Предмет конституционного права РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 00:59, реферат

Краткое описание

Конституционное (государственное) право – одна из отраслей правовой системы государства. Для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.
Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
1) основ конституционного строя государства, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА……………………………………………..………..5
ГЛАВА 2. МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РБ…………………………………………………………………….…....7
ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ…………………………………………….………………8
ГЛАВА 4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РБ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА……………………………………………………..…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….…17

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 1.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

− обязывающие − возлагают на субъект обязанность совершить определенные действия ("Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией" − ч.1 ст.59 Конституции Республики Беларусь);

− запрещающие − содержат запреты на совершение предусмотренных в них действий ("Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав" − ст.58 Конституции Республики Беларусь).

  1. По характеру регулируемых общественных отношений выделяют конституционно-правовые нормы:

− материальные − предусматривают содержание правовой нормы ("Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей" − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− процессуальные − определяют формы, порядок реализации материальных норм ("Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании" − ч.2 ст.82 Конституции Республики Беларусь).

  1. По действию во времени нормы конституционного права делятся на:

− постоянные (неопределенный срок действия);

− временные (определенный срок действия);

− исключительные (действуют только в чрезвычайных условиях).

Институт конституционного права − определенная совокупность норм, регулирующая сходные, однородные и взаимосвязанные отношения. К институтам конституционного права Республики Беларусь можно отнести:

− институт основ конституционного строя;

− институт правового статуса личности;

− институт референдума;

− институт президентства;

− институт конституционного контроля и др.

Классификация институтов конституционного права:

  1. С точки зрения структуры выделяют простые (унитарные) и комплексные институты конституционного права.

Простой (унитарный) институт не может быть разделен на другие меньшие по объему конституционно-правовые институты.

Комплексные институты конституционного права состоят из под институтов, которые являются институтами для более мелких делений. Например, институт правового статуса личности включает в себя институт гражданства, институт личных прав, институт политических прав и т.д. вместе с тем крупные институты конституционного права могут рассматриваться как под-отрасли конституционного права (например, парламентское право, избирательное право).

  1. По содержанию обычно выделяют следующие институты конституционного права:

− институт основ конституционного строя;

− институт основ правового статуса личности;

− институт избирательного права;

− институт президентства;

− институт законодательной власти;

− институт исполнительной власти;

− институт основ судебной власти;

− институт основ местного самоуправления и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. Конституционное право Республики Беларусь как наука и учебная дисциплина

 

Конституционно-правовые отношения − это общественные отношения, участники которых юридически взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права.

Особенности конституционно-правовых отношений:

  1. эти отношения обладают высоким политическим потенциалом;
  2. они опосредуют наиболее важные отношения, образующие устои общества и государства (отношения собственности, власти, государственное устройство и др.);
  3. они являются базовыми правоотношениями, играют определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям;
  4. многие из данных конституционно-правовых отношений являются общими правоотношениями, которым характерен высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов;
  5. конституционно-правовые отношения характеризует особый субъектный состав, в частности, одним из субъектов практически всегда выступает государство в лице своих органов или должностных лиц. Вместе с тем народ также является специфическим субъектом конституционно-правовых отношений.

Элементами конституционно-правовых отношений выступают: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты конституционно-правовых отношений − это участники данных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, предусмотренные нормами конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений в Республике Беларусь выступают:

  1. народ Республики Беларусь;
  2. государство − Республика Беларусь;
  3. граждане Республики Беларусь, их группы и собрания;
  4. иностранные граждане и лица без гражданства;
  5. административно-территориальные и территориальные единицы;
  6. государственные органы Республики Беларусь;
  7. органы местного управления и самоуправления;
  8. должностные лица;
  9. депутаты представительных органов и их объединения;
  10. общественные объединения граждан, политические партии;
  11. трудовые коллективы и другие субъекты.

Объектом конституционно-правовых отношений выступают:

  1. материальные блага (например, денежное вознаграждение депутата);
  2. нематериальные блага (например, депутатская неприкосновенность);
  3. действия (например, обращения граждан в государственные органы).

Содержание конституционно-правовых отношений составляют права и обязанности, которые осуществляют участники конституционно-правовых отношений.

Юридический факт является основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений. Юридические факты делятся на две группы:

а) события, т.е. не зависящие от воли людей (например, смерть депутата влечет возникновение правоотношений по поводу проведения дополнительных выборов);

б) действия, т.е. зависящие от воли людей (например, обращение иностранного гражданина с заявлением о приобретении белорусского гражданства).

Классификация конституционно-правовых отношений.

1. В зависимости от характера взаимоотношений субъектов конституционно-правовых отношений выделяют:

− общие конституционно-правовые отношения − в них не определены конкретные субъекты;

− конкретные конституционно-правовые отношения − в них определены конкретные субъекты с правами и обязанностями.

2. По своему содержанию выделяют:

− материальные правоотношения − возникают при реализации материальных норм;

− процессуальные правоотношения − возникают при реализации процессуальных норм.

3. По времени действия выделяют:

− постоянные (бессрочные) правоотношения;

− временные (срочные) правоотношения, например, правоотношения, возникающие в процессе проведения выборов, референдума и т.д.

В зависимости от субъектного состава выделяют различные виды конституционно-правовых отношений. Например, это правоотношения, возникающие:

а) между народом в целом, с одной стороны, и государством − с другой (республиканский референдум);

б) между избирателями и органами государственной власти (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь);

в) между избирателями и депутатами (отзыв депутата);

г) между различными государственными органами (реализация Президентом права законодательной инициативы, дача Палатой представителей согласия Президенту на назначение Премьер-министра, роспуск Президентом Палаты Представителей);

д) между государственными органами и общественными объединениями (регистрация политических партий и иных общественных объединений) и ряд других конституционно-правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционное право занимает особое место среди других отраслей права, так как с него начинается формирование всех остальных отраслей права, и в этом заключается его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более – противоречит им. Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, т.е. необходимостью базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.

 

Конституционно-правовые отношения играют определяющую роль по отношению ко всем остальным правоотношениям. Данные отношения являются основополагающими и образуют устои общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ясинская-Казаченко А.В. Конституционное право Республики Беларусь – Мн.: Амалфея, 2008.

 

  1. Конституционное право Республики: учебник / В.Н. Кивель. – Минск : Международный университет «МИТСО», 2012.

 

 

  1. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный дом, 2010.

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005.

 

 

                                                                                      

 


Информация о работе Предмет конституционного права РБ