Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:49, реферат
Поскольку в Российской Федерации президентская власть существует очень недолго, по сравнению с другими странами то рассмотрение президентской формы правления логично будет проводить на примере западных государств в которых эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию.
Введение………………………………………………………………………..…..3
Президентская форма правления на примере США………….….………...…….4
Российско-французский вариант……….…………….…………………….……16
Заключение…..…………………………………………….………………………22
Список литературы……………………………
Одним из главных условий сохранения парламенто-демократического режима в любой стране являются надежные конституционные гарантии против возможности установления диктатуры исполнительной власти. Такие гарантии предусмотрены в американской конституции в виде процедуры импичмента.
Исторический прецедент
Чрезвычайные ситуации, особенно военного времени, в любом демократическом государстве чреваты быстрым усилением исполнительной власти вплоть до установления диктатуры. С целью минимизации такой опасности "отцами-основателями" США и была предусмотрена досрочного отстранения должностных лиц, включая президента, от власти. Оно может быть осуществлено " в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие серьезные проступки и преступления ". По конституции, палате представителей предоставлено исключительное право возбуждать импичмент, она выдвигает и утверждает простым большинством голосов статьи обвинения против должностного лица. Своеобразной судебной инстанцией выступает сенат. После разбирательства дела он выносит квалифицированный большинством голосов ( две трети ) вердикт - виновно или нет должностное лицо. Приговор ограничивается простым отстранением от должности, после чего оно может быть привлечено к уголовной ответственности в обычном порядке.
В истории США процедура
Значительное усиление президентской власти, явное перемещение центра властных полномочий в федеральном правительстве к президенту произошло в нынешнем столетии. Особенно быстро этот процесс пошел в 30-е годы, в период президентства Ф. Рузвельта. В годы "нового курса" началось быстрое, широкомасштабное расширение федерального вмешательства в социально - экономическую сферу, было создано множество новых федеральных министерств и ведомств. Ф. Рузвельт несмотря на ожесточенное сопротивление консерваторов и монополий сделал нормой государственное регулирование социально-экономической жизни страны. [2]
Во время второй мировой войны и особенно в послевоенный период произошло значительное расширение фактических военных и внешнеполитических прерогатив президента. [3]
Многолетняя война во Вьетнаме, оказавшая травмирующее воздействие в 60-е и 70-е годы на общественность и политические круги. подвергла эррозии и систему разделения властей. Американский историк А. Шлезингер обоснованно писал по этому поводу: " Вера в постоянный и всеобщий кризис, страх перед коммунизмом, вера в долг и право США вмешиваться вмешиваться в любой части мира породили невиданную централизацию решений по вопросам войны и мира в руках президента. Вместе с тем, произошло беспрецедентное отстранение других правительственных ведомств, конгресса, прессы, общественного мнения от принятия этих решений. Длительная война во Вьетнаме усилила тенденцию как к централизации, так и отстранения. Таким образом, имперское президентство выросло за счет конституционного порядка... И по мере того, как оно поглощало традиционное разделение властей в сфере внешней политики, оно начало стремиться к эквивалентной централизации власти и во внутренней политике. " К этому рассуждению следует добавить, что концентрация власти в руках президента проходила с молчаливого одобрения конгресса, и общественного мнения, которые именно в силу кризисного мышления активно поддержали президентскую политику в духе " холодной войны ".[3]
Шлезингер вполне обоснованно определил президентство Р.Никсона как "имперское". При Никсоне процесс усиления президентской власти за счет прерогатив законодательной пошел ускоренными темпами. Фактически после переизбрания в 1972 г. под видом реорганизации федерального аппарата исполнительной власти Никсон и его окружение попытались сделать шаг к единоличному режиму правления, а именно ввести ключевые посты в состав президентского аппарата, т.е. сделать надведомственными и вынести их из-под контроля конгресса, заметно ограничить конституционную "власть кошелька" конгресса, развернули чистку в администрации и противозаконные гонения на неугодных карьерных чиновников, попытались жестоко подчинить себе ФБР и ЦРУ. Кроме того, как выяснилось во время уотергейских расследований, президент и его подчиненные прибегали к систематическому нарушению законности в борьбе с политическими противниками. [3]
Все эти действия вызвали резкое противодействие конгресса, поскольку они в числе прочего ставили законодателей в жесткую зависимость от воли Белого дома и в политическом, и в личном плане. Некоторые либеральные сенаторы-демократы в начале 1973 г. предприняли в своих штатах кампанию мобилизации избирателей против президента, не без оснований опасаясь, что "имперское президентство" несет прямую угрозу демократии. Одним из способов обуздания Р. Никсона стало сенатское расследование уотергейского скандала. [3]
Процедура импичмента против Р. Никсона была начата юридическим комитетом палаты представителей после того, как он уволил в октябре 1973 г. специального прокурора А. Кокса, проводившего самостоятельное расследование скандала. Этот шаг вызвал буквально взрыв возмущения в конгрессе и стране, поскольку был воспринят как попытка президента поставить себя выше закона. За несколько дней в Вашингтоне были получены тысячи телеграмм с требованием импичмента. Массовая волна антипрезидентских настроений была использована и для принятия закона, заметно ограничивающего военные полномочия президента. [3]
В конце июля 1974 г. юридический комитет палаты представителей утвердил три статьи импичмента Р. Никсона. Обнародование содержания одной из магнитофонных пленок президента в соответствии с решением Верховного суда вызвало новый взрыв возмущения общественности. Стало ясно, что президент в своих публичных заявлениях постоянно лгал о собственной роли в уотергейтском деле. Чтобы быть оправданным по импичменту ему требовалось 34 голоса, он же мог рассчитывать лишь на 12-15 голосов в сенате. 9 августа Р. Никсон вышел в отставку и стал первым американским президентом, закончившим политическую карьеру таким образом. Через месяц новый президент Дж. Форд предоставил ему "полное, свободное и абсолютное помилование... за все преступления против Соединенных Штатов, которые он совершил или мог совершить", будучи президентом. Таким образом, в отношении Никсона процедура импичмента не дошла даже до конца первой стадии. [3]
В послеутергейтский период с целью уменьшения возможности создания режима единоличной власти конгресс принял ряд серьезных законодательных мер помимо упоминавшегося закона о военных полномочиях. Эти меры ограничивали различные прерогативы президента, усиливали контроль законодателей и общественности за его деятельностью.
Конечно, какие-то однозначные выводы о закономерностях эволюции института президентства в США требуют масштабных исследований, возможно, с привлечением количественных методов. В статье допустимо высказать лишь предварительные соображения. Наиболее важен вопрос о тенденции роста и усиления президентской власти в послевоенный период. [5]
Ранее в советской американистике в угоду идеологической схеме о "всеобщем кризисе капитализма" эта тенденция однозначно трактовалась как постоянная и неизменная, которая рано или поздно должна привести к созданию авторитарного режима правления. Реальные факты говорят о том, что картина совершенно иная. После Вьетнама и "уотергейта" произошло заметное усиление политической роли конгресса, т.е. законодательной власти, в рамках системы разделения властей. Если в довьетнамский период ссылки президентов на "советскую угрозу" и "коммунистическую агрессию" в обстановке страха внутри страны практически развязывали им руки во внешней политике, то после Вьетнама и "уотергейта" этого не происходит. США, приняв на себя роль "мирового жандарма", надорвались во Вьетнаме. И этот травмирующий опыт, усиленный эффектом "уотергейта", "имперского президентства" Никсона, вынудил, в частности, конгресс принять меры, направленные на предотвращения в будущем таких рискованных "испытаний на прочность" всей системы. [3]
В настоящее время, видимо, создание "имперского президентства", а тем более какого-то подобия авторитарного режима в США попросту политически невозможно. Об этом свидетельствуют множество фактов как внутри-, так и внешнеполитических. В частности, в сфере внешней политики к ним относятся: ирангейтский кризис, быстро вернувший президента в рамки законности; невозможность для президента по закону использовать военную силу за рубежом более двух месяцев без санкции конгресса; фактический законодательный запрет в 80-е годы на возможную вооруженную интервенцию в Никарагуа и др. [5]
Значительно усилилась роль конгресса и во внутриполитической сфере, в частности при формировании федерального бюджета. Однако неправомерно говорить и об уменьшении роли президентской власти, в целом федерального правительства при регулировании социально-экономических процессов внутри страны, хотя консерваторы во главе с Р. Рейганом в начале 80-х пытались ее ограничить. В частности, Рейгану удалось сократить численность служащих многих федеральных ведомств, в то же время общее число федеральных служащих при нем возросло, в основном за счет Пентагона и министерства финансов. [2]
В настоящее время, по видимому, можно говорить о создании какого-то динамического равновесия между президентской властью и конгрессом, при котором не происходит усиление одной власти за счет другой. Шаги в направлении "имперского президентства" быстро пресекаются, чем обеспечивается сохранение демократического политического строя в стране. Вместе с тем не допускается и серьезное сокращение регулирующей роли исполнительной власти внутри страны, что в конечном счете отражает позицию большинства избирателей, заинтересованных в социальной защищенности со стороны федерального правительства. [4]
Теперь, после столь
подробного рассмотрения структуры
правления в США, рассмотрим как
реализуются президентские
Президент РФ на основе и во исполнение Конституции РФ и законов РФ издает указы имеющие обязательную силу на всей территории страны.
Президент имеет право издавать указы нормативного характера по ряду вопросов, относящихся к ведению парламента. Указы должны соответствовать Конституции, а парламент может отменить или изменить любой из них. [1]
Президент США, к примеру, издает обязательные для применения исполнительные приказы, заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. На практике конгресс либо прямо делегирует президенту законодательные полномочия по определенным вопросам, либо формулирует законы в столь общих выражениях, что их применение требует детализации в нормативных указах президента. [4]
Во Франции парламент может принимать законы только по тем вопросам, перечень которых установлен конституцией. Парламент вправе разрешить правительству осуществлять мероприятия, обычно относимые к сфере закона. В конечном счете это право осуществляется президентом, так как только он может подписать ( или не подписать ) соответствующий акт правительства. [3]
Президент РФ обязан оформлять своим указом решения возглавляемого им Совета Федерации. В системе органов исполнительной власти США и Франции нет и намека на органы, которые вправе были бы принимать решения, обязательные для президентов.
Президент РФ обязан представлять Совету Федерации ежегодные доклады о положении дел страны и информировать его о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики РФ. Президент регулярно присутствует на заседаниях Совета Федерации, выступает на них, отвечает на вопросы депутатов. [6]
В США президент периодически
дает конгрессу информацию о положении
дел в стране и рекомендует
ему рассмотреть такие примеры,
которые президент считает
Президент Франции на заседаниях парламента не присутствует и сносится с ним посредством посланий, которые не обсуждаются. Не существует никаких обязанностей президента относительно тематики и сроков направления таких посланий.
Президент РФ может вернуть закон со своими возражениями в Совет Федерации для повторного обсуждения и голосования. Если Совет Федерации двумя третями голосов подтвердит ранее принятое им решение, президент подписывает закон. Аналогичное правило существует и в отношениях президента и конгресса США. [3]
Президент Франции также может потребовать от парламента нового обсуждения принятого им закона. Но потребность возвращения закона в парламент в значительной степени уменьшается, а то и вовсе исчезает в связи с тем обстоятельством, что обсуждение законопроектов в парламенте происходит только по тексту, представленному правительством, а к тексту, выработанному в случае разногласий между палатами смешанной комиссией не может быть принята никакая поправка, если с ней не согласно правительство.
Президенты РФ и США не имеют никаких полномочий на роспуск парламента. Во Франции президент может распустить Национальное собрание. При принятии такого решения он руководствуется собственными соображениями и лишь консультируется с премьер-министром и председателями палат парламента, но мнения этих лиц для него не обязательны.
Информация о работе Президентская модель власти: западный и российский варианты