Президентская модель власти: западный и российский варианты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:49, реферат

Краткое описание

Поскольку в Российской Федерации президентская власть существует очень недолго, по сравнению с другими странами то рассмотрение президентской формы правления логично будет проводить на примере западных государств в которых эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…..3
Президентская форма правления на примере США………….….………...…….4
Российско-французский вариант……….…………….…………………….……16
Заключение…..…………………………………………….………………………22
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Президентская модель власти.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Президент РФ имеет в  своем подчинении Кабинет министров, который формируется им с учетом мнений Совета Федерации. Кабинет министров  самостоятельно принимает свои постановления  и распоряжения которые могут  быть отменены президентом и Советом  Федерации. Структура кабинета определяется Советом Федерации по предложению президента. В США определение структуры кабинета - личная прерогатива президента, который является главой правительства и потому конгресс не имеет никакого влияния на назначение или освобождение главы правительства (если только он не уличен в государственной измене, взяточничестве или других преступлениях). Французский президент председательствует в совете министров. Содержание решений правительства зависит от президента, так как только он подписывает ордонансы и декреты, обсужденные в совете министров, то есть придает им законную силу, а может и отказать в этом. Состав правительства определяется президентом по представлении премьер-министра. Парламент одобряет или отклоняет программу правительства, но не кандидатуру премьер-министра. [6]

Назначение президентом  РФ членов кабинета министров требует  согласия Совета Федерации. Освобождение их от должности также должно быть согласованно с Советом Федерации. Президент США назначает глав министерства с совета и согласия сената. Но вопрос об освобождении министров президент на практике не согласовывает с сенатом. Французский президент назначает по предложению премьер-министра других членов правительства и прекращает их полномочия. Ни в том ни в другом случае согласия парламента не требуется. [1]

Выражение Советом Федерации  недоверия кабинету министров влечет за собой его отставку. Президент  не может воспрепятствовать отставке кабинета. Конгресс США не имеет  права принимать решение об отставке кабинета. Во Франции парламент может выразить недоверие правительству. В этом случае премьер обязан вручить президенту заявление об отставке правительства. Президент либо принимает отставку, либо распускает парламент.

Президенты РФ,США  и Франции являются главнокомандующими вооруженными силами страны.

В РФ президент объявляет  общую или частичную мобилизацию, объявляет военное положение  в отдельных местностях. Военное  положение по всей стране может быть введено только Советом Федерации. Президент также объявляет состояние войны в случае нападения на РФ и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Совета Федерации. В случае необходимости выполнения международных договорных обязательств решение об объявлении состояния войны и использовании Вооруженных Сил принимается только Советом Федерации. В США только конгресс объявляет войну. Но если президент вынужден без промедления и без предварительного согласия конгресса использовать вооруженные силы то он может это сделать, представив в течение 48 часов доклад о причинах такой акции. Она не может продолжаться более 60 дней если конгресс не продлит этот срок. Во Франции право объявления войны принадлежит парламенту. Вооруженными силами распоряжается правительство, в котором председательствует президент. Осадное положение декретируется советом министров, но декрет подписывается президентом. [1]

В случае восстания против правительства какого-либо штата  президент США может по ходатайству  властей штата президент США  может по ходатайству властей  штата использовать для подавления восстания Национальную гвардию и регулярные войска. Если президент считает, что в штате организуются незаконные препятствия функционированию государственной власти и исполнению законов, создаются и активизируются незаконные объединения или вспыхивают мятежи, он может самостоятельно, без помощи со стороны властей штата, использовать Национальную гвардию и регулярные войска для восстановления порядка. Президент вправе использовать вооруженные силы в случае неспособности властей обеспечить исполнение законов США обычными средствами. Решение президента о применении его военных полномочий внутри страны не подлежит судебному рассмотрению. [3]

Когда институты Французской  республики, независимость нации, целостность  территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой и нормальное функционирование конституционных государственных властей прервано, президент принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами. Не предусматривается необходимость разрешения или необходимость разрешения или одобрения этих мер кем бы то ни было. Президент должен только проконсультироваться по этому поводу с премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом, мнение которых для него не обязательно. Объем принимаемых президентом мер неограничен и дает ему возможность фактически подменять собой и правительство, и парламент. [1]

Президентское правление  может вводиться президентом  РФ как временная мера в местностях, где в описанном выше порядке  уже объявлено чрезвычайное положение, и при условии, что в этих местностях органы государственной власти и управления не обеспечивают надлежащего осуществления своих функций президентское правление вводится при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики.

Президент РФ может быть смещен парламентом в случае нарушения  им Конституции и законов РФ. Решение  о смещении принимается не менее  чем двумя третями голосов  от общего числа депутатов. В США  президент может быть отстранен  от должности после осуждения за государственную измену, взяточничество или другие преступления. Дело по отстранению президента возбуждается палатой представителей и рассматривается сенатом. Он не может быть осужден без согласия двух третей присутствующих сенаторов. Президент Франции не несет ответственности за действия, совершаемые им при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. Обвинение может быть предъявлено только идентичными решениями палат парламента. Судит президента высшая палата правосудия. [5]

Таким образом как  мы видим, хотя и при установлении в России президента было очень много  мнений о том что президент  это почти то же самое, если не хуже чем монарх, на самом деле это  не так. Все зависит от конституции  и предоставляемых ею полномочий президенту. В разных странах разные права и возможности у президентов. В США на данный момент наблюдается баланс между законодательной властью ( конгрессом ) и исполнительной ( президент ). Во Франции у президента прав больше чем где бы то ни было. А вот в России как раз наоборот - прав у президента намного меньше чем в других странах. Правда с выходом новой Конституции РФ прав и полномочий у нашего президента стало несколько побольше. [6]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Зарубежная практика президентской власти убедительно свидетельствует о важности института президентства в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни.

Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов института  президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место  в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. В Основном законе и других правовых нормах должны быть максимально четко и полно определены статус главы государства, его полномочия и пределы этих полномочий. Придание президентской власти институционального характера невозможно без тщательной правовой регламентации взаимоотношений президента с правительством, парламентом, местными органами власти. Оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития. Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы. Опыт института президентства в разных странах и многие его правовые нормы, которые проявили свою целесообразность в зарубежной практике, несомненно, полезны в эволюции института президентства в России. Выбор модели государственного устройства зависит от множества факторов: это и традиции государства, которые предопределяют направления развития общества в целом и государственного устройства в частности, это и менталитет народа, его политическая  и правовая грамотность, нельзя не отметить и роль личности в истории - известно, что достаточно часто конституции писались под конкретных политических лидеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета, 1993, 25 декабря.
  2. Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации: историко-теоретическое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Уфа, 2000.
  3. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. – М., 1995.
  4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие./Под общей ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. – М.: МГСУ, Союз, 1997.
  5. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994.
  6. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985

 


Информация о работе Президентская модель власти: западный и российский варианты