- Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя
- Территория – пространство, в рамках кот. действует суверенная гос.власть. Гос.граница – плоскость, определяющая пределы действия гос.власти как суверенной. Структурные элементы территории гос-ва: сухопутная часть, водная, подземная территория, воздушная, иные объекты)
- Население – совокупность индивидов, объединенных территориально и гражданством (подданством), а также общностью языка, религий, традиций. Гражданство – устойчивое правоотношение между индивидом и гос-вом, включающее взаимные права, обязанности и ответственность.
- Гос.аппарат – органы управления и принуждения.
- Суверенитет включает 2 аспекта: внешний суверенитет – независимость гос-ва и международных отношений и внутренний суверенитет – верховенство гос.власти внутри страны.
- Денежная система
- Налоги
- Национальное законодательство – система установленных или санкционированных гос-вом общеобязательных, формально определенных правил общего хар-ра, соблюдение которых обеспечивается и гарантируется гос-вом.
- Гос.символика – включает официальное наименование гос-ва, столицу, флаг, герб, гимн, гос.язык, ритуалы, церемонии, награды.
- Особенности возникновения права
Право как социальный институт возникает
практически одновременно с государством,
ибо во многом они призваны обеспечивать
эффективность действия друг друга. Возникновение
права — весьма длительный процесс. Поначалу
зарождались элементы права, отдельные
правовые идеи и принципы, правовые нормы
и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь,
данные юридические фрагменты постепенно
«складывались» в единую и внутренне согласованную
правовую систему конкретного общества.
Право исторически возникло как классовое
явление и выражало, прежде всего, волю
и интересы экономически господствующих
классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно
посмотреть древнейшие правовые акты
рабовладельческой и феодальной эпох.
Если обычаи содержались в сознании и
поведении людей, то правовые нормы начали
оформляться письменно для всеобщего
сведения. Формальная определенность
права — его важнейший признак, без которого
права в принципе быть не может.
Право — более сложный регулятор, чем обычаи,
ибо кроме запретов в нем используются
и такие способы правового воздействия,
как дозволения и обязывания, создающие
широкие возможности для разноуровнего
упорядочения общественных отношений.
Возникновение права — следствие усложнения
социальных связей, обострения противоречий
в обществе, с регулированием которых
первобытные нормы справлялись всё меньше
и меньше.
- Общая хар-ка государственной власти как особой разновидности социальной власти
Социальная власть - присущее всякой общности людей отношение
господства и подчинения между субъектами,
опирающееся на принуждение. Государственная власть
— это публично-политическое отношение
господства и подчинения между субъектами,
опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
- она распространяется на все общество;
- носит публично-политический характер;
- опирается на государственное принуждение;
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
- действует система налогов;
- население делится по территориальному признаку;
- ей присущи легитимность, легальность и т.п.
- Понятие, сущность и назначение государства
Государство – единая политическая организация
общ-ва, которая распространяет свою власть
на все население в пределах территории
страны, издает юр.обязательные веления,
обладает спец.аппаратом управления и
принуждения, а также суверенитетом.
Сущность как философская категория означает
основное, необходимое в том или ином явлении.
Сущность – наиболее характерное, значимое в
нем, что определяет его содержание, соц.
назначение и функционирование.
При рассмотрении сущности государства
важно учитывать два аспекта:
- то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
- то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства остановиться
только на формальной стороне, тогда получится,
что древнее рабовладельческое и современное
государство тождественны по своей сущности.
Между тем это в корне неверно. Главное
в сущности государства — его содержательная
сторона, другими словами, то, чьи интересы,
прежде всего, данная организация представляет.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна.
Она не сводится только к классовым и общесоциальным
началам. Поэтому в сущности государства
в зависимости от исторических условий
на первый план может выходить любое из
вышеназванных начал.
- Понятие и классификация основных функций российского гос-ва в настоящее время
Функции государства — это основные направления деятельности
государства по решению стоящих перед
ним задач, реализуемые в хар-ных для данного
гос-ва формах и свойственными ему методами. Признаки:
- Содержание функции учитывает соц., групповые, национальные и иные интересы членов общества.
- В функциях гос-ва воплощается, раскрывается, реализуется его разносторонняя деят-ть внутри страны и на международной арене
- Функции гос-ва возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами и целями.
- Функции гос-ва различных истор. типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика соц.-эконом, духовных и полит. преобразований жизни общ-ва
Классификация основных функций:
- По времени действия - постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер);
- По особенностям объекта гос.воздействия и специфике содержания: политические, экономические, социальные, экологические, научные, правоохранительные;
- По соц. значимости: общие и отдельные; По сфере деят-ти: внешние и внутренние
- Общая характеристика основных внутренних функций российского государства
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности
государства по выполнению стоящих перед
ним внутренних задач. К внутренним функциям
современного Российского государства
можно отнести следующие:
- охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка— это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества;
- эконом. - в выработке и гос. координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме;
- налогообложения - выступает самостоятельной основной функцией Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления;
4) социальная защита - есть
направление деятельности государства,
которое призвано обеспечить нормальные
условия жизни для всего общества и социальную
защищенность личности;
5) эколог. - разработка природоохранного
законодат-ва, с помощью кот. устанав-ется
правовой режим природопользования;
6) культурная призвана обеспечить культурный и образовательный
уровень граждан.
18. Общая характеристика основных
внешних функций российского государства
Внешние функции гос-ва - это основные направления деятельности
государства по выполнению стоящих перед
ним внешних задач. К внешним ф-циям современного
Российского гос-ва относятся следующие:
- Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов.
- Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.
- Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.
19. Понятие и основные элементы
формы государства
Форма государства — это способ организации политической
власти, охватывающий форму правления,
форму государственного устройства и
политический режим.
Элементами формы государства выступают:
- форма правления (это структура высших органов гос.власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения и компенсации между ними; различают монархию и республику);
- форма государственного устройства (это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями; по форме делятся на унитарные и федеративные);
- политический (государственный) режим (это система методов, способов и средств осуществления политической власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
20. Формы государственного правления
Форма государственного правления — это структура высших органов гос.власти,
порядок их образования, взаимодействия
и распределения и компенсации между ними.
Если в качестве критерия взять положение
главы государства, то формы правления
подразделяются на монархии и республики.
Монархия — это форма правления, при которой власть
полностью или частично сосредоточена
в руках единоличного главы государства
— монарха (короля, царя, шаха, императора
и т.д.). Виды монархий:
- Децентрализованная. Хар-рна для периода феодальной раздр-сти. Гос. власть рассредот. между монархом и феодалами.
- Сословно-представительная. Власть монарха ограничена сословно-представительным органом.
- Абсолютная (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело ограничений принадлежит монарху (Бруней).
- Конституционная. Бывает двух видов: дуалистическая - верховная гос. власть разделена между монархом и парламентом. Иордании, Кувейте, Марокко; парламентская. Власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом. Испания, Япония, Великобритания, Швеция.
Республика - форма правления, при которой верховная
государственная власть осуществляется
выборными органами, избираемыми прямо
или косвенно населением на определенный
срок. Виды республик:
1. Президентская. Характеризуется соединением
в руках президента полномочий главы государства
и главы правительства. США, Мексика, Бразилия,
Аргентина.
2. Парламентарная. Президент - глава государства
с представительскими функциями и формальными
полномочиями. Исполнительную власть
осуществляет правительство во главе
с премьер-министром. Австрия, ФРГ, Швейцария,
3. Смешанная. Характеризуется сочетанием
различных элементов. Франция, Россия,
Югославия.
21. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства — это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая
его деление на составные части, взаимоотношения
между гос-вом в целом и его отдельными
частями.
Различают следующие формы государствейного устройства:
- унитарную простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. Унитарные государства бывают централизованными (на местах – представители из центра) — Швеция, Дания, и децентрализованными, в которых избираются органы местного самоуправления — Испания, Франция;
- федеративную - объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство. Виды:
а) в зависимости от принципа формирования
субъектов:
– административно—территориальная;
– национально—государственная; – смешанная;
б) в зависимости от юридической основы:
– договорная; – конституционная;
- конфедерацию (союз суверенных гос-в, созданный для достижения опр.целей – полит., эконом.). СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
- империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.
22. Политический (государственно-правовой)
режим: понятие, виды
Политический режим — это система методов, способов
и средств осуществления политической
власти. Всякие изменения, происходящие
в государстве, прежде всего отражаются
на его режиме, а он влияет на форму правления
и форму государственного устройства.
Признаки демократического режима: провозглашаются и реально
обеспечиваются права человека; население
участвует в формировании и осуществлении
государственной власти посредством прямой
(референдум) и представительной демократии;
центральные и местные органы власти выборны,
сменяемы и подотчетны избирателям; государственная
власть легитимна; реально действует принцип
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.