Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа
ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.
Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.
ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.
Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.
Предмет ТГП составляют:
Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, приобретаются новые знания.
Все многообразие методов ТГП можно сгруппировать в определенную систему.
1) Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.
2) Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относятся анализ, синтез, системный и функциональный подход, метод социального эксперимента.
3) Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных технических, естественных, гуманитарных наук. К ним относятся социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на три большие группы:
технические (например, механика); естественные (например, физиология); гуманитарные (общественные).
Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. К ним, в частности, относятся:
Власть - это сознательное, целенаправленное руководство каким-либо социальным сообществом, основанное одновременно и на авторитете, и на насилии.
Институты власти в догосударственном обществе: Народное (общее) собрание; Лидер (старейшина, вождь); Совет старейшин; Военоначальник; Жрец (лицо, осущ-щее ритуальные услуги).
Особенности власти догос-ного общ-ва:
Главным источником социальных норм в догос.общ-ве являлся обычай– стихийно сложившиеся, многократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения, исполнение кот. обеспечивается силой общ-ного мнения.
Признаки соц.норм в первобытном общ-ве:
Государство – единая политическая организация общ-ва, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юр.обязательные веления, обладает спец.аппаратом управления и принуждения, а также суверенитетом.
Причины возникновения государства:
Экономические – переход от присваивающего хозяйства к переходящему; Социальная; Военная; Психологическая
Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую.
Теологическая теория происхождения гос-ва получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Объясняла возникновение гос-ва и права божественной волей, но не раскрывает путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости всеобщего подчинения гос.воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимость самого гос-ва от божеств.воли, которая проявляется через церковь и др. религиозные орг-ции. Соц.-эконом. и правовое неравенство людей предопределено той же божеств. волей, необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. +: поднимает престиж гос-ва, способствует утверждению в обществе порядка, духовности, согласия; -: вопрос ее истинности решается вместе с вопросом о сущ-ии Бога, Высшего разума, т.е это вопрос веры.
Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель. Смысл этой теории заключается в том, что гос-во возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой гос-ва – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Монарх не избирается, не назначается и не смещается подданными, т.к. они его дети. Из патриархальной теории возникает вывод о необходимости для всех людей подчиняться гос.власти. Всякое сопротивление власти не допустимо.+: способствует сплочению общества; уважению, подчинению гос.власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества, как членов семьи.
Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский.
Договорная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
Договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции.
Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.
Теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами.
Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвиным.
По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни. Подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
К представителям данной теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняли возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите и возникает власть государственная. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Государство - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Информация о работе Предмет и метод теории государства и права