Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 00:59, реферат
Конституционное (государственное) право – одна из отраслей правовой системы государства. Для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.
Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
1) основ конституционного строя государства, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА……………………………………………..………..5
ГЛАВА 2. МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РБ…………………………………………………………………….…....7
ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ…………………………………………….………………8
ГЛАВА 4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РБ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА……………………………………………………..…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….…17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА……………………………………………..………..5
ГЛАВА 2. МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РБ…………………………………………………………………….…
ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ…………………………………………….………
ГЛАВА 4. КОНСТИТУЦИОННАОЕ ПРАВО
РБ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….…17
ВВЕДЕНИЕ
Конституционное (государственное)
право – одна из отраслей правовой системы
государства. Для уяснения понятия конституционного
права необходимо определить его предмет
и метод.
Предметом конституционного права являются
общественные отношения, возникающие
в связи с закреплением и регулированием:
1) основ конституционного строя государства,
суверенитета народа и форм его осуществления,
принципов государственного устройства
и разделения властей, социального и светского
характера государства, идеологического
многообразия, верховенства конституции
в государстве;
2) взаимоотношений между государством
и личностью, правовых основ статуса граждан,
лиц без гражданства, иностранных граждан,
находящихся на территории Республики
Беларусь, прав и свобод человека и гражданина
и гарантий их реализации;
3) унитарного устройства Беларуси,
состава и компетенции местных органов
самоуправления;
4) организации и функционирования
системы высших органов государственной
власти Республики Беларусь: Президент,
Парламент, Правительство, Суд.
Метод правового регулирования конституционного
права многоаспектен, что обусловлено
многообразием содержания и сложным характером
общественных отношений, объединяемых
предметом государственного права.
Понимая под методом совокупность специфических
приемов, способов, средств воздействия
на участников этих отношений, можно выделить
наиболее существенные из них. Способом
воздействия государства на общественные
отношения, составляющие предмет конституционного
права, является наделение одной стороны
государственно-властными полномочиями.
Такой метод регулирования получил в юридической
литературе наименование метод властеотношений,
административный метод и др.
Соответственно на другую сторону
этих отношений возлагается обязанность
подчиняться велениям стороны, наделенной
такими полномочиями.
Разновидностью способов воздействия
государства на общественные отношения
является установление конкретных правомочий
участников отношений, т.е. метод равенства
сторон.
Методу регулирования общественных отношений,
составляющих предмет конституционного
права, свойственна такая особенность,
как политико-правовой характер регулирования
(закрепление в конституции моральных
принципов, категорий общественных идеалов
и т.п.).
Метод конституционного права использует
и такие классические способы воздействия
на участников общественных отношений
как дозволение, запрет, возложение обязанности,
установление равенства сторон в отношении.
Конституционное право – ведущая отрасль
права, представляющая собой совокупность
правовых норм, установленных (санкционированных)
государством, в которых закреплены основы
конституционного строя Республики Беларусь,
взаимоотношений между государством и
личностью, унитарного устройства Беларуси,
организации и деятельности системы органов
государственной власти, местного управления
и самоуправления.
ГЛАВА 1. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь как отрасли права
Словосочетание "конституционное право" употребляется в нескольких значениях:
Самостоятельность конституционного права в правовой системе Республики Беларусь обусловлена его особым предметом регулирования и методом правового воздействия на общественные отношения.
Конституционное право – это ведущая отрасль белорусского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые составляют:
Под предметом конституционного права понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти. Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества.
Конституционное право отличается от других отраслей права методом воздействия на общественные отношения. В конституционном праве преобладающими являются императивные методы, которые предполагают, что одна из сторон общественных отношений наделяется государственно-властными полномочиями общеобязательного характера. В то же время вторая сторона общественных отношений обязана исполнять правовые требования первой стороны.
В конституционном праве применяются следующие методы:
ГЛАВА 2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь
Конституционное право наряду с административным, гражданским, уголовным, финансовым и рядом иных отраслей является основной отраслью права, т.к. оперирует правовыми нормами, порожденными в недрах самой отрасли. Помимо основных отраслей существуют комплексные отрасли, которые используют правовые нормы, заимствованные из основных отраслей права.
Специфика конституционного права среди иных правовых отраслей определяется следующим:
Иные отрасли права в своих правовых нормах развивают и детализируют конституционно-правовые нормы для регулирования общественных отношений специфичных для каждой конкретной отрасли.
ГЛАВА 3. Конституционно-правовые нормы и институты
Конституционное право представляет собой определенную систему. Система конституционного права − это совокупность взаимодействующих элементов, которые характеризуют внутреннее строение данной отрасли права. К элементам системы конституционного права как отрасли права относятся:
Принципы конституционного права − это основополагающие начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права. Различают общие и специальные принципы. Специальные принципы конституционного права имеют руководящее значение лишь для отдельных норм и институтов конституционного права, например, принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст.110 Конституции Республики Беларусь), а общие − для всех конституционно-правовых норм и институтов. К общим принципам конституционного права можно отнести:
а) принцип народного суверенитета (ст.3 Конституции Республики Беларусь);
б) принцип разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь);
в) принцип верховенства права (ст.7 Конституции Республики Беларусь);
г) принцип приоритета общепризнанных принципов международного права (ст.8 Конституции Республики Беларусь) и др.
Конституционно-правовые нормы − это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет конституционного права, которые обеспечиваются принудительной системой государства. Нормы конституционного права обладают общими чертами, присущими нормам права, а также имеют свои особенности.
Специфика конституционно-правовых норм заключается в следующем:
а) нормы-принципы;
б) нормы-задачи;
в) нормы-цели;
г) нормы дефиниции.
Пример нормы-цели в Конституции Республики Беларусь: "Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство − нейтральным" − ч.2 ст.18.
Классификация норм конституционного права.
− императивные − это нормы категоричные, не допускающие отступлений от предписанного ими правила ("Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство" − ч.2 ст.10 Конституции Республики Беларусь);
− диспозитивные − допускают регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения ("Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок" − ч.5 ст. 104 Конституции Республики Беларусь);
− альтернативные − допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от конкретных условий ("Если Палата представителей отказывает в доверии Правительству, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов" − ч.9 ст.106 Конституции Республики Беларусь).
− регулятивные − непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, их большинство ("Религия и вероисповедания равны перед законом" − ч.1 ст.16 Конституции Республики Беларусь);
− охранительные − представляют определенные запреты ("Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности" − ч.3 ст.16 Конституции Республики Беларусь).
− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом ("Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство" − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);