Предмет и метод теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.
Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_prava_v_sisteme_obschestvennykh_i_yuridichesk.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

 

  1. Территория – пространство, в рамках кот. действует суверенная гос.власть. Гос.граница – плоскость, определяющая пределы действия гос.власти как суверенной. Структурные элементы территории гос-ва: сухопутная часть, водная, подземная территория, воздушная, иные объекты)
  2. Население – совокупность индивидов, объединенных территориально и гражданством (подданством), а также общностью языка, религий, традиций. Гражданство – устойчивое правоотношение между индивидом и гос-вом, включающее взаимные права, обязанности и ответственность.
  3. Гос.аппарат – органы управления и принуждения.
  4. Суверенитет включает 2 аспекта: внешний суверенитет – независимость гос-ва и международных отношений и внутренний суверенитет – верховенство гос.власти внутри страны.
  5. Денежная система
  6. Налоги
  7. Национальное законодательство – система установленных или санкционированных гос-вом общеобязательных, формально определенных правил общего хар-ра, соблюдение которых обеспечивается и гарантируется гос-вом.
  8. Гос.символика – включает официальное наименование гос-ва, столицу, флаг, герб, гимн, гос.язык, ритуалы, церемонии, награды.

 

  1. Особенности возникновения права

 

Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Возникновение права — весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись всё меньше и меньше.

 

  1. Общая хар-ка государственной власти как особой разновидности социальной власти

 

Социальная власть - присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

  • она распространяется на все общество;
  • носит публично-политический характер;
  • опирается на государственное принуждение;
  • осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
  • действует система налогов;
  • население делится по территориальному признаку;
  • ей присущи легитимность, легальность и т.п.

 

 

  1. Понятие, сущность и назначение государства

 

Государство – единая политическая организация общ-ва, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юр.обязательные веления, обладает спец.аппаратом управления и принуждения, а также суверенитетом.

Сущность как философская категория означает основное, необходимое в том или ином явлении.

Сущность – наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, соц. назначение и функционирование.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

  1. то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
  2. то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация представляет. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

 

  1. Понятие и классификация основных функций российского гос-ва в настоящее время

 

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в хар-ных для данного гос-ва формах и свойственными ему методами. Признаки:

  1. Содержание функции учитывает соц., групповые, национальные и иные интересы членов общества.
  2. В функциях гос-ва воплощается, раскрывается, реализуется его разносторонняя деят-ть внутри страны и на международной арене
  3. Функции гос-ва возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами и целями.
  4. Функции гос-ва различных истор. типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика соц.-эконом, духовных и полит. преобразований жизни общ-ва

Классификация основных функций:

  • По времени действия - постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер);
  • По особенностям объекта гос.воздействия и специфике содержания: политические, экономические, социальные, экологические, научные, правоохранительные;
  • По соц. значимости: общие и отдельные; По сфере деят-ти: внешние и внутренние

 

  1. Общая характеристика основных внутренних функций российского государства

 

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

  1. охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка— это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества;
  2. эконом. - в выработке и гос. координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме;
  3. налогообложения - выступает самостоятельной основной функцией Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления;

4) социальная защита - есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности;

5) эколог. - разработка природоохранного законодат-ва, с помощью кот. устанав-ется правовой режим природопользования;

6) культурная призвана обеспечить культурный и образовательный уровень граждан.

 

18. Общая характеристика основных внешних функций российского государства

 

Внешние функции гос-ва - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним ф-циям современного Российского гос-ва относятся следующие:

  1. Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов.
  2. Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.
  3. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

 

19. Понятие и основные элементы формы государства

 

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы государства выступают:

  1. форма правления (это структура высших органов гос.власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения и компенсации между ними; различают монархию и республику);
  2. форма государственного устройства (это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями; по форме делятся на унитарные и федеративные);
  3. политический (государственный) режим (это система методов, способов и средств осуществления политической власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

 

20. Формы государственного правления

 

Форма государственного правления — это структура высших органов гос.власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения и компенсации между ними. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.). Виды монархий:

  1. Децентрализованная. Хар-рна для периода феодальной раздр-сти. Гос. власть рассредот. между монархом и феодалами.
  2. Сословно-представительная. Власть монарха ограничена сословно-представительным органом.
  3. Абсолютная (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело ограничений принадлежит монарху (Бруней).
  4. Конституционная. Бывает двух видов: дуалистическая - верховная гос. власть разделена между монархом и парламентом. Иордании, Кувейте, Марокко; парламентская. Власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом. Испания, Япония, Великобритания, Швеция.

Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. Виды республик:

1. Президентская. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

2. Парламентарная. Президент - глава государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Австрия, ФРГ, Швейцария,

3. Смешанная. Характеризуется сочетанием различных элементов. Франция, Россия, Югославия.

 

 

21. Форма государственного устройства

 

Форма государственного устройства — это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями.

Различают следующие формы государствейного устройства:

  1. унитарную простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. Унитарные государства бывают централизованными (на местах – представители из центра) — Швеция, Дания, и децентрализованными, в которых избираются органы местного самоуправления — Испания, Франция;
  2. федеративную - объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство. Виды:

а) в зависимости от принципа формирования субъектов:

– административно—территориальная; – национально—государственная; – смешанная;

б) в зависимости от юридической основы:

– договорная; – конституционная;

  1. конфедерацию (союз суверенных гос-в, созданный для достижения опр.целей – полит., эконом.). СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
  2. империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.

 

 

22. Политический (государственно-правовой) режим: понятие, виды

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Признаки демократического режима: провозглашаются и реально обеспечиваются права человека; население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии; центральные и местные органы власти выборны, сменяемы и подотчетны избирателям; государственная власть легитимна; реально действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Информация о работе Предмет и метод теории государства и права