права
Подготовил: студент
Москва, 2010
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Понятия предмета и методологии теории государства и права
2. Дискуссия о предмете теории государства и права
3. Методы теории государства и права
4. Различные подходы к содержанию понятия «методология теории государства и права»
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
Традиционно учебник каждой академической дисциплины предваряется разделом, характеризующим предмет и методологию изучаемой науки. Содержащиеся в нем сведения чрезвычайно важны для уяснения места изучаемой дисциплины в общей системе научного знания, особенности ее метода, фундаментальной ценности и практической значимости научных выводов.
Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой, большинство формулируемых в ее рамках понятий и положений носит концептуальный, мировоззренческий характер. В недавнем времени под воздействием больших перемен, произошедших в нашем обществе, отечественные обществоведческие науки пережили период серьезной переоценки господствующих доктрин и концепций. Этими обстоятельствами, вероятно, объясняется большое разнообразие учебников и учебных курсов различных авторов и авторских коллективов по теории государства и права, предлагаемых студентам юридических факультетов.
В настоящей работе мы приведем краткий обзор раскрытия понятия предмета и методологии теории государства и права по материалам современных вузовских учебников различных авторов, при этом уделим особое внимание обнаруженным различиям в подходах.
Каждая наука и соответствующая ей академическая дисциплина характеризуется своим предметом и вытекающей из этого предмета совокупностью определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов и методов исследования, образующих методологию этой науки.
Наличие четко определенного предмета, отграниченного от сферы "приложения" других, смежных дисциплин, свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности и о потенциальной эффективности рассматриваемой отрасли знаний и академической дисциплины.[1]
Предмет теории государства и права следует отличать от более широкого понятия – объекта научного исследования. Объект исследования теории государства и права с очевидностью следует из ее названия, это государство и право – общественные институты, изучаемые в совокупности и во взаимосвязи, в их историческом развитии.
Исходя из того, что государство и право суть явления общественной жизни, теорию государства и права следует отнести к обществоведческим или гуманитарным наукам. Содержанием объекта исследования определяется также характеристика теории государства и права как юридической науки.
Однако, государство и право является объектом исследования и других наук, в частности, истории государства и права, философии, политологии, социологии, отраслевых юридических дисциплин. Каждая из них изучает государство и право под определенным углом зрения, определенную сторону, аспект этих общественных институтов.
В науковедении понятие «предмет науки», под которым понимается какая-то часть, сторона, свойства и отношения «объекта» познания, исследуемые данной наукой с определенной целью, в данных условиях и обстоятельствах, используется для разграничения областей научных знаний. Предмет каждой конкретной науки (научной дисциплины) определяется таким образом, чтобы он, в отличие от объекта, не совпадал с предметом никакой другой науки (научной дисциплины). Иными словами, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не должен совпадать с предметом другой; каждая конкретно взятая наука имеет свой, только ей одной присущий предмет.[2]
Таким образом, предметом теории государства и права являются основные, сущностные свойства права и государства, что отграничивает эту науку от историко-юридических наук, отраслевых юридических дисциплин, иных обществоведческих наук.
Как уже было сказано выше, предметом и объектом науки в значительной степени определяется ее методология: совокупность принципов, логических приемов, общенаучных, общетеоретических и специальных способов и методов исследования.
Определение предмета теории государства и права в научной и учебной литературе дается не одинаковое, причем дискуссия ведется не вокруг отдельных свойств и признаков этого предмета. Ставится вопрос о самом его содержании, в частности, об оправданности изучения институтов государства и права в совокупности и во взаимосвязи в рамках одной науки.
М.Н. Марченко указывает, что вопреки традиционно сложившемуся и полностью себя оправдавшему представлению о теории государства и права как о единой науке и учебной дисциплине высказываются, в частности, довольно субъективные мнения относительно необходимости ее деления на две самостоятельные отрасли знаний и учебные дисциплины - теорию государства со своим собственным предметом и теорию права; предлагается переименовать "теорию государства и права" в "теорию права и государства", подчеркнув тем самым приоритетную роль права над государством; высказываются суждения о целесообразности рассмотрения "теории государства и права" как составной части "особой науки - политологии" и введения самостоятельной дисциплины под названием "общая теория права", которая, исследуя общие закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую основу.[3]
Возражая далее против предлагаемых новаций, М.Н. Марченко утверждает, что очевидным является и то, что на первом плане в процессе познания государства и права должны находиться реальная действительность, объективные факторы. Это означает применительно к рассматриваемому случаю, что при решении вопроса о характере соотношения государства и права можно исходить не из умозрительных заключений, а из факта их объективной взаимосвязи и взаимодействия. Важно учитывать также, что государство и право не только возникают в силу одних и тех же социально-экономических условий, но в силу этих же причин они постоянно изменяются и развиваются.
Чрезвычайно важным является и то, что государство и право, будучи неразрывно связаны между собой и взаимодействуя друг с другом, выступают как относительно самостоятельные явления по отношению друг к другу, выполняют сходные экономические и социально-политические функции, постоянно оказывают активное воздействие друг на друга.
Государство в лице своих уполномоченных на то органов создает правовые нормы, охраняет их и гарантирует их соблюдение. Иными словами, государство оказывает прямое воздействие на право. В то же время право оказывает обратное воздействие на государство. Оно связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло, создает необходимые предпосылки для их эффективности.
Из всего этого следует, что государство и право не могут искусственно разделяться, а следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее познание их возможно лишь в рамках единой отрасли знаний и академической дисциплины - теории государства и права.[4]
С ним в этом вопросе солидарен коллектив авторов под руководством С.С. Алексеева. По их мнению, единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).
Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их понимание. Тем более недопустимо противопоставление государства и права друг другу.[5]
Иной позиции придерживается А.Б. Венгеров, указывая, что в последнее время по всему спектру общественных наук происходит дальнейшая дифференциация научного знания. Затронула эта тенденция и теорию государства и права. В рамках этой тенденции в относительно самостоятельные части выделились теория государства и теория права.
Предыдущий подход, при котором подчеркивалось, что право и по происхождению, и по функциям является порождением государства, его инструментом, не выдержал испытание временем, пришел в противоречие с новыми знаниями. Поэтому возникла необходимость рассматривать государство и право не только и их органической связи, но и как относительно самостоятельные социальные институты.[6]
Аналогичное суждение высказывает и Р.З. Лифшиц применительно к теории государства и права как учебной дисциплине:
В большинстве юридических (правовых) учебных заведений теория государства и права изучается как единая дисциплина. Вместе с тем теория права гораздо ближе к практической юриспруденции, чем теория государства. Теория права, в отличие от теории государства, типичная юридическая дисциплина. Не овладев теорией права, не овладев общими теоретическими подходами, нельзя стать квалифицированным юристом. Вот почему изучение юриспруденции начинается именно с теории права.[7]
Не следует считать, что истоки указанной дискуссии, выплеснувшейся на страницы вузовских учебников, находятся исключительно в плоскости методологии или, тем более, в плоскости методики преподавания соответствующей учебной дисциплины. Не будет преувеличением сказать, что указанное различие в подходах есть проявление процесса пересмотра доктрин и переоценки понятий, захлестнувшего отечественные обществоведческие науки в 80-90-е годы прошедшего века под воздействие фундаментальных перемен, произошедших в нашем обществе.
Нерсесянц В. С. в отношении дуализма объекта теории государства и права высказал следующее мнение:
Дуализм понятий (понятия права и понятия государства) здесь означал бы дуализм научных предметов, т.е. отрицание единой юридической науки о праве и государстве и признание под внешне и словесно единым названием по существу двух разных наук с двумя разными предметами: науки о праве, предмет которой – понятие права, и науки о государстве, предмет которой – понятие государства. Каждая из этих двух разных наук имела бы и свою собственную систему научных дисциплин: в рамках науки о праве были бы свои теория права, история права, отраслевые и специальные правовые дисциплины, а в науке о государстве соответственно свои теория государства, история государства, отраслевые и специальные дисциплины по проблематике государства.
Для снятия и преодоления названного дуализма понятий и достижения искомого единства предмета науки, абстрактно говоря, необходимо исходить или из понятия права, или из понятия государства. Одно из этих понятий, следовательно, должно быть логически первичным, базовым, определяющим, предметообразующим, а второе понятие – вторичным, обусловленным первым понятием.[8]
Таким образом, сама постановка вопроса о предмете науки государства и права провоцирует определиться в вопросе, что же первично, что является базовым понятием, государство или право? А этот вопрос имеет свою историю, и ответ на него дается диаметрально противоположный в разных доктринах правопонимания.
Упрощенно, доктрины, восходящие к естественно-правовой концепции, ставят на первое место право. В противоположность им легистский (позитивистский) подход предполагает первичность государства. Фактическое засилье второго подхода в отечественной обществоведческой науке советского периода предопределило нынешнее негативное к нему отношение и желание пересмотреть все основанные на нем концепции и подходы, что, разумеется, не во всех случаях оправдано.
Традиционным является определение методологии теории государства и права как совокупности принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.
Содержание этого определения наиболее последовательно раскрыто в учебнике, подготовленном авторским коллективом под редакцией М.Н.Марченко. [9]
К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), авторы относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.
Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.
Информация о работе Предмет и методология теории государства и права